Новая консультация для ресторанного бизнеса
Кому будет полезна информация:
- ресторанам, кафе, организациям общественного питания, работающим по договорам коммерческой концессии (франчайзинга) с брендами общественного питания
Проблема
Клиентом – рестораном итальянской кухни (далее – ресторан) – заключен договор коммерческой концессии (франчайзинга) с российским брендом общественного питания (далее – бренд), в соответствии с которым клиенту был предоставлен комплекс исключительных прав, включающий права на использование товарного знака бренда (в том числе, в рекламе, на вывесках, меню, униформе сотрудников), деловой репутации и коммерческого опыта бренда, стандартов обслуживания. Условиями договора установлено, что 1. качество обслуживания клиентов ресторана должно соответствовать стандартам качества обслуживания, применяемым брендом; 2. бренд вправе проводить периодические проверки соблюдения рестораном стандартов качества обслуживания; 3. в случае несоответствия качества обслуживания клиентов рестораном бренд вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке. После проведения очередной проверки рестораном было получено уведомление бренда о расторжении договора в одностороннем порядке и требование о прекращении использования рестораном комплекса исключительных прав бренда в течение двух недель с момента получения уведомления о расторжении договора.
Риски
- прекращение деятельности ресторана;
- убытки в виде расходов, связанных с открытием и функционированием ресторана (в том числе, расходы на аренду и ремонт помещения, приобретение оборудования, мебели, продуктов и т.д., расходы на оплату труда, рекламу, оформление лицензий и др.);
- расходы, связанные с закрытием ресторана (в том числе, на демонтаж и вывоз оборудования и мебели, демонтаж вывесок и рекламных конструкций, увольнение персонала и др.).
Варианты решения
В договор коммерческой концессии рекомендуется включить следующие условия:
1. Условия об ответственности ресторана за нарушение стандартов качества обслуживания, применяемым брендом, в виде перечня/таблицы с указанием конкретных видов нарушений (например, «неопрятный внешний вид обслуживающего персонала», «неубранный стол», «сломанный предмет мебели в зоне обслуживания»), размеров штрафов за каждое нарушение, срока устранения каждого нарушения. Для нарушений, которые невозможно устранить в течение нескольких дней (например, замена или ремонт «сложного» оборудования), указать, что «срок устранения нарушения согласовывается сторонами дополнительно». Сроки устранения таких нарушений должны быть согласованы сторонами в письменной форме путем обмена официальными письмами, электронными сообщениями или в другой форме коммуникации, признанной сторонами договора официальной для таких случаев. «Идеальным» было бы условие о возможности применения штрафов только за повторные / не устраненные нарушения.
2. Условия о порядке устранения нарушений стандартов качества обслуживания, применяемым брендом. Например: «По результатам проверки стандартов качества обслуживания бренд направляет ресторану письменное уведомление о выявленных нарушениях. Ресторан в течение ___ рабочих дней направляет мотивированный ответ на уведомление о согласии / не согласии с выявленными нарушениями, причинах нарушений, планируемых сроках устранения нарушений. В течение ___ рабочих дней с момента устранения выявленных нарушений ресторан уведомляет бренд об устранении нарушений. Бренд должен провести повторную проверку в течение ___ рабочих дней с момента получения уведомления об устранении нарушений. По результатам повторной проверки бренд направляет ресторану письменное уведомление об отсутствии / наличии нарушений. В случае выявления нарушений при повторной проверке ресторан в течение ___ рабочих дней направляет мотивированный ответ на уведомление с указанием причин неустранения нарушений и сроков их устранения».
3. Условия о расторжении договора
3.1. Бренд вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения договора, если нарушения, выявленные при повторной проверке, не были устранены рестораном в срок, согласованный сторонами или установленный договором, два и более раз подряд в течение одного календарного месяца.
3.2. В случае одностороннего отказа брендом от исполнения договора по причинам, не связанным с какими-либо нарушениями договора рестораном, бренд должен возместить расходы ресторана, связанные с открытием и функционированием ресторана (в том числе, расходы на аренду и ремонт помещения, приобретение оборудования, мебели, продуктов и т.д., расходы на оплату труда, рекламу, оформление лицензий и др.). Бренд должен осуществить возмещение расходов в течение ___ рабочих дней с момента получения от ресторана калькуляции расходов.
или
В случае одностороннего отказа брендом от исполнения договора по причинам, не связанным с какими-либо нарушениями договора рестораном, бренд должен выкупить у ресторана оборудование, мебель, рекламные материалы, униформу и др. ТМЦ по ценам, согласованным сторонами, но не ниже среднерыночных цен на аналогичные товары
3.3. В случае прекращения действия договора ранее окончания срока действия, установленного договором, по любым основаниям ресторан должен прекратить функционирование (в том числе, осуществить демонтаж и вывоз оборудования, мебели, рекламных конструкций и др. необходимые для закрытия действия) в течение от 2 до 5 календарных месяцев (в зависимости от «размера» точки) с даты получения уведомления от бренда о расторжении договора в одностороннем порядке или даты подписания сторонами соглашения о расторжении договора.
https://businessandlaw.ucoz.net/index/dlja_restorannogo_biznesa_organizacij_obshhestvennogo_pitanija/0-41
Ассоциация юристов "Бизнес и право"
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: