Сколько денег женщины платили, чтобы "арендовать" гладиатора себе на 1 нoчь в Древнем Риме?
В Древнем Риме многочисленные толпы платили, лишь чтобы воочию пережить аренные поединки гладиаторов, где они сражались за свою и чужую славу.
В эпоху Древнего Рима гладиаторы не просто были рабами, развлекавшими толпу на арене. Многие из них возвышались до статуса настоящих суперзвёзд своего времени.
Гладиаторов восхищались и осуждали одновременно. Как отмечает римский писатель Тертуллиан в своих трудах: "На арене насмешки, ненависть и оскорбления, сменяясь мгновенно аплодисментами, овациями и любовью, бездоказательно выражались толпой... Они любят тех, кого презирают" ("De Spectaculis", XXII).

Интерес к гладиаторам среди древних римлян, особенно среди женщин, был непреходящим. Некоторые женщины даже покупали пот гладиаторов на рынках в надежде улучшить состояние своей кожи, а кровь поверженных воинов употребляли внутрь, считая, что это поможет им зачать сильного наследника.
Однако помимо этого, у многих женщин (как можно предположить) был и совершенно естественный интерес к самым известным, сильным и привлекательным гладиаторам. Этот интерес распространялся даже на женщин из высших кругов общества, включая даже жён императоров, например, Фаустины Младшей, супруги императора Марка Аврелия. Ходили слухи, что именно её любимец-гладиатор был настоящим отцом сына Фустины и Марка Аврелия, императора Коммода.
Поэтому неудивительно, что знатные дамы часто нанимали гладиаторов для различных целей, оставаясь в рамках приличия.
Но сколько стоило это удовольствие? Подробности об этом в нашей новой статье:

Сколько денег зарабатывали гладиаторы?
Для военнопленных, рабов или осужденных преступников, которые попали под власть ланиста, самой высоко ценной наградой считалось не только выжить на аренах гладиаторских боев, но и добиться освобождения.
У бывших рабов (или свободных лиц, а также бывших военных) участие в гладиаторских поединках представляло собой способ заработка и приобретения известности, хотя и сопряженный с риском для их жизни. Тем не менее, "свободные" гладиаторы на арене были крайне редким явлением.
И хотя выигранные призы доставались ланисту (владельцу гладиаторской школы и его гладиаторам-рабам), он периодически делился частью заработка с последними.
В среднем гладиаторы получали от 12 до 60 сестерциев призовых за один поединок, если они были рабами, проживающими в гладиаторской школе. В зависимости от статуса или популярности гладиатора его призовой фонд мог достигать до 200-300 сестерциев за одно сражение, но это было редкостью.
Для сравнения, в 177 году нашей эры обычный римский легионер получал годовое жалованье в размере 1200 сестерциев. В провинциях 1 сестерций стоил 0,5 кг говядины, а в Риме за эту сумму можно было купить 1-2 курицы. Вход в баню обходился в 0,06 сестерциев, а рослого раба можно было купить за 2000 сестерциев. Для выкупа своей свободы гладиатору требовалось накопить от 1500 до 3000 сестерциев. Призовые за одно сражение на арене составляли в среднем 50 сестерциев, таким образом, ему приходилось выступить на арене около 40-50 раз и при этом сохранить свою жизнь.

Эскорт услуги гладиаторов
Помимо публичного почитания, гладиаторы пользовались неограниченным вниманием со стороны поклонниц. Женское восхищение гладиаторами было широко известным феноменом. Римский поэт II века Ювенал в своей "Сатире VI" описывает реальный случай Эппии, жены сенатора, которая оставила своего мужа ради гладиатора и бежала с ним в Египет. Древнеримский поэт Овидий утверждал, что лучшее место для знакомства с римскими женщинами - арены гладиаторских игр, так как там всегда присутствовало большое количество женщин.
Ланиста, владелец гладиаторской школы, иногда предпочитал не часто отправлять своих известных и востребованных гладиаторов на арену, если они могли принести больше дохода живыми, чем мертвыми. Вместо этого он предпочитал сдавать их в аренду состоятельным женщинам, многие из которых мечтали провести ночь с смелыми и дикими гладиаторами.
Историк Филип Матышак отмечает, что многие богатые дамы, нанимая гладиаторов в качестве телохранителей на ночь, надеясь, что их тело действительно будет "охраняться" очень тщательно».
Известно, что гладиаторство было выгодным занятием для самого гладиатора, который получал значительную часть прибыли за свои усилия.
Из существующих исторических источников видно, что стоимость "аренды" гладиатора на один день составляла примерно те же затраты, которые ланисты вложили в его подготовку к бою, включая питание, тренировки и другие расходы для поддержания его формы и боевой готовности.
В эпоху Антонинов минимальные затраты на выступление гладиатора оценивались приблизительно в 3000 сестерциев, что в два раза превышало годовую зарплату обычного римского легионера.
Мда. Фильм "Спартак" сильно исказил историю гладиаторов.