Историческая миссия "Одиссея" на Луну знаменует собой веху в достижении поверхности Луны
Посадочный модуль IM-1 компании Intuitive Machines, также называемый “Одиссей” или "Оди", находится на поверхности Луны после возникновения неожиданных проблем за несколько часов до приземления.
“Я знаю, что это был неудачный полет, но мы на поверхности и ведем передачу”, - заявил генеральный директор Intuitive Machines Стив Альтемус в прямом эфире. “Добро пожаловать на Луну”.
Компания смогла подтвердить, что центр управления полетами получил сигналы с поверхности Луны вскоре после приземления. Но только два часа спустя интуитивные машины сообщили, что космический корабль “поднялся в вертикальное положение и начал отправлять данные”, согласно обновлению компании на X, ранее известном как Twitter.
В очередном обновлении в пятницу утром Интуитивные машины показали, что космический корабль “жив и здоров”, и диспетчеры миссии пытались загрузить научные данные с корабля.
“Мы продолжаем узнавать больше о конкретной информации о транспортном средстве (широте / Lon), общем состоянии и отношении (ориентации)”, - говорится в сообщении компании в своем обновлении, добавляя, что дополнительная информация ожидается на пресс-конференции в пятницу днем.
Положение космического корабля было ключевым вопросом с момента приземления в четверг вечером, поскольку проблемы со связью стали насущной проблемой, и диспетчеры сообщили, что получают слабые сигналы от аппарата.
И хотя Intuitive Machines заявила, что также работает над обработкой изображений с камер Odysseus, компания пока не поделилась никакими снимками с места посадки.
Тем не менее, космический корабль уже совершил исторический подвиг, став первым коммерческим космическим аппаратом, совершившим мягкую посадку на Луну, и первым аппаратом американского производства, приземлившимся на лунной поверхности с тех пор, как программа "Аполлон" завершилась более пяти десятилетий назад. Эта миссия представляет ключевой интерес для основного заказчика Intuitive Machines, НАСА, которое стремится исследовать Луну с помощью роботов-исследователей, разработанных частными подрядчиками, прежде чем отправить туда астронавтов позже в этом десятилетии в рамках своей программы Artemis.
“Сегодня впервые более чем за полвека США вернулись на Луну”, - сказал администратор НАСА Билл Нельсон. “Сегодня день, который демонстрирует силу и перспективность коммерческих партнерств НАСА. Поздравляем всех, кто участвовал в этом великом и дерзком квесте.”
‘Динамичная ситуация’
"Одиссей" приземлился в 18: 23 по восточному времени в четверг, согласно данным Intuitive Machines, после того, как с помощью бортового двигателя, работающего на метане, направился к изрытой кратерами поверхности и быстро снизил скорость на 4000 миль в час (1800 метров в секунду).
За пару часов до посадки интуитивные машины показали, что очевидная проблема с навигационными системами ’Одиссея“ вынудила спускаемый аппарат полагаться на экспериментальные технологии, что привело к ”динамичной ситуации", по словам Гэри Джордана, менеджера по коммуникациям НАСА.
“Интуитивно понятные машины приняли решение переназначить основные навигационные датчики ”Одиссея" ... для использования датчиков навигационного доплеровского лидара НАСА (или NDL)", - говорится в веб-трансляции.
Полезная нагрузка лидара - это экспериментальная технология, которую НАСА оплатило для тестирования полета в рамках миссии. Он не предназначался для выполнения функциональных задач. Но инженеры смогли быстро внести исправления, позволяющие обойти собственное неисправное оборудование "Одиссея" и использовать экспериментальный лидар НАСА. NDL предназначен для запуска лазерных лучей на землю для точного измерения скорости и направления полета, по словам Фарзина Амзаджердяна, главного исследователя прибора НАСА.
Быстрое переключение передач позволило миссии продвинуться вперед, несмотря ни на что.
Миссия IM-1 проходит на фоне возобновившегося международного стремления к поверхности Луны. С момента окончания советско-американской космической гонки 20 века, Китай, Индия и Япония высадили космические аппараты на Луну - причем последние два совершили свои первые приземления за последние шесть месяцев.
Спускаемый аппарат "Одиссей" размером с телефонную будку провел прошлую неделю в космосе, преодолев около 620 370 миль (1 миллион километров) в пустоте, прежде чем выйти на лунную орбиту в среду утром. Модель космического корабля представлена ниже.
Что "Одиссей" привезет на Луну
Интуитивно понятные машины предназначались для посадки "Одиссея" возле Малаперт А, ударного кратера недалеко от южного полюса Луны — района, характеризующегося коварной и скалистой местностью.
По данным НАСА, Малапертатный регион А является относительно плоским по сравнению с его окрестностями. И местоположение стратегическое: Южный полюс представляет широкий международный интерес, поскольку предполагается, что там хранятся запасы водяного льда, который может быть преобразован в питьевую воду или даже ракетное топливо для будущих миссий.
В дополнение к лидару NASA paylaod, пять других научных приборов космического агентства были установлены на борту "Одиссея’ в рамках контракта Intuitive Machines с NASA стоимостью до 118 миллионов долларов.
“Полезная нагрузка НАСА будет сосредоточена на демонстрации технологий связи, навигации и точной посадки, а также на сборе научных данных о взаимодействии шлейфа ракеты и поверхности Луны, а также о космической погоде и взаимодействии поверхности Луны, влияющих на радиоастрономию”, - сообщает космическое агентство.
Ожидается, что "Одиссей" проработает на поверхности Луны до семи дней, прежде чем место посадки погрузится в лунную ночь, когда низкие температуры сделают аппарат неработоспособным.
На борту также представлены произведения искусства и технологии коммерческого сектора. Они включают в себя изоляционный материал, разработанный Columbia Sportswear, предназначенный для защиты "Одиссея" от резких температур на Луне, и памятные полезные предметы, такие как скульптура, изображающая фазы Луны, разработанная в консультации с художником Джеффом Кунсом.

Кроме того, для поездки была использована камера, разработанная студентами Авиационного университета Эмбри-Риддл в Дейтона-Бич, Флорида. Устройство под названием EagleCam было настроено на то, чтобы отделиться от посадочного модуля и сделать селфи с "Одиссеем", и университет подтвердил в четверг, что полезная нагрузка доставила ее на поверхность в целости и сохранности. По состоянию на утро пятницы не было ясно, когда станут доступны изображения и станут ли доступны вообще.
Шансы на успех
Эта миссия была осуществлена после того, как другой коммерческий партнер НАСА, компания Astrobotic Technology, отказалась от попытки совершить посадку на Луну за несколько часов до начала своей миссии в прошлом месяце. Из-за критической утечки топлива спускаемому аппарату "Сапсан" не хватило горючего, чтобы достичь поверхности.
“Мы отправляемся в 1000 раз дальше (в космос), чем Международная космическая станция”, - сказал Альтемус, генеральный директор Intuitive Machines, перед запуском ’Одиссея". “Затем мы летим к орбитальному телу, у которого нет атмосферы, способной замедлить (космический корабль). … Все это должно быть сделано с помощью двигательной установки. И мы делаем это автономно или роботизированно, без вмешательства людей.”
Особенно в условиях конкуренции со стороны Китая, США стремятся восстановить свое присутствие на Луне. НАСА стремится выполнять научные миссии с использованием роботов, стремясь узнать больше об окружающей среде Луны через частных партнеров, поскольку оно сосредоточено на подготовке к высадке астронавтов на Луну. Космическое агентство планирует в 2026 году осуществить первую миссию с экипажем на поверхность.
В программе "Артемида" уже были задержки. Альтемус сказал, что он предполагает, что такие компании, как Intuitive Machines, работающие в рамках программы NASA Commercial Lunar Payload Services, или инициативы CLPS, могли бы поддержать усилия США на Луне, если миссии астронавтов столкнутся с дальнейшими сбоями в расписании.