Можно ли публиковать музейные предметы и коллекции

Музеи как источник формирования и сохранения культурного наследия
Здравствуйте, дорогие читатели!
Россия – огромное государство со своей прекрасной и многовековой историей. Для сохранения истории страны существуют музеи и музейные комплексы. Вот даже президент Путин сегодня в федеральном послании сказал, что нужно сохранять наше культурное наследие. И это правильно!
Бывает, что и дня не хватит, чтобы посмотреть на все экспонаты только в одном музее. Многие из нас путешествуют по России, знакомятся с культурой и обычаями. В каждом регионе есть свои "жемчужины", где можно найти целое собрание шедевров как живописи, так и скульптуры. В Москве, к примеру, можно посетить великолепную Третьяковскую галерею, Пушкинский музей, огромное количество усадеб, дома-музеи известных исторических личностей.
Вчера у меня появилось время и смогла посетить Государственный музей А.С. Пушкина, что на Пречистенке. Покажу много фото, чуть ниже по тексту. Сначала разберем один вопросик.
Может ли музей запретить реализацию книг и просить суд изъять их из оборота?
Разные вопросы поступают на изучение к юристам, поскольку не на все юридические вопросы можно найти ответы из какого-нибудь суперумного чат-бота, так как ему надо еще "учиться и учиться". Практика наших судов может помочь конкретно ответить на непростой вопрос. В начале года ко мне обратилась знакомая и спросила о том, может ли музей (дословно, орфография и пунктуация сохранены):
запретить все наши книжки, так как в них без разрешения музея использованы изображения скульптур, которые находились на территории музея. И что делать? Правда ли, что могут изъять из оборота книжки, если мы не получили согласие музея?
Ответ юриста
Да, это так, вполне могут! Лучше договориться с музеем в досудебном порядке. Почему-то многие читают только общие положения ГК РФ, но забывают о том, что есть и специальные законы.
Читают, значит, статью 1282 ГК РФ, анализируют, делают прекрасные выводы, что произведение изобразительного искусства может быть использовано в рекламе без согласия правообладателя, если оно перешло в общественное достояние. Да, это так, но с шедеврами, которые расположены в музеях, совсем не так все просто.
Например, конкретно по ситуации, описанной в вопросе, работает статья 36 федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", где указано, что производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров с использованием изображений, в частности, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, осуществляется с разрешения их дирекций.
Кстати, даже практика имеется. Поэтому требования музея вполне правомерны. Например, постановление суда по интеллектуальным правам от 9 июня 2018 г. № С01-324/2018 по делу № А40-256706/2016.
Важно! Узнать, включено ли конкретное произведение искусства в Музейный фонд РФ, можно, обратившись к Государственному каталогу Музейного фонда РФ, разработанному Министерством культуры РФ.
Что можно посетителям музеев, а что нельзя?
Посетителям музеев важно лишь ознакомиться с правилами музеев, фотосъемка разрешена только тех объектов, которые не запрещены к фотографированию дирекцией музея (может быть установлена табличка рядом с экспонатом о запрете съемки).
Как правило, фотографировать можно почти все, главное, чтобы не было вспышки. На профессиональную фотосьемку должно быть разрешение. Правила посещения музеев, нюансы фото- и видеосъемки размещаются на официальных сайтах, все можно посмотреть в общем доступе.
Выставка "Пушкин – 225 лет" как уникальный межмузейный проект: мои впечатления

На прошлой неделе я увидела сюжет на канале "Россия 1" о том, что в Москве в музее имени А.С. Пушкина на Пречистенке открылась новая и уникальная выставка, которая посвящена великому поэту и писателю А.С. Пушкину. Подумала я, что надо будет как-нибудь посетить ее, а то все работа да работа. А.С. Пушкин, пожалуй, один из самых известных и популярных писателей в России и мире, его произведения до сих пор изучаются в школьной программе. Думаю, что каждый из вас учил наизусть его прекрасные стихи по школьному предмету "Литература".
В июне 2024 года отмечается юбилейная дата – 225 лет со дня его рождения. В чем уникальность этой выставки? Дело в том, что в проекте участвуют многие музеи России, которые "временно поделились" своими объектами с музеем А.С. Пушкина на время выставки с 18 февраля по 30 июня 2024 года.

Стоимость посещения выставки к 225-летию Пушкина всего 500 рублей. Меня даже спросили, а нет ли у меня льготы. Я говорю: нет. Не знаю, к счастью или к сожалению, но цена не обременительна. Добраться до музея очень легко. Нужно выйти из станции метро "Кропоткинская" (выход в город № 1) и сразу повернуть направо, 5 минуток обычным шагом – и вы уже у дверей музея.

В центре Москвы очень уютно и хорошо. Улицы чистые, в будни много туристов. Школьники тоже посещают музеи, и это правильно. Только вот шума от них в раздевалке много. Но это вопросы воспитания, конечно, сегодня не об этом.

"Я пишу для себя, а печатаю для денег"
Выставка мне очень понравилась, рассказывается через объекты искусства о жизни писателя А.С. Пушкина, показаны личные предметы, в том числе великолепные брачные венцы его и его жены Натальи Гончаровой, его письма, где можно рассмотреть его почерк и почерк Натальи Гончаровой, некоторые документы, которые связаны с убийством поэта на дуэли.
Мне больше всего понравилось, как описана жизнь поэта в части работы, его увлечениях дамами, отношения к азартным играм. Теперь более подробно, сначала о работе.
У нас некоторые любят давать обзоры на то, сколько что стоит в магазинах. Вот и А.С. Пушкин считал, что и сколько стоит:

"Я деньги мало люблю, но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости", — так писал поэт жене Наталье в своих письмах.
Пушкина А.С. почти всю жизнь сопровождала безденежье. В юности отец почти отказывал ему в финансовой помощи. Когда А.С. Пушкин опубликовал свой первый серьезный труд "Руслан и Людмила", то получил не очень много денег.
Хорошие денежки получил не писатель, а издатель!. После того, как А.С. Пушкин это понял, то начал издаваться самостоятельно. Кстати, когда Пушкина А.С. не стало, то в его доме нашли всего 75 рублей. По сути, похороны осуществлялись на деньги родственника жены Натальи Николаевны — графа Строганова.
Игры губительная страсть...
В то время графы и князья любили карточные игры. В карточные игры могли проиграть дома, имения, крестьян и даже жен. Вспомните романы. Да и говорят, что даже князь Александр Николаевич Голицын проиграл свою жену Марию Григорьевну Голицыну графу Льву Кирилловичу Разумовскому. Дикость? Но такое время было. Игромания — это, наверное, болезнь.
На выставке дается возможность сыграть в популярную в том время увлекательную игру штосс, сейчас покажу видео. Я правила не читала, но почему-то с первой попытки мне удалось выиграть. Как там говорят: "новичкам везет".
Так вот, над нажать на карту, а потом сделать виртуальную ставку... Мне повезло! И вы можете сыграть, это увлекательно. Денег реальных конечно не получите, это просто игра. А так, я думаю, что мы все мы любим конкурсы и сюрпризы...
А.С. Пушкин, несмотря на свой небольшой заработок, частенько был в доме известного любителя игр Н.В. Всеволожского. А.С. Пушкин даже проигрывал свои рукописи! Вот это меня удивило, оказывается, еще и рукописи можно было проиграть.
"Утаенная любовь"...

А.С. Пушкин как известно был женат на Наталье Николаевне Гончаровой. Однако думал он и о других дамах. Целая стена из портретов прекрасных барышень представлена и украшает выставку. Обо всех говорить не буду, но вот наиболее интересный вариант это госпожа Закревская А.Ф. Это предмет увлечения не только А.С. Пушкина, но и других известных мужчин того времени. Как говорит история, А.С. Пушкин "целое лето кружился в вихре петербуржской жизни" и воспевал в своих произведениях Закревскую А.Ф. Ей он посвятил стихи "Наперсник", "Портрет"...
Дорогие читатели! Очень много, о чем можно еще написать, но лучше всегда посмотреть своими глазами. Очень много предметов представлено на этой выставке, не хватит и дня, чтобы описать эти личные вещи. Однозначно рекомендую к посещению музей А.С. Пушкина.

Пойдете ли Вы на выставку к 225-летию Пушкина в музей имени Пушкина?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Спасибо за стихи
Мне больше понравилось это
————
Александр Пушкин
Наперсник
Твоих признаний, жалоб нежных
Ловлю я жадно каждый крик:
Страстей безумных и мятежных
Как упоителен язык!
Но прекрати свои рассказы,
Таи, таи свои мечты:
Боюсь их пламенной заразы,
Боюсь узнать, что знала ты!
Ну, во-первых, это миф, не было такого. Во-вторых, князь А.Н. Голицын отличался, мягко говоря, не совсем правильными наклонностями в части половой жизни. Хотя в целом человек был образованный, при этом ненавидимый Священным Синодом. Что не мешало ему участвовать в суде над декабристами, включая своего племянника Валерьяна.
Вы уверены, что миф? Но мы же не жили в то время. Хрен их знает, че они там делали.
Не я уверен, историки уверены.
А вот отношения Голицына с Синодом - это не миф, это отдельная тема.
Короче, Голицын был обер-прокурором Синода. Синод его ненавидел люто и бешено, за вольнодумный образ жизни. Особенно наезжал на Голицына бешеный архимандрит Фотий, пользуясь своим приближённым положением лично к Александру I. И до того этот Фотий заигрался, что в припадке предал Голицына анафеме. Тут уже вступил в игру сам Александр I. Вызвал Фотия, отругал за самоуправство и отшил от императорского двора наглухо. После чего решил, что пора с этим бардаком в Синоде заканчивать, поэтому - должность обер-прокурора Синода упразднил. Попы возрадовались, да недолго. Потому как Синод был передан в ведение графа Аракчеева. Аракчеев примерно пару недель сидел, изучал и вникал, что к чему, а затем, в своих лучших традициях - ввёл строгую отчётность и ежедневные доклады, на которых он своими нудными нотациями доводил докладчиков до инфарктов. Вот тогда попы и взвыли. И пожалели о временах князя Александра Голицына. Да только поздно уже было.
Да, печально. Но уметь тогда компьютеров не было. Не в таблицах же писали отчеты, это проще на словах доложить.
А вот кстати бумажка на Дантеса («передать его суду»)
А вот тут, кстати, у меня вопросы.
Если подпись Бистрома, то Карл Иванович Бистром был генералом от инфантерии, т.е. пехотным генералом. Как он мог давать приказ по кавалергардскому офицеру (т.е. по офицеру от кавалерии)? Такой приказ мог подписать, например, генерал Потапов - командующий гвардейской кавалерией.
Очень странный артефакт, короче.
У нас все необычно
Кто.. что … как …и чем подписывает …
Всегда много вопросов.
Ну если рассуждать по логике, то они и возникают.
Санкт-Петербургский лейб-гвардейский корпус в тот момент состоял из пехоты (командующий генерал Карл Бистром), кавалерии (командующий генерал Алексей Потапов) и артиллерии (командующий генерал Иван Сухозанет). Отдельно ещё был Морской экипаж (такие морпехи своего времени), командующий контр-адмирал Николай Казин. Кавалергарды, будучи тяжёлой кавалерией, относились именно к кавалерии, т.е. подчинялись генералу Потапову. Общее командование Петербургским корпусом лейб-гвардии - великий князь Михаил Павлович, начальник штаба - генерал Александр Геруа. Поэтому подписать такой приказ в отношении кавалергарда могли только трое - Потапов, Геруа и великий князь Михаил Павлович. Вот оттуда и вопросы.
Так понятно. Видимо, на больничном был. Другой подмахнул
Хорошая консультация по посещению музеев. Благодарю!
Пушкин - это по-моему писатель и поэт России номер 1. Конечно, хорошо бы посмотреть выставку, но далеко.
Спасибо Анатолий
Да, выставка прекрасная) очень много информации новой получила ) всего за пару часов
А.С. Пушкин друг моего детства. Или мой друг детства. Или с детства мой друг. Другие варианты допускаются. Стихосложение - это вообще искусство синтаксической вариабельности. Оно по-идее должно приучать человека к гибкости ума, но с Пушкиным что-то пошло не так.
В результате он плохо кончил.
Но за то мы теперь умеем извиняться. (уметь не значит делать, как известно)
Кончил он не плохо, вполне достойно. Жаль, женушка осталась вдовушкой. Но такое время было, почти все как у нас

Это в советской школе так считали.
Между тем, требование сатисфакции по защите чести и достоинства - это древний рыцарский ритуал в котором решает вопросы правоты кроме твёрдой руки правого ещё и его величество Жребий при активном содействии бога войны Ареса. Таким образом получилось что волей небес г-н Пушкин А.С. определён как неправый.
Эх, Гриши нет. Сейчас бы он тебе ответил
—————
Ему просто не повезло в тот день. Гороскоп наверное был плохой
Что и говорить...
А почему нельзя фотографировать экспонаты? Из-за вспышки? А если накрыто стеклом? Я тоже видела в музеях запрещающие таблички
Интересный вопрос. Говорят, что это может повредить пигменты на картинах. Некоторые пигменты, действительно, чувствительны к свету, что ускоряет химические реакции, разрушающие их. Поэтому освещение в галереях тщательно контролируется, чтобы свести ущерб к минимуму.
Так и есть на самом деле.
Спасибо за заметку