Месть княгини Ольги

И в русской, и в мировой истории часто бывало так, что во главе государства оказывались люди, которых там быть не должно, и которые делали то, что от них никто не ожидал.
После "предсказанной смерти от коня своего" Олега и гибели Игоря из-за собственной жадности и глупости в 945 г. Ольга должна была в первую очередь решить проблему древлян. Это богатое и могущественное славянское племя пользовалось естественным укрытием в своих лесах и не хотело ни признавать княжескую власть, ни тем более, платить дань. Олег сумел подчинить этих упрямых "лесовиков", но после его смерти они сразу вышли из повиновения.
Уничтожив Игоря жесточайшим способом (по преданию князя привязали за ноги к двум согнутым осинам и разорвали пополам), старейшины древлян решили бросить вызов пришельцам-варягам. Для этого у них были все основания. В Киеве остался малолетний княжич Святослав, а о регентстве или о правлении женщин в те времена славяне и слыхом не слыхивали. Ольгу в расчет никто не принимал. В соответствии с военной этикой раннего Средневековья, чтобы завоевать авторитет у бывалых воинов или говоря современным языком, легитимировать свою власть, княгиня должна была отомстить убийцам по правилу талиона "око за око, зуб за зуб".
Вскоре после убийства Игоря в Киев явились послы древлян с предложением Ольге выйти замуж за их князя Мала. "Повесть временных лет" сохранила слова сватов: "мужа твоего мы убили, потому что он грабил нас, как волк, а наши князья добры". В ответ Ольга проявила истинно женское коварство. Она предложила древлянам на следующий день отнести их от речной пристани в город прямо в их ладье. Ночью во дворе загородного терема слуги выкопали глубокую яму, куда и утром сватов сбросили и засыпали живыми.
"Повесть временных лет" не объясняет, почему Мал не отреагировал должным образом на жестокое убийство своих послов. Можно предположить, что киевляне просто не дали никому уйти живым, сообщений в столицу древлян Искоростень не поступило. Возможно, Мал решил, что его люди просто загостились в Киеве. Так или иначе вскоре в русскую столицу прибыло второе посольство из "нарочитых людей". Их ждали такой же почетный прием, ласковые речи и жестокая смерть. Ольга пригласила древлян помыться с дороги и приказала поджечь баню. Послы сгорели заживо.
Третьего посольства ждать уже было нельзя, и Ольга с дружиной и опытным военачальником Свенельдом двинулась к Искоростеню. С дороги княгиня отправила гонца с сообщением: "наварите побольше медов в городе, где убили мужа моего, я поплачу над его могилой и отпраздную тризну". Под Искоростенем Ольга с небольшой дружиной и древлянами начала траурное пиршество на кургане, в котором был похоронен Игорь. Главные силы киевлян оставались в укрытии. Когда древляне достаточно опьянели, Ольга отошла от могилы и дала сигнал к атаке. В жестокой сече варяги уничтожили около 5 тысяч древлян.
Еще до начала открытой войны древляне понесли большие потери, но тем не менее на следующий год борьба крайне затянулась. Воины Свенельда разбили непокорных "лесовиков" в открытом сражении, но не смогли штурмом взять Искоростень. Теперь древляне хорошо знали, что их ждет в случае поражения и отчаянно сражались за свою жизнь На помощь воинской силе и отваге опять пришла женская хитрость.
Ольга предложила осажденным заключить мир и платить такую же дань, как и Олегу. Древляне ответили:"мы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа". Княгиня успокоила своих врагов, сообщив, что уже достаточно им отомстила и теперь дух Игоря успокоен. Т.к. после тяжелой войны у древлян не осталось ни медов, ни мехов ("свободно конвертируемой валюты"), Ольга согласилась на символическое выражение покорности. Каждый двор древлян должен был дать по 3 голубя и по 3 воробья. И опять упорные, но недалекие лесные жители не сумели разгадать коварного замысла своей княгини.
Получив клетки с птицами, Ольга приказала привязать к их хвостам мешочки с серой, поджечь и отпустить. Напуганные птахи бросились спасаться в свои гнезда под соломенные застрехи. Через час деревянный Искоростень превратился в сплошной костер, Древляне не могли ни тушить пожары, ни обороняться от нового штурма. Уцелевшие в Искоростене древляне стали холопами у дружинников, а старейшины у самой Ольги. На другие города и села была наложена уже не символическая, а очень тяжелая дань. Две трети шло в Киев, а одна треть в родовой город Ольги Вышгород.
С.М. Соловьев писал: "в нашем древнем обществе обычай мести был охранительным обычаем, заменявшим правосудие; и тот, кто свято исполнял обязанность мести, являлся необходимо героем правды, и чем жесточе была месть, тем больше удовлетворения находило тогдашнее общество, тем больше прославляло мстителя. Как достойного родича... женщина отличается благочестием в религиозном и семейном смысле, обязанность же мести за родного человека была тогда религиозной обязанностью благочестия".
Именно эти качества Ольги, ее военная хитрость, превратившаяся в государственную мудрость, позволила ей совершить прорыв из язычества в христианство, выведя Древнюю Русь на новый этап развития.
Интересно. Спасибо за публикацию
Спасибо автору за тему. Лайк в поддержку публикации
Прочла с интересом, спасибо за публикацию
