Фотограф заходит на тёмные "клик-фермы" Вьетнама.

Джеку Лэтэму было поручено сфотографировать фермы во Вьетнаме — не обширные плантации страны или рисовые террасы, а ее «клик-фермы».
В прошлом году британский фотограф провел месяц в столице Ханое, документируя некоторые теневые предприятия, которые помогают клиентам искусственно увеличивать онлайн-трафик и активность в социальных сетях в надежде манипулировать алгоритмами и восприятием пользователей. Полученные изображения, которые представлены в его новой книге « Мед нищего », дают редкое представление о мастерских, которые нанимают низкооплачиваемых работников для сбора лайков, комментариев и репостов для компаний и частных лиц по всему миру.
«Когда большинство людей пользуются социальными сетями, им не нужно ничего, кроме внимания — они просят об этом».
Клик-фермы, которые задокументировал Лэтэм, работали в жилых домах и гостиницах. Удивительно!
В 2000-х годах растущая популярность сайтов социальных сетей, в том числе Facebook**** и Twitter, теперь называемых X, создала новый рынок для хорошо организованных цифровых профилей, на котором компании и бренды соперничали за максимальную видимость и влияние. Хотя неясно, когда клик-фермы начали распространяться, технические эксперты предупреждали о том, что ими управляют «виртуальные бандиты» из стран с низкими доходами еще в 2007 году.
В последующие десятилетия количество клик-ферм резко возросло, особенно в Азии, где их можно найти в Индии, Бангладеш, Индонезии, на Филиппинах и за их пределами. Регулирование часто не успевает за ним: в то время как некоторые страны, такие как Китай, пытаются ужесточить операционную деятельность (Китайская рекламная ассоциация запретила использование клик-ферм для получения коммерческой выгоды в 2020 году), они продолжают процветать по всему континенту, особенно в места, где низкие затраты на рабочую силу и электроэнергию позволяют одновременно питать сотни устройств.
«Как стартапы Кремниевой долины»
В рамках проекта Лэтэма он посетил пять клик-ферм во Вьетнаме. (Клик-фермеры, которых он надеялся сфотографировать в Гонконге, «струсили», сказал он, а ограничения на поездки, связанные с пандемией, разрушили его планы документировать эту практику в материковом Китае).
У некоторых была традиционная установка с сотнями телефонов с ручным управлением, в то время как другие использовали новый, компактный метод, называемый «коробочным фермерством» — фраза, которую использовали фермеры, занимающиеся кликами, которых посетил Лэтэм, — когда несколько телефонов без экранов и батарей соединяются вместе и соединяются друг с другом. К компьютерному интерфейсу.
Активность в социальных сетях, генерируемую клик-фермами, может быть трудно обнаружить, поскольку поведение в Интернете похоже на поведение законного пользователя.
Лэтэм рассказал, что одна из клик-ферм, которую он посетил, была семейным бизнесом, хотя остальные больше походили на технологические компании. Большинству рабочих было от 20 до 30 лет, добавил он.
«Все они выглядели как стартапы Кремниевой долины», — сказал он. «Там было огромное количество оборудования… целые стены телефонов».

На некоторых фотографиях Лэтэма изображены (хотя и анонимно) рабочие, которым поручено собирать клики. На одном из изображений изображен мужчина, стоящий среди моря гаджетов и выполняющий одинокую и монотонную работу.
«Для управления большим количеством телефонов достаточно одного человека», — сказал Лэтэм. «Один человек может очень быстро (выполнить работу) 10 000 человек. Здесь одновременно одиноко и многолюдно».
На фермах, которые посетил Латан, обычно отдельные лица отвечали за определенные платформы социальных сетей. Например, один «фермер» будет отвечать за массовые публикации и комментарии в учетных записях Facebook**** или за создание платформ YouTube, на которых они будут публиковать и просматривать видео в циклическом режиме. Фотограф добавил, что TikTok сейчас является самой популярной платформой на клик-фермах, которые он посещал.
Клик-фермеры, с которыми говорил Лэтэм, в основном рекламировали свои услуги в Интернете по цене менее одного цента за клик, просмотр или взаимодействие. И, несмотря на мошеннический характер их заданий, они, похоже, относились к ним как к еще одной работе, говорит фотограф.
«Было понимание, что они просто предоставляют услугу», — добавил он. «Там не было тени. Они предлагают ярлыки».
На своих 134 страницах «Мед нищего» включает в себя коллекцию абстрактных фотографий — некоторые соблазнительные, другие созерцательные — изображающих видео, которые появились в ленте Лэтэма в TikTok. Он включил их в книгу, чтобы представить тот тип контента, который, по его мнению, продвигается с помощью клик-ферм.
«Большая часть моей работы посвящена заговорам», — сказал Лэтэм. Слоган проекта – попытка «задокументировать машины, используемые для распространения дезинформации». Более широкую картину часто мы не видим».
«Коробочные фермы», фраза, которую использовали клик-фермеры, которых посетил Лэтэм, видят несколько телефонов, соединенных вместе и подключенных к компьютерному интерфейсу.
Клик-фермы по всему миру также используются для усиления политических посланий и распространения дезинформации во время выборов. В 2016 году тогдашнего премьер-министра Камбоджи Хун Сена обвинили в покупке друзей и лайков в Facebook****, что, по данным BBC, он отрицал.
В ходе исследования Лэтэм сказал, что обнаружил, что алгоритмы (тема его предыдущей книги «Скрытое цветение») часто рекомендуют видео, которые, по его словам, с каждым кликом становятся все более «экстремальными».
«Если вы перевариваете только эту диету, это вопрос времени, когда вы станете диабетиком-заговорщиком», - сказал он. «Распространение дезинформации – самое страшное. Это происходит у вас в кармане, а не в газетах, и ужасно, что это адаптировано к вашему типу невроза».
Надеясь повысить осведомленность об этом явлении и его опасностях, Лэтэм планирует представить свою собственную домашнюю версию клик-фермы — небольшую коробку с несколькими телефонами, подключенными к компьютерному интерфейсу, — на фестивале Images Vevey Festival 2024 года в Швейцарии. Он купил гаджет во Вьетнаме за сумму, эквивалентную примерно 1000 долларов, и время от времени экспериментировал с ним в своих аккаунтах в социальных сетях.
В Instagram**** фотографии Лэтэма обычно собирают от нескольких десятков до пары сотен лайков. Но когда он задействовал свою личную ферму кликов, чтобы анонсировать свою последнюю книгу, этот пост собрал более 6600 лайков. Фотограф хочет, чтобы люди поняли, что то, что они видят в социальных сетях, — это нечто большее, и что показатели не являются показателем подлинности.
«Когда люди лучше осведомлены о том, как все работает, они могут принимать более обоснованные решения», — сказал он.
