Бункер на колесах, сам закапывается и сам откапывается
Вступление, история и актуальность вопроса
В 50-е - 60-е годы ХХ века нарастала напряженность в связи с развернувшейся гонкой вооружений и опасностью развязывания ядерной войны. В СССР руководство и военное командование было озабочено вопросами защиты личного состава от поражающих факторов ядерного взрыва. Но не менее актуальным был вопрос и сохранения управления войсками, особенно ракетными. В связи с этим возникла идея создания мобильных бункеров на колесах, которые могли не только создать защищенный, подвижный пункт управления, но и самостоятельно выбирать позиции, и даже закапываться и откапываться.
Первые разработки

Первые такие чудо-машины начали разрабатывать и строить в начале 60-х и к 1965 году была представлена первая из них под названием "Стрела". В машине располагался защищенный командный пункт с системой жизнеобеспечения и фактически она могла выполнять предполагаемые функции. Однако эта машина была забракована маршалом Гречко. Как он пояснял, она имеет очень высокую стоимость, а кроме этого так и не был решен вопрос, как она будет самостоятельно закапываться и откапываться. Скорее всего механизм копания не был должным образом отработан. В итоге машина так и не поступила на вооружение а проект таких бункеров был приостановлен.
А первая попытка создания такого бункера относится к 1958 году. Тогда был создан проект "Аэлита". Суть его заключалась в буксируемом бронированном бункере на автомобильной тяге. Однако были трудности в закапывании и откапывании бункера, а так же тягач не мог самостоятельно вытащить бункер из траншеи.
Еще одна попытка. Машина "Редут"

К вопросу вернулись в 1975 году. Начались очередные разработки такой машины на базе автомобиля МАЗ-543 В

Это был уникальный автомобиль, выпускающийся на Минском заводе еще с 60-х годов. Имел четырехосную систему, со всеми ведущими колесами. Поэтому обладал высокими качествами по проходимости. Мощность 550 лошадиных сил. Часто на его базе строили ракетные установки.

В итоге в 1978 году была создана задуманная машина. Она представляла собой бронированный фургон, длинной 11,5 метров и массой 40 тонн. Внутри полноценный командный пункт. По бокам на технике были специальные домкраты, с помощью которых машина должна была самостоятельно закапываться и потом откапываться. Однако в полной мере эту функцию реализовать не удалось и потребовалось сопровождение землеройной техники.
В связи с указанными недостатками, на вооружение эта техника так и не поступила, а до конца 80-х годов представлялась только на различных военных выставках.
Современные концепции

В России производство подобных конструкций возобновлено. Только теперь они менее громоздкие и тяжелые. Например, с марта 2023 года в зону Украинского конфликта поставляются бронированные изделия, размером от 2,5 до 6 метров и весом до 2,5 тонн. Они на колесном ходу, могут буксироваться автомобилями, например УАЗ, Нива или грузовиком. Устанавливаются в заранее подготовленные траншеи или котлованы, маскируются. Защита хорошая, выдерживает удар артиллерийского боеприпаса калибра 152 мм.

Может использоваться как мобильный командный пункт, так и КПП или блок-пост. Рассчитан на укрытие до 8 человек. Имеет всю необходимую систему жизнеобеспечения.
Ну а ранее выносимые идеи о самозакапывании и самооткапывании таких систем, сейчас не рассматриваются. Это делается с помощью инженерной техники.
Удивительное сооружение.
Да!
В прошлом столетии, в пятидесятых годах, инженеры занялись удивительной разработкой – созданием уникального бункера, способного передвигаться. Причиной в данном случае стало нарастающее напряжение между Советским Союзом и Соединенными Штатами. У советского командования возникла необходимость получить в свое распоряжение уникальную по техническим свойствам и возможностям машину, которая могла бы сама закопаться под землю и выбраться снова на поверхность. В ней должен был располагаться командный пункт, соответствующее оборудование, система обеспечения жизнедеятельности.
Да, таких идей в то время было много..
Защита-то выдерживает, только те, кто внутри, сидят контуженные, со звоном в ушах.
Но зато живые остаются..
А ведь действительно это так! 😓
Похоже, просто уровень развития современной техники ещё не дорос для создания таких машин.
Ну я полагаю, что самозакапывание и самооткапывание это действительно сложно такое изобрести и довести до ума.
Интересная информация и хорошая публикация
Спасибо автору за труды!
Благодарю