Как славяне праздновали первый день весны .

Первый день весны, то есть равноденствие, был для славян самым главным праздником всего года. День победил ночь, добро победило зло!
Первый день весны был одним из самых важных дней в году для наших славянских предков. Именно тогда после морозной и изнурительной зимы отмечалось рождение новой жизни, отсюда и Яре Свенто, которого еще называли Яри Годи.
Яре Свенто представлял собой даже несколько дневную серию ритуалов. Все началось с плавления соломенного чучела, символизировавшего богиню по имени Марзанна, Мора Смерти или Смертка. Несложно догадаться, что утопление марены означало гибель зимы. В протославянские времена считалось, что убийство фигуры, изображающей богиню смерти, одновременно уничтожит ее царство, то есть зиму, и принесет весну. В древности чучело делали из соломы и обматывали бинтами и разноцветными тканями.
В течение дня дети носили его по деревне, заглядывая в каждый дом и заливая водой, где только можно. Вечером чучело перенимали молодые люди, которые с зажженными факелами шли окончательно топить свою смерть в реке или озере. Они производили много шума, стучали молотками, пели и стучали во все подряд. На следующий день красили пасхальные яйца, которые были символом возрождения жизни.
Обычай красить яйца происходит из праславянских верований и обычаев. До христианизации наши предки украшали пасхальные яйца на Яре Свенто, а по мере распространения христианства этот обычай перенесся и в пасхальные дни, сохранив практически всю свою древнюю символику. В этот праздник также полагалось тщательно умыться святой водой и взять для здоровья несколько ивовых палочек, обычай назывался Смигус. Затем оба ритуала – омовение и порка прутьями – были объединены в известный нам по сей день Смигус-дынгус.
Конечно, Яре Свенто было не только возможностью пошалить и развлечься, но и имело для славян глубокое религиозное измерение. В этот день родился бог Ярило, покровитель Яры Светы. Он — бог плодородия и весны, изображается в виде юноши с венком на голове, сидящего на белом коне, держащего в одной руке связку зерна, а в другой — человеческую голову. В весенних ритуалах, называемых также Ярилой или Кострубой, его часто представляли как чучело с преувеличенными гениталиями, предназначенное для удобрения земли и принесения весны. Ярило совершает акт оплодотворения с помощью росы или весеннего дождя.
По разным сведениям, Ярило был не только покровителем возрожденного мира весны, но и богом войны, отождествляемым с римским Марсом. Однако жизнь его была недолгой и, как почти все в праславянских верованиях, была тесно связана с явлениями, происходящими в природе, и длилась столько же, сколько астрономическая весна. Вскоре после Купаловской ночи Ярила умер, и его устроили торжественные, символические похороны.
В Ярых Годах Ярило только начинал править Землей. Во время ритуальных церемоний жерцы, то есть протославянские жрецы, приносили ему подношения, чтобы он мог успешно оплодотворить Мокошу (протославянский образ богини Земли) и обеспечить обильные урожаи. Наши предки верили, что жизнь человека тесно связана с природой и состоянием природы. Так может быть, первый день весны, современный Яре Свенто, станет хорошей возможностью напомнить нам об этом?
