Морские существа, открывшие новую тайну MH370 Смогут ли причудливые ракушки сделать то, что не смогли сделать передовые технологии
Морские существа, открывшие новую тайну MH370 Смогут ли причудливые ракушки сделать то, что не смогли сделать передовые технологии — найти пропавший самолет?
Джефф Уайз

Одна из немногих обнаруженных частей MH370 принадлежала капоту двигателя, который высадился на берег в заливе Моссел в Южной Африке и был покрыт ракушками. Фото: CSIRO/
В течение первых полутора лет после исчезновения 8 марта 2014 года рейс 370 Malaysia Airlines представлял собой беспрецедентную авиационную загадку, единственной разгадкой которой был набор загадочных электронных сигналов, указывающих на то, что самолет разбился в Индийском океане к западу от острова. Австралия. Шестнадцать месяцев спустя, в июле 2015 года, часть его правого крыла, названная флапероном, была выброшена на берег французского острова Реюньон, на другой стороне океана. Наконец-то появилось вещественное доказательство того, что самолет и его 239 душ действительно прилетели в отдаленный южный участок океана и разбились.
Более того, флаперон нес с собой доказательства, которые могут помочь найти самолет и разгадать тайну раз и навсегда: популяцию ракушек-гусиных шеек под названием Lepas anatifera . Подобно кольцам деревьев, их раковины хранят в себе записи об их жизни. Расшифруйте эту информацию, и, возможно, удастся проследить их путь на флапероне до места удара, и тайна будет раскрыта. «Мы наткнулись на нечто, что дало гораздо больше уверенности в местонахождении самолета, чем мы ожидали», — говорит Дэвид Гриффин, возглавлявший группу ученых австралийского правительства, которым было поручено раскрыть это дело.
Флаперон и его Lepas стимулировали десятилетие плодотворных всемирных исследований ранее малоизвестного организма и раскрыли потенциал этого существа в качестве естественного регистратора данных во всех видах расследований, от отслеживания « сетей-призраков », которые угрожают дикой природе, до поиска пропавших лодок и даже расследуя загадочные смерти . Но когда морские биологи применили свои новые знания к делу о пропавшем самолете, они обнаружили, что вместо того, чтобы разгадывать загадки, ракушки раскрывают новые.
Читать статью про загадочные смерти
Как человек, публично одержимый MH370 в течение десяти лет, я потратил много времени на изучение тонкостей биологии лепасов, совсем недавно в своем подкасте. Это очаровательные существа. На личиночной стадии они свободно плавают в виде планктона по всему Мировому океану. Затем, когда они готовы к взрослой жизни, они начинают искать плавучий объект, к которому можно прикрепиться. Найдя его, они исследуют его в поисках идеального места (предпочитают глубокое, тенистое место вдали от ватерлинии) и приклеивают на место головы, используя тонкие, ситообразные придатки, чтобы смахивать из воды частицы пищи. Поскольку они эволюционировали, чтобы селиться на биоразлагаемых материалах, таких как бревна и комки морских водорослей, они растут быстро и могут достичь зрелости в течение нескольких недель. На искусственных объектах, которые не разлагаются, лепы могут расти годами, образуя плотные циновки из ракушек с длинными стеблями, похожих на извивающуюся прическу змей Медузы.
Поскольку Лепас имеет тенденцию колонизировать любой плавучий объект, ученые говорят, что самые старые ракушки на нем будут отражать общее количество времени, которое объект провел в океане, часто в течение первых недель после его попадания в воду. «При условии, что у них достаточно еды и хорошая температура, ракушки будут устойчиво расти», — говорит Синтия Венн, профессор наук об окружающей среде в Университете Блумсбурга, которая изучала ракушки лепаса, растущие на буях в Тихом океане.
Скотт Брайан, исследователь из Квинслендского технологического университета в Австралии, изучил, как лепас и другие морские организмы селятся на кусках пемзы, выброшенных в океан в результате вулканических взрывов. Поскольку пемза изначально горячая и, следовательно, стерильная, она предлагает биологам своего рода чистый лист для изучения того, как популяции организмов на плавающих обломках меняются с течением времени. «Мы считаем, что биологическое пополнение происходит очень быстро, начиная примерно через две недели», — сказал мне Брайан. «Гуси-ракушки — одни из первых колонизаторов».
(150806) – ОСТРОВ РЕЮНИОН. На фотографии, сделанной 29 июля 2015 г., видны ракушки, растущие на обломках острова Реюньон. Проверка подтвердила, что обломки, обнаруженные на острове Реюньон, принадлежат пропавшему малайзийскому рейсу MH370 Malaysian Airlines.

Когда французские власти обнаружили первую часть MH370 на острове Реюньон, они обнаружили, что она покрыта пышной популяцией ракушек-гусиных шеек — животных, чьи панцири, как оказалось, стали богатым источником информации о том, откуда улетел объект. Фото: Имаго/Alamy Stock Photo
После того, как они расселятся, эти популяции станут довольно крепкими. Хотя в открытом море у них есть хищники, такие как морские черепахи и голожаберные моллюски, разновидность морских беспозвоночных, исследователи говорят, что ракушки обычно полностью истребляются только в том случае, если их хозяина выбрасывает на берег, где они высыхают и их собирают начисто. Мусорщики. «Если на нем не растет ничего старше двух месяцев, мы бы интерпретировали это как означающее, что пемза не плавала в океане более трех месяцев», - говорит Брайан, оставляя организму запас в несколько недель, чтобы стать прикрепил.
Ученые могут отличить самых старых и новейших ракушек, измерив их размер, который коррелирует с продолжительностью времени, в течение которого животное росло на объекте. Это можно комбинировать с «моделированием дрейфа», которое использует исторические данные о траекториях дрейфа исследовательских буев для создания вероятностных оценок происхождения плавучего объекта. Мартин Стелфокс, основатель Olive Ridley Project , программы по сохранению морских черепах, использовал ракушки Лепаса, чтобы выяснить, откуда уплыли рыболовные снасти, ловящие диких животных. «Это довольно надежный способ дать вам представление о том, как долго этот механизм дрейфовал», — говорит он. «Затем мы можем использовать эту оценку возраста, чтобы подключиться к таким вещам, как дрейфующие текущие модели, и начать возвращаться к тому месту, откуда потенциально могло появиться это оборудование».
Чего исследователи не знали еще в 2015 году, так это того, как будет выглядеть шести-, 12-или 18-месячная ракушка в субтропическом Индийском океане. В годы, прошедшие после открытия флаперона, исследователи пробовали выращивать ракушек в лаборатории и на морских буях и обнаружили, что лепас растет с разной скоростью и достигает разных размеров в зависимости от температуры воды и количества еды. Одна команда, которая изучала, как лепы росли в холодных водах течения Гумбольдта у побережья Чили, обнаружила, что через три месяца лепы перестали расти и достигли длины около 20 миллиметров. Другой изучил родственный вид, растущий в более теплых водах юго-восточной Австралии, и обнаружил, что всего за месяц они достигли размера 48 миллиметров.
Условия в водах, где плавал флаперон, похоже, находятся где-то посередине. В 2020 году Стелфокс и его коллеги опубликовали результаты эксперимента, в ходе которого они выращивали лепас на буях на Мальдивах. Они обнаружили, что после 105 дней роста, или трех с половиной месяцев, размер самой крупной раковины составил 35 миллиметров — очень близко к размеру самой большой ракушки на флапероне. Воды, в которых плавали буи, аналогичны тем, которые флаперон должен был пересечь, достигнув Реюньона: Южно-Экваториальное течение, доминирующее течение с востока на запад, охватывающее широту между северной Австралией и Мадагаскаром. Таким образом, модели роста должны быть схожими. Стелфокс считает, что, когда он прекратил свой эксперимент, ракушки продолжали расти и могли бы вырасти до 50 миллиметров, если бы он им позволил. «По личным наблюдениям, некоторые ракушки, которых мы видели на Мальдивах, были намного крупнее тех, что были в нашем эксперименте», — говорит он.
Не только размер раковины рассказывает историю, но и ее химический состав, который варьируется в зависимости от температуры воды, в которой плавает лепас, когда она ложится на определенный слой. За последнее десятилетие этот метод применялся к ракушкам флаперона несколько раз. В последнем исследовании, опубликованном в прошлом году, группа под руководством исследователя Кувейтского университета Нассера Аль-Каттана проанализировала раковину ракушки, предоставленную французскими властями. Согласно исследованию, раковина была относительно небольшой, около 25 миллиметров, а это означало, что ей было «всего несколько месяцев». Его химический состав показал, что существо начало расти в относительно теплой воде с температурой 80 градусов, а затем переместилось в более прохладную воду с температурой около 75 градусов. «Его зарегистрированный дрейф показывает, что флаперон MH370, вероятно, провел последние несколько месяцев к западу от 70° восточной долготы и в пределах 1500 км от острова Реюньон», — заключили исследователи. Это более 1000 миль от зоны поиска MH370.
Другими словами, образец, предоставленный французами, был слишком молод, чтобы команда Аль-Каттана могла проследить путь флаперона вплоть до предполагаемого места падения самолета к западу от Перта, Австралия. Французские власти извлекли из флаперона более крупные экземпляры, самый крупный из которых составлял 36 миллиметров, но не сочли целесообразным поделиться ими с сторонними исследователями. «Возможны лишь частичные реконструкции дрейфа до тех пор, пока самые большие и старые ракушки не будут переданы для изучения французскому правительству», — отметила команда Аль-Каттана.
Но есть основания сомневаться в том, что даже 36-миллиметровая ракушка окажется достаточно старой, чтобы отследить флаперон до предполагаемого места падения. Стелфокс вырастил 35-миллиметровых ракушек на аналогичном участке океана всего за 105 дней. Если предположить, что ракушки флаперона росли примерно с одинаковой скоростью, то размер ракушек флаперона позволяет предположить, что он плавал в Индийском океане не более четырех месяцев, а не 16 месяцев, которые прошли между крушением и открытием флаперона.
Этот разрыв в данных — годичный интервал между авиакатастрофой и началом роста ракушек — мог бы просто озадачить, если бы он наблюдался только на флапероне. Но все обнаруженные на данный момент обломки MH370 демонстрируют эту аномалию. Из трех дюжин или около того частей самолета, которые были собраны, ни на одной нет морской жизни, которая соответствовала бы тому, что вы ожидали бы увидеть, если бы, как в случае с пемзой, которую изучает Брайан, обломки в течение 16 месяцев постоянно собирали морскую флору и фауну. Жизнь из вод, через которые он путешествовал.
Согласно официальному отчету, один из фрагментов, фрагмент двери чулана внутри хижины, был найден «сильно заселен ракушками Lepas anatifera » , но из почти 400 найденных экземпляров самые большие имели длину всего 20 миллиметров, что указывает на возраст всего «от 45 до 50 дней».
Другой кусок выпал на берег в заливе Моссел в Южной Африке и был сфотографирован прохожим, который позволил объекту смыться обратно в море; три месяца спустя его снова обнаружили всего в нескольких сотнях ярдов, а за это время его полностью очистили. Судя по моему собственному анализу оригинальной фотографии, размер самой крупной ракушки составляет около 25 миллиметров, что означает отставание во времени не более чем на несколько месяцев.
Есть и другие загадки, окружающие обломки. Когда французские ученые привезли флаперон с Реюньона в испытательный центр в Тулузе, они поместили его в резервуар, чтобы посмотреть, как он плавает. Они обнаружили, что флаперон в форме плиты плавает под углом, причем один из его длинных краев торчит высоко из воды, где лепас физически не может расти. Тем не менее, этот край был густо заселен здоровой популяцией лепасов. Кажущееся противоречие поставило в тупик первого французского учёного, изучавшего его, и остаётся необъяснимым по сей день. Край должен был находиться под водой, говорит биолог по беспозвоночным из колледжа Уильямс Джим Карлтон, «потому что на нем обитают лепы. Лепас не лжет.
Другая проблема заключалась в том, что австралийские исследователи не смогли заставить работать свое моделирование дрейфа. Кусок, выброшенный на берег в заливе Моссел, находился на сотни миль южнее, чем предсказывали модели, он мог достичь за время пребывания на плаву. Это «то, что просто слишком сложно объяснить любой современной моделью», — сказал в интервью в 2017 году и подтвердил мне на этой неделе Дэвид Гриффин, главный научный сотрудник Организации научных и промышленных исследований Содружества при правительстве Австралии.
CSIRO усердно работала, чтобы понять, как флаперон мог попасть на Реюньон, полагая, что, если бы их модель дрейфа была достаточно точной, это помогло бы им точно определить, где самолет разбился. После многочисленных попыток уточнить свои данные, изучая, как реплики плавали в океане при различных условиях ветра и волн, им удалось добиться того, чтобы они соответствовали моменту выхода флаперона на берег на Реюньоне через 16 месяцев, только если он плавал достаточно высоко в воде, чтобы его можно было толкать. Ветер. Но в этом случае «Лепас» остался бы на задворках, что, по мнению экспертов, невозможно.

Надеясь лучше понять, как флаперон мог переместиться от места крушения на остров Реюньон, австралийские следователи поместили копии в океан, чтобы проверить, как на них повлияют ветер и волны. Чего они не могли объяснить, так это того, как на куске с краем, который постоянно плавал высоко над водой, могли расти подводные существа, такие как Лепас. Фото: ЦСИРО
Эти загадки по-прежнему являются лишь частью множества парадоксов, связанных с исчезновением MH370. Никто до сих пор не придумал разумного объяснения, например, как и почему отключилась система спутниковой связи, которая генерировала сигналы, которые чиновники использовали для определения района поиска в отдаленной южной части Индийского океана. Две компании потратили четыре года на исследование морского дна площадью 93 000 квадратных миль, используя буксируемые гидролокаторы и парк подводных дронов. Австралийские поисковики признают, что не могут объяснить, почему они оказались пустыми, заявив, что после завершения многолетних поисков морского дна «перспективные районы для обнаружения обломков самолета, исходя из всего анализа, проведенного на сегодняшний день, будут исчерпаны».
В совокупности этот рой парадоксов, окружающий как спутниковые данные, так и обломки, позволяет предположить, что понимание властями этого дела крайне ошибочно и что, если они искренне заинтересованы в его раскрытии, им необходимо пересмотреть свои предположения о том, что могло произойти. Произошло той ночью десять лет назад. «После неудачного поиска вам придется провести повторную калибровку», — говорит Тодд Хамфрис, профессор авиационной техники Техасского университета в Остине. «Иногда вы исключаете возможность даже поиска доказательств, потому что у вас есть очень серьезные аргументы против этого. Я думаю, что к этому моменту мы зашли в угол, где нам действительно нужно вернуться к предыдущим версиям».