Специальный вагон для перевозки осужденных

Вступление и история вопроса
Осужденные, отбывающие наказания в исправительных колониях, подследственные, находящиеся в СИЗО могут перемещаться как внутри региона отбывания наказания, так и в соседние регионы по различным причинам (например следовать в места отбывания наказания, переводиться в другие учреждения, на следственные действия, лечение и т.п.). Для их перевозки используется автомобильный транспорт, если не небольшие расстояния, а если на значительное расстояние, то перемещение осуществляется железнодорожным транспортом. Для этого в системе РЖД имеется специальные вагоны, их еще называют вагонзак, или "Столыпин".

История таких вагонов начинается с 1908 года, когда премьер-министром России был Столыпин П.А. При нем были изобретены специальные вагоны для переселенцев из европейской части России в Сибирь и на Дальний Восток. Позже аналогичные вагоны стали использоваться и для перевозки заключенных. Так в честь него и стали называть такие вагоны.
Во времена СССР для этих целей переоборудывались обычные вагоны. Они же используются и в наши дни.
Особенности вагона для перевозки осужденных

Внешне спецвагон практически не отличается от обычного, только с одной стороны он не имеет окон, а с другой на окнах решетки.
В вагоне предусмотрены следующие помещения: купе проводников, купе начальника караула, купе для караула, кухня, туалеты для личного состава и осужденных и душевая.
Для осужденных предусмотрены три малые камеры на 5 чел. и пять больших - на 12. Они оборудованы сдвижными решетчатыми дверьми. Камеры оборудованы диванами (полками) для осужденных. Одна из малых камер может быть оборудована дополнительно сплошной металлической ставней с глазком. В ней перевозятся особо опасные. Итого в вагоне может перевозиться до 75 осужденных.
Коридор с камерами отсекается решетчатыми дверьми, аналогично тамбур и туалет для осужденных. Все решетчатые двери имеют два замка.

В коридоре вагона устанавливаются вызывные и тревожные кнопки, а так же средства видеонаблюдения. Все выводится на пульт начальника караула. Так же в вагоне имеется автономная радиостанция, автономное электропитание и кондиционер.

Для охраны вагона и осужденных назначается караул. В его составе 5-8 человек, в зависимости от обстановки: начальник караула, его помощник и караульные. Посты охраны выставляются в коридоре вагона. Часовые выполняют службу путем патрулирования вдоль камер и наблюдения за осужденными.
Задачи по конвоированию осужденных возложены на специальные подразделения ФСИН.
Порядок конвоирования осужденных

Этот порядок регламентируется нормативными актами ФСИН, часть из них имеет грифы "секретно" или "для служебного пользования, поэтому здесь очень кратко, то, что можно в открытых источниках.
Осужденные, подлежащие перемещению, доставляются на ж/д вокзал или станцию из исправительных колоний или СИЗО на специальном автомобильном транспорте, под конвоем от личного состава учреждений. Перед перевозкой осужденные и их личные вещи подвергаются полному обыску.
На вокзале они пересаживаются в спецвагон. Место посадки охраняется силами обоих караулов (автомобильного и спецвагона). Из вагона одновременно могут высаживаться осужденные, следующие в данное учреждение.
Прием осуществляет начальник караула и размещает по камерам. Размещение по видам режима отдельно: общий, строгий, особый, так же отдельно женщины, несовершеннолетние и некоторые другие категории.
Проверка проводится по спискам и личным делам.
Караул при посадке и высадке занимает места согласно плана охраны. Автомобиль подъезжает на ближайшее к вагону расстояние, часто оборудуются специальные подъездные пути.
В период следования осужденные поступают в подчинение караула. При длительном перемещении они обеспечиваются сухим пайком. В туалет выводятся караульными по очереди и по одному.

Заключение
Конвоирование осужденных это серьёзный и ответственный процесс. В то же время и во многом рискованный. В караул назначаются сотрудники ФСИН, прошедшие специальную подготовку, наиболее дисциплинированные и положительно характеризующиеся по службе.
Лучше не попадать в такой вагон. Благодарю за публикацию!
Да! Лучше туда не попадать!
Константин Благодарю

В знаменитых зековских "столыпиных", осуждённых запихивали по 20 человек в плацкартный отсек. Мне один бывалый человек рассказывал об ужасах этапа. Не знаю, может сейчас что-то и изменилось к лучшему.
В целом система как была так и осталась, единственное, что более менее порядок поднавели, как сообщают товарищи из ФСИН.
Вагонзак — специальный вагон для перевозки подследственных и осуждённых.
Вагонзак обеспечивает размещение 75 человек спецконтингента в 3 малых (до 5 осуждённых в каждой) и 5 больших (до 12 осуждённых в каждой) камерах. Предусмотрено 10 служебных мест: 8 — для караула, 2 — для проводников.
Современный вагонзак отличается от прежних модификаций большей комфортностью: улучшенной вентиляцией воздуха, наличием кондиционеров, газовой плиты, холодильника, микроволновой печи, душевой кабины для личного состава караула.
Да, так и есть
Да, очень строго с ними обходятся.