Роль убеждений и неудач в нашей жизни: интересный эксперимент
Очень много экспериментов было проведено в научном мире. Одни были полностью посвящены психологии человека, другие затрагивали только косвенно. Но ученые проводили эксперименты, которые вроде бы и не были связаны с людьми, но задуматься заставляли. Расскажу об одном из самых известных.

Ученые взяли большой аквариум и поместили туда щуку и маленьких рыбок, которые в обычной среде пропитания служат кормом для хищницы. Естественно, щука достаточно быстро осталась в аквариуме одна.
Но ученые — люди хитрые. Они поместили в аквариум новую порцию маленьких рыбок и поставили стеклянный барьер. Каждый раз, когда щука хотела напасть на рыбку, она стукалась о препятствие. Ей было больно. Поэтому, испытав неприятные ощущения несколько раз, щука перестала обращать внимание на рыбок.
Дальше — интереснее. Ученые убрали барьер. Что изменилось? Ничего. Голодная хищница все так же плавала по аквариуму, даже не пытаясь напасть на мелких рыбешек. Щука просто поверила, что добыча недоступна.
Есть над чем задуматься
Почему этот эксперимент заставляет задуматься? Люди в своих действиях напоминают ту самую щуку, которая могла погибнуть от голода в аквариуме, наполненном едой. Предприняв несколько неудачных попыток изменить свою жизнь или реализовать желания, мы просто перестаем что-либо делать.
А некоторые люди даже и не пытаются. В их голову в детские годы были заложены убеждения, которые регулярно напоминают о себе. Например:
- мне всегда не везет, поэтому даже и пытаться не стоит;
- кому я с такой внешностью нужен;
- мой удел — сидеть и не высовываться;
- у меня плохая память/карма/судьба;
- по карьерной лестнице не пробиться, продвигают только своих.
Подобных ложных убеждений может быть много. Они превращают нас в ту самую щуку из эксперимента, которая боится испытать боль.
Не нужно строить себе лишние препятствия на пути!
Тут вы правы!
Психолог Кэрол Дуэк в Стэнфордском университете занимается изучением того, как убеждения человека влияют на его жизнь. В исследованиях она рассказала об экспериментах, проведенных в школах. Группе детей объявили, что способность к обучению можно развить. Тем самым у них создавалось убеждение, что они способны преодолеть трудности и могут лучше учиться. В результате дети продемонстрировали более высокую успеваемость по сравнению с контрольной группой
Несколько поколений выросли за стеклом. И теперь, принимают всё, что им спускают сверху.