Зачем в Россию приглашали иностранных гувернеров
Зачем в Россию приглашали иностранных гувернеров
Первые гувернеры в России появились в период царствования Петра 1. Государь Российский, прорубивший окно в Европу, побывал в Англии, Голландии. Он четко понимал, в чем Россия отстает от развивающейся Европы. Это касалось не только ремесел, но и образования.

Он был первым, кто доверил воспитание своих дочерей француженке. Мадам Делонуа обучала дочерей Петра и всюду их сопровождала.
Не отставали от царя и придворные, нанимавшие в учителя своим отпрыскам иностранцев, которые приезжали в Россию на заработки. Причем, больших знаний от гувернеров не требовалось, достаточно было, если они могли научить наследников иностранному языку и некоторым заграничным манерам.
Россия переживала эпоху кардинальных перемен. Менялся государственный строй, менялось мышление народа. Россия все чаще равнялась на Запад, поэтому логично, что дворяне стремились получить для детей иностранных учителей.
В 1737 году императрица Анна подписала указ об образовании, который предписывал дворянской молодежи овладевать науками, чтобы затем служить Отечеству. С того момента заполучить в дом гувернера-иностранца для обучения и воспитания детей стало делом чести.

В то время были популярны немцы и итальянцы. Родители полагали, что педантичные немцы как никто другой смогут приучить чадо к порядку, усидчивости, дисциплине и систематическому труду. А талантливые итальянцы научат пению и танцам.
В середине 18 века в Россию устремились французы. Они имели изысканные манеры, любили детей, были общительны и веселы, за что нравились и детям, и родителям. Кроме того, российские дворяне владели французским языком, обожали французскую моду и грезили Мормартром. Поэтому в то время вариант гувернера-француза считался идеальным для обучения и воспитания любимого чада.
В 19 веке переменчивая мода отдала предпочтение гувернанткам из Англии.

Благодаря английским романам, которыми зачитывались россияне, гувернантки были образцом скромности, воспитанности и трудолюбия. И если в Англии и Германии гувернантку считали хоть и привилегированной, но прислугой, то в России ее относили к числу домочадцев.
Нередко гувернантка, которую наняли при рождении дочери, становилась наставницей детей повзрослевшей барышни, а иногда и ее внуков и проживала всю жизнь рядом с воспитанницей.
Больших знаний и образованности от иностранных гувернеров не требовали. Часто случалось, что ребенку нанимали иностранца для обучения наукам и хорошим манерам, а он оказывался сапожником или пекарем. Это продолжалось до тех пор, пока в 1755 году императрица Елизавета подписала указ, согласно которому гувернером в дворянскую семью мог быть принят иностранец, сдавший специальный экзамен в Московском университете, или в Академии Санкт-Петербурга.
Почему все же иностранцы?
Приглашая в дом гувернера, родители получали в его лице одновременно преподавателя и воспитателя. Гувернер занимался воспитанием младших детей и обучением старших. Педагогическая деятельность заключалась в преподавании иностранных языков, обучении этикету. Изучению наук уделялось немного времени. Как правило, математику и родную речь преподавали в объеме, который позволял подготовить ребенка к поступлению в гимназию, а затем – в университет.
Стремление воспитать детей «по-европейски» было не только у зажиточных родителей. Средний класс также стремился, чтобы наследники получили в наставники гувернера-иностранца.
И хорошо подготовленные, и малообразованные педагоги-иностранцы, которые попали в Россию, прекрасно понимали, что назад на родину дорога закрыта. Являясь, по сути, скитальцами, не имея ни дома, ни семьи, все знания, любовь и потребность заботиться о ком-то переносили на воспитанников. Проводили все время с детьми, отдавали им свои знания, душу.
Рассказывая о своей судьбе, пробуждали в детских душах такие качества, как любовь, жалость, сострадание.
Принципиальным моментом для 18-19 веков было приглашать мужчину-гувернера. Наступил патриархат, мальчиков необходимо было образовывать и развивать в них мужские качества. Для зажиточных россиян пригласить на службу иностранца было престижно. Это выглядело так – «У соседа есть, а я чем хуже?».
С конца 19 века постепенно в России проходила мода на иностранных гувернеров. Российские университеты готовили высокообразованных специалистов, которые будучи студентами, начинали подрабатывать в домах зажиточных граждан. Так продолжалось вплоть до первого десятилетия двадцатого века.
Учить уму- разуму, да и светским манерам. Результаты были.
были, конечно)
Конечно были. Ничего плохого в том, чтоб стремились лапотную русь переобуть. Чтобы соответствовала и превосходила иностранцев. Так и получилось))
Благодарю Вас за публикацию. Интересно
Спасибо за интерес)
Спасибо за интерес. Заходите))
Обстоятельная у Вас получилась публикация...
Спасибо. Я стараюсь)). Сегодня первый день
Урааа! Свои!!
Спасибо, интересно и доступно )))
и вам спасибо за интерес)