Что скрывает портрет Моно-Лиза? Какие тайны несет в себе картина?
"Мона Лиза", также известная как "Джоконда", является знаменитой картиной итальянского художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Полное название картины - "Портрет госпожи Лизы дель Джокондо". Имя "Джоконда" переводится с итальянского как "веселая, играющая", что происходит от слова "gioconda".
Традиционно считается, что на картине изображена Лиза Герардини, жена флорентийского торговца шёлком Франческо дель Джокондо. Так в 1550 году писал итальянский биограф Джорджо Вазари. Однако Вазари, который родился в 1511 году, не видел работу своими глазами и ссылался на информацию из первой анонимной биографии Леонардо да Винчи. В этом источнике Вазари нашел информацию о том, что портрет был заказан Франческо Джокондо у художника для его третьей жены.
Существуют также другие версии относительно женщины на картине. Некоторые искусствоведы предполагают, что это может быть не Лиза Герардини, а другая женщина, такая как Чечилия Галлерани, которую да Винчи изобразил в своей известной работе "Дама с горностаем". Также есть версия о том, что художник изобразил самого себя в женском обличье. Есть даже те, кто утверждают, что Леонардо да Винчи, будучи нетрадиционной ориентации, изобразил своего возлюбленного - Салаи. Действительно, есть сходство между "Моной Лизой" и некоторыми другими работами да Винчи, такими как "Иоанн Креститель" и "Ангел во плоти", где юноша обладает той же улыбкой, что и Лиза.
Одним из основных загадок "Джоконды" является ее улыбка, которая также встречается во многих произведениях и самого Леонардо да Винчи, так и его последователей. Чтобы придать улыбке реалистичность, да Винчи использовал затенение в уголках губ и глаз.
Интересно, что у портретируемой женщины отсутствуют брови, а ресницы не прорисованы. Это объясняется модой XVI века, когда многие женщины удаляли брови и сбривали часть волос на голове, чтобы визуально увеличить лоб. На ранних картинах эпохи Возрождения можно найти множество женских изображений без бровей и ресниц. Сам художник также часто либо не рисовал брови, либо обозначал их едва видимой линией.
Взгляд Моны Лизы также вызывает интерес - независимо от положения зрителя, создается ощущение, что женщина не отводит взгляда. Этот эффект был известен древним египтянам и заинтересовал художников в XIV веке. Один из теоретиков искусства, Николай Кузанский, полагал, что подобный эффект создает ощущение, что святые не оставляют монаха.
При создании "Моны Лизы", Леонардо да Винчи экспериментировал с оптической иллюзией. Важным фактором было сочетание направления взгляда с положением головы, что отражается в радужных оболочках глаз.
В XX веке улыбку Джоконды пытались объяснить медицинскими причинами, такими как деформация челюсти и сифилис. Однако все эти теории остаются предположениями.
Картина "Мона Лиза" также является объектом интереса исследователей, которые ищут в ней тайные знаки. Так, под микроскопом были обнаружены буквы и числа в глазах и на мосту картине. Однако до сих пор нет однозначного разгадывания всех этих шифров.