Историческая вторая победа Миядзаки на "Оскаре" вызвала празднование в Японии: азиатские таланты получают все большее признание
В центре внимания - японские таланты!
Поклонники и художники по всей Японии поднимают бокалы за международный успех киноиндустрии страны после того, как маэстро аниме Хаяо Миядзаки получил исторический второй "Оскар", а знаменитая франшиза "Годзилла" - свою первую награду.
В последние годы азиатские фильмы или фильмы с преимущественно азиатским актерским составом добиваются успеха на церемонии вручения премии "Оскар". Южнокорейский триллер "Паразит" вошел в историю в 2020 году, став первым неанглоязычным фильмом, получившим награду за лучшую картину, а также три другие награды.
В прошлом году доминировал фильм "Все и сразу" - абсурдистская экшн-комедия о семье китайских иммигрантов в Америке и культурных различиях, с которыми они сталкиваются. Она получила семь наград, включая лучшую роль второго плана для уроженца Вьетнама Ке Хуй Куана и лучшую актрису для Мишель Йео из Малайзии, которые вручали награды в воскресенье.
В этом году в центре внимания оказались японские таланты.
Последний мастер-класс Миядзаки по аниме "Мальчик и цапля" победил в воскресенье в номинации "Лучший анимационный полнометражный фильм", обойдя таких популярных претендентов, как диснеевский "Элементарно" и "Человек-паук: Через паутину" от Sony Pictures.
Это второй "Оскар" 83-летнего режиссера и его знаменитой студии Ghibli после того, как в 2002 году "Духи прочь" вошли в историю кинематографа, став первой неанглоязычной анимацией, победившей в той же категории.
"Репутация Ghibli значительно выросла за последние 20 лет, и это заслуга качества ее продукции на протяжении почти четырех десятилетий", - сказал CNN Роланд Келтс из Токио, автор книги "Japanamerica: Как японская поп-культура проникла в США".
Возможно, для Академии "Оскар" это также более значимо, так как показывает, что они признают художественный гений Миядзаки и могут понять разницу между анимацией как чистым развлечением (что характерно для большинства американских мультфильмов) и анимацией из Японии", - сказал он.
Основав в 1985 году студию Studio Ghibli, Миядзаки стал одной из самых влиятельных культурных икон страны.
Благодаря тщательному покадровому методу ручной прорисовки его потусторонние работы стали синонимом японской анимации.
Многие из его классических фильмов, такие как "Мой сосед Тоторо" и "Движущийся замок Хаула", сочетают в себе фантастические элементы фольклора, магию и духовность, а также затрагивают такие глубокие и сложные темы, как смерть, конфликты и подростковый возраст.
Тосио Судзуки, продюсер фильма "Мальчик и цапля", сказал, что позвонил Миядзаки после церемонии награждения и получил несколько предсказуемый ответ от малозаметного аниматора, известного своим дзен-подобным поведением и общей неприязнью к свету, сообщает японская национальная вещательная компания NHK.

"Я сказал ему: "Поздравляю!". сказал Судзуки. А он ответил мне: "То же самое можно сказать и о вас! И он рассмеялся".
В своем последующем заявлении Судзуки сказал, что фильм, на создание которого ушло семь лет, было "действительно трудно довести до конца".
"И Хаяо Миядзаки, и я значительно постарели. Я благодарен за то, что в моем возрасте мне оказана такая честь", - сказал Судзуки.
Еще одним прорывом для Японии в воскресенье стал приз за лучшие визуальные эффекты "Годзилла минус один" - первый фильм из 70-летней франшизы о монстрах, получивший "Оскар".
Фильмы о Годзилле оказывают большое влияние на целые поколения кинематографистов и зрителей с тех пор, как в 1954 году появилась первая японская инкарнация.
Многие из десятков приключений Годзиллы, вышедших с тех пор, включают в себя темы экологических катастроф и опыта Японии как единственной страны, против которой было применено ядерное оружие.
Съемочная группа последнего блокбастера о Годзилле была в восторге от своей победы. Художник по спецэффектам Тацудзи Нодзима опубликовал на социальной платформе X фотографию статуэтки Годзиллы рядом со статуэткой "Оскара".
"Оскар, получите! Вау", - написал он в посте, сопровождаемом десятками восклицательных знаков.
Такаси Ямадзаки, режиссер фильма "Годзилла минус один", сказал, что его путь начался четыре десятилетия назад, когда фантазии "Звездных войн" и "Близких встреч третьего рода" взорвали его юное сознание.
"Я был как-то очень далек от Голливуда, и даже возможность стоять на этой сцене казалась недосягаемой", - сказал он. "Эта награда - доказательство того, что у каждого есть шанс".
Больше, чем просто награды
После воскресного успеха в социальных сетях раздались одобрительные возгласы как политиков, так и общественности.
Премьер-министр Японии Фумио Кисида похвалил Миядзаки за "безудержное воображение и острую проницательность", а Ямадзаки - за "выдающиеся технические навыки и выразительные способности".
Их работы нашли отклик "у многих людей вне границ и языков, удивив и тронув их", - говорится в заявлении Кисиды, распространенном его канцелярией.
Губернатор Хидеаки Омура из префектуры Айти, где находится парк Ghibli, основанный на мирах, созданных Миядзаки, заявил, что в тематическом парке будут представлены новые инсталляции из "Мальчика и цапли", начиная с 16 апреля, сообщает NHK.
Японские пользователи социальных сетей были в восторге от победы Годзиллы в Голливуде.
"Я почувствовал, что это тот момент, когда Годзиллу наконец-то признали не только в Японии, но и во всем мире", - написал один человек на сайте X.
Для других эта награда стала толчком к развитию Японии после тяжелого начала года.
Более 200 человек погибли и тысячи остались без крова после землетрясения магнитудой 7,5, произошедшего в префектуре Исикава 1 января. На следующий день пять гуманитарных работников погибли в результате столкновения самолетов, направлявшихся к месту бедствия.
Один из пользователей X вспомнил, как в 2011 году, спустя несколько месяцев после мощного смертоносного землетрясения и цунами, обрушившихся на северо-восточное побережье Японии, женская футбольная команда страны стала первой азиатской командой, выигравшей Кубок мира.
Точно так же и эта победа на "Оскаре" - "нечто, что показывает проблеск надежды посреди отчаяния", - добавил пользователь X. "Это то, что нам сейчас нужно".
Кивок в сторону художественного гения Миядзаки

Награда, несомненно, будет иметь значение для Миядзаки и его поклонников, поскольку критики предсказывают, что это может быть последний фильм восьмидесятилетнего аниматора.
Миядзаки вышел на пенсию, чтобы снять фильм, который рассказывает о мальчике, переехавшем в деревню после потери матери во время пожара в больнице и встретившем волшебную серую цаплю.
Сюжет, как утверждается, во многом заимствован из детства Миядзаки и исследует такие темы, как горе и надежда в мире, отмеченном конфликтами и потерями.
Фильм, премьера которого состоялась в Японии в июне, имел глобальный успех и возглавил североамериканский прокат, заработав чуть менее 13 миллионов долларов в премьерный уик-энд, несмотря на намеренно не проводившуюся рекламную кампанию.
Келтс, автор из Японии, говорит, что вторая победа на "Оскаре" показала, что Академия признала художественный гений Миядзаки и что японская анимация - это далеко не только развлечение.
Она "часто более свободна, экспрессионистична и затрагивает возвышенное", - говорит Келтс, который также является приглашенным профессором Университета Васэда в Токио.
"То, что художник в свои 80 лет может создавать эпические и неустанно энергичные работы, вдохновляет", - сказал он.
Миядзаки - гениален и умеет снимать отличное кино.