Казак Харько: что мы знаем о мифическом основателе Харькова
История города Харькова, одного из крупнейших и наиболее значимых центров Украины, простирается на более чем 360 лет. Однако, мало кто знает об истинном основателе этого города. Возникают вопросы: кто же был этот загадочный Казак Харько и в чем заключалось его влияние на становление и развитие населенного пункта?

Что касается фактов и достоверной информации о Харько, то это великая загадка. Некоторые источники говорят о его существовании на протяжении целых веков, история передает прохождение устных преданий из поколения в поколение. Однако, живые свидетели эпохи Харько не сохранились, и каждый элемент его определения остается в полной тайне.
Харько предстает перед нами как легендарный герой, высокий и сильный казак, имеющий бесценный вклад в процесс создания и формирования города. Легенда гласит, что он был отважным воином и опытным стратегом, способным возглавить группу казаков в трудных сражениях. Его лидерские качества и непоколебимая вера в своих товарищей сделали его символом единства и силы.
Хутор казака

Первые сведения о жизни казака по имени Харько историки встречают у академика Василия Зуева. В 1781 году он проезжал через Харьков и в своих «Путешествующих записках от Санкт-Петербурга до Херсона» писал, что свое название город носит от первого поселенца, которого звали Харитон. Он разводил пчел и освоил эти места. Постепенно к Харитону стали сходится другие малороссияне, которые прозвали первопроходца Харько.
Место, где жил Харитон называли «Харьков хутор». Со временем он стал слободой, позднее крепостью, а потом и городом. В том же 1781 году губернатор Харьковского наместничества Евдоким Щербинин подавал в Санкт-Петербург вариант герба Харькова. В документе он писал: «От Днепра вышел казак, вооруженный луком и стрелами, называемый Харьком, поселился над рекой, по имени которого река и место назывался Харьковом. В гербе пишется на желтом поле черный со стрелами лук».
Легенда о пришедшем с берегов Днепра казаке есть в «Топографическом описании Харьковского наместничества», составленном в 1775 году. При этом версия о казаке Харько приводится с формулировкой «доподлинно известно».
Наиболее обширные сведения о мифическом казаке оставил харьковский дворянин Ефим Иванович Топчиев. Он написал мемуары, в которых подробно описывал повседневную жизнь слободских украинцев, помещиков и военных. Топчиев писал, что в 1829 году подружился со 104-летним стариком, жившим в слободе Даниловке (современная Большая Даниловка). Он был, как сказали бы сегодня, коренным харьковчанином. В слободе поселился еще дед его деда.
В одной из бесед они разговорились о прошлом Харькова. Дед старика, служивший в украинских казаках, рассказывал ему, что первым поселенцем был казак Харько. Основатель города пришел из Польши и привел с собой несколько семей: «упорных и вместе великодушных защитников исповедуемой ими религии, решившихся наконец расстаться навсегда со своим отечеством». Харько был вдовцом и с ним пришли два его сына. Один из них — с женой и двумя своими сыновьями.
Бой в окрестностях Змиева

Постепенно количество поселенцев росло, а селились они в междуречье Харькова и Лопани. В этом защищенном самой природой месте поселяне прятались от хищных татар, которые приходили в набеги с левого берега Северского Донца. От старика Ефим Топчиев узнал и о том, как погиб казак Харько.
В один из дней татары разграбили и сожгли поселение украинцев на берегу реки Уды. Враги с награбленным добром ускакали в сторону Северского Донца, а по их следу помчался Харько с верными казаками. В окружностях современного Змиева поселенцы догнали татар, отбили добычу и пленных удянцев.
В запале погони Харько пересек Северский Донец, где на казаков обрушились татарская засада. На обратной переправе через реку Харько утонул. С ним погибли и его сыновья. Старик утверждал, что: «…сами татары, первые, называли его именем реку, при которой он жил». После гибели Харько татары стали чаще устраивать набеги и окрестности будущего города стали безлюдными.
Когда пришла вторая волна украинских поселенцев, они поселились на реке Лопань, но новое место жительства назвали Харьковом. Там, где реки сливались было болото, а со стороны современного Успенского собора рос густой лес. В разговоре со стариком Топчиев сказал, что местом первого поселения считается левый берег Лопани (от современной Университетской горки до устья реки).
На это 104-летний козак ответил: «…не приходится быть первому поселению при реке Лопани, иначе город Харьков назывался бы Лопанью». Ефим Топчиев соглашался с рассказчиком и считал, что вероятным местом нахождения хутора Харька и первых поселенцев была Белгородская криница на берегу реки Харьков. Здесь они имели чистую питьевую воду, места рыбной ловли и крутые горы, на которых можно прятаться от татар.
О том, где находилась криница в 2005 году в своей монографии «Харкове, звідки ім'я твоє?» написал харьковский историк Иван Ефимович Саратов. Рядом с домом №3 по улице Шевченко стоит автозаправка, а за ней есть закопанный родник, который когда-то давно и назывался казацкой Белгородской криницей. Если казак Харько и существовал, то, вероятней всего, его хутор стоял именно здесь.
Был ли Харьков до Харька

Начало проспекта Науки стоит 70-тонный бронзовый памятник основателю Харькова казаку Харько
В своем «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» митрополит Филарет писал, что название реки Харьков сохранялось в Диком поле с XII до начала XVII века. Этот гидроним впервые встречается в «Книге Большого Чертежу», составленной для царя Ивана Грозного в 1556 году. До историков дошла третья редакция документа, достоверно датируемая 1627 годом.
В книге написано: «…А речка Угрим пала в Уды, а Лопин пала в Харкову, а Харкова пала в Уды». По мнению историков Миллера и Багалея, первые поселенцы переселились в эти места между 1630 и 1654 годами. К тому времени река уже называлась Харьковом и на ее берегах были остатки древнего Харьковского городища. Получается, что если казак Харько и существовал, то река и город названы не от его имени.
Имя Харитон в XVII веке было популярным, о чем говорит распространение фамилии Харитоненко. Возможно, некий заднепрянский казак Харько и вправду осел с семьей рядом с Белгородской криницей на берегу реки Харьков.
Жизнь и деятельность Казака Харько стали важной частью харьковской истории и его олицетворяют как символ городской доблести и упорства. Хотя вся правда о нем остается в сфере мифа и легенд, его имя до сих пор звучит с почтением и гордостью.
В заключение, мифический Казак Харько является олицетворением мужества и силы Харькова. Благодаря своей легенде и преданности идеалам, он стал важной фигурой в истории города и вдохновением для многих. Не смотря на отсутствие достоверных источников, его наследие продолжает жить в сердцах каждого харьковчанина, напоминая о духе и традициях этого прекрасного города.
Интересно?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Нашествие Харьков
тра-та-та
Скока в бочке ареста...
Нтов любых мастей
Из разных областей
Спасибо, интересно
Спасибо за публикацию
Интересно
герб Харькова был сделан с нашего фамильного герба