Расширение граней возможного: 25 лет назад вышел фильм «Матрица»

11 дочитываний
12 комментариев
Эта публикация уже заработала 5,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать

25 лет назад, в 1999 году, на экраны вышел фильм «Матрица», который стал настоящим прорывом в мире кино. Этот научно-фантастический боевик, созданный Лана и Лилли Вачовски, стал легендарным произведением, навсегда изменившим взгляд зрителей на границы возможного в кинематографе.

Расширение граней возможного: 25 лет назад вышел фильм «Матрица»

«Матрица» представила нам уникальный сюжет, в котором основной герой, Нео, сталкивается со сбившимися с толку реальностью и виртуальным миром, в котором живут люди, не подозревающие о своем заключении. Обсуждаемый фильм предлагает глубокий философский взгляд на сущность реальности и роль человеческого разума в ее восприятии.

Мировая премьера фильма Лоуренса и Эндрю Вачовски «Матрица» состоялась 24 марта 1999 года. Хотя проект создавался силами Warner Bros. при солидном бюджете ($63 млн), в его успехе никто не был уверен. Постановщики к тому моменту сняли всего один малобюджетный (пусть и довольно заметный) фильм «Связь», а их новая работа была слишком экспериментальной. В ней братья Вачовски постарались совместить яркую картинку, включающую новаторские на тот момент спецэффекты, сложную научно-фантастическую историю и глубокий философский подтекст.

Действие разворачивается в будущем. Человечество поработили машины. Всё, что видят люди, представляет собой симуляцию, матрицу, смоделированную искусственным интеллектом. На самом деле они без сознания пребывают в капсулах, а энергия живых организмов используется техникой в качестве топлива. Симуляция была создана из-за того, что принятие настоящего мира стало невозможным для человеческого разума. Матрица же обманом заставила людей думать, что всё в порядке. Однако остались повстанцы, живущие в реальном мире — в расположенном глубоко под землёй городе Зионе.

Капитан антигравитационного корабля «Навуходоносор» Морфеус считает, что находящийся в симуляции хакер Нео (в матрице — Томас Андерсон) избранный. Герой пробуждает его от иллюзорного сна, предложив на выбор две таблетки — синюю и красную. Если Нео примет синюю, то проснётся как обычно и ничего не вспомнит.

Основная концепция фильма заключается в идее, что мир, в котором мы живем, на самом деле является сложной компьютерной симуляцией, созданной определенными силами, чтобы контролировать и управлять людьми. Главные герои «Матрицы» - борцы за свободу, которые осознали себя внутри этого иллюзорного мира и борются поколение за поколением, чтобы освободить все человечество от оков Матрицы.

Нео выбирает красную, после чего Морфеус раскрывает ему глаза на реальный мир и начинает готовить героя к восстанию. В течение трилогии Нео осваивает разные навыки, влюбляется в офицера «Навуходоносора» Тринити, а также проходит сложный путь и переживает внутренние трансформации, чтобы стать настоящим избранным и спасти человечество.

Новаторские спецэффекты и кунг-фу по-гонконгски

Поиск актёров был осложнён тем, что режиссёрам требовались люди, готовые потратить четыре месяца на подготовку, включающую изучение боевых искусств, философии и эволюционной психологии. Известно, что от роли Нео отказались Брэд Питт, Леонардо ДиКаприо и Уилл Смит.

В конце концов на главную роль утвердили Киану Ривза, а Тринити и Морфеуса сыграли Кэрри-Энн Мосс и Лоренс Фишбёрн. Также в картине появились Глория Фостер в образе оракула Пифии, Хьюго Уивинг, cыгравший главного антагониста — компьютерную программу, известную как Агент Смит, и другие. Для подготовки боевых сцен был приглашён гонконгский хореограф боевых искусств Юэнь У-Пин.

Расширение граней возможного: 25 лет назад вышел фильм «Матрица»

Вачовски настаивали, чтобы в кадре дрались сами актёры, а не дублёры. При этом ранее они боевыми искусствами не владели. Киану Ривзу и вовсе приходилось тренироваться с травмой шеи.

«Мы хотели снять сцены кунг-фу, как будто дерутся парни из Гонконга. Это значит, что актёры должны обмениваться четырьмя-пятью-шестью ударами рукой. Бой должен быть поставлен как танец, чтобы всё создавалось перед глазами людей, а не на монтажном столе, для чего требовалось, чтобы все актёры, все четыре главных героя в первую очередь прошли интенсивную подготовку у самого лучшего, по нашему мнению, постановщика боёв в Гонконге Юэня У-Пина», — рассказывал Лоуренс Вачовски в документальном фильме «Возвращаясь к матрице».

«В каждом человеке есть своя изюминка. У Кэрри-Энн прекрасная женственная фигура. Её красота только выигрывает, когда она прыгает, кувыркается и идёт. В этом её сила. Её движения изначально красивые. Лоренс от природы прекрасно кувыркается и прыгает, а Киану — трудолюбивая лошадка. Он всё доводит до совершенства», — говорил Юэнь У-Пин.

Команда фильма, за исключением постановщиков, во время съёмок не до конца понимала, что происходит, и практически вслепую следовала за Вачовски. Работать приходилось в непростых условиях, у артистов не было не только трейлеров, но и многих необходимых мелочей, таких как кофеварка. Всем приходилось пользоваться одним туалетом и маленьким офисом. Тем не менее артисты не отчаивались и получали удовольствие от работы друг с другом.

«При съёмках первого фильма я с удовольствием работал с материалом... Точнее, мне одинаково нравились и материал, и мой герой, и люди, с которыми меня свела судьба на съёмочной площадке», — отмечал Киану Ривз.

Расширение граней возможного: 25 лет назад вышел фильм «Матрица»

Чтобы воплотить в жизнь вдохновлённые в том числе комиксами идеи авторов фильма, кинематографистам пришлось пойти на разнообразные ухищрения. Сцены рукопашных боёв для наибольшей зрелищности запечатлели в замедленной съёмке, но камера при этом перемещалась с обычной скоростью.

«В сценарии была сцена, в контексте которой упоминался буллет-тайм. «Так, а с помощью какой технологии (это реализовать)? Как нам это снимать?» — возник у меня вопрос. Дело вот в чём... Сейчас уже сложно вспомнить, но тогда цифровые эффекты только зарождались, были в зачаточном, довольно примитивном состоянии. (Так что) кое-где мы действительно расширяли грани возможного», — приводит слова кинематографиста Collider.

В итоге легендарную сцену снимали с использованием более сотни фотокамер. Тестировали находку на съёмке взрыва мусорного бака: на экране удалось замедлить облако огня и показать его со всех сторон.

От Алисы до Сократа

Вачовски отмечали, что при создании этой истории их интересовали «мифология, теология и — в некоторой степени — высшая математика».

«С помощью всего этого человек пытается найти ответ на более важные вопросы, а также на главный вопрос. Работая над эпическими сюжетами, следует размышлять на эти темы. Люди, может, и не уловят всех имеющихся в фильме аллюзий, но понимание важных идей у них есть. Мы хотели побудить людей к размышлениям, дать пищу для ума», — цитировало Лоуренса Вачовски издание Time.

В «Матрице» присутствуют отсылки к «Бегущему по лезвию» и «Терминатору», аниме и греческой мифологии, а различные философские теории пересекаются с поп-культурой. В картине даже есть связь с теорией струн и религией: поднимается тема реинкарнации, а Нео является своего рода мессией. Немало параллелей можно провести и со сказкой Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес».

«Матрица» посвящена теме зарождения и эволюции сознания. Начало выглядит безумным, впоследствии же всё становится яснее», — объяснял Лоуренс Вачовски.

Кроме того, история Нео во многом пересекается с событиями из жизни древнегреческого философа Сократа. Если в фильме миссия главного героя заключается в пробуждении порабощённых людей и спасении их ото сна, то Сократ стремился «разбудить» жителей Афин, воспитать их в духе добродетели. И он, и Нео узнают о своём пути от оракулов, образы которых также пересекаются. Провидицы подтверждают дар Нео и мудрость Сократа, но те отрицают свои выдающиеся способности.

Нео изначально пытается понять, что такое матрица, то есть иллюзия спокойной и размеренной жизни, а Сократ — что значит хорошая жизнь. Героя «Матрицы» в какой-то момент осуждают «практически по всем известным закону киберпреступлениям», а философа судят за моральное развращение людей и сотворение богов.

Успехи и продолжения

После съёмок перед командой встал вопрос: как продать широкой аудитории фильм с извилистой концепцией и не самыми популярными артистами, особенно после того, как недавний фильм «Тёмный город» с похожей тематикой не сумел привлечь зрителей?

Рекламу постарались сделать интригующей: в ролик, показанный во время Суперкубка, вошли наиболее эффектные моменты, включая полёт пули и боевую сцену с Киану Ривзом, а в кинотеатральных трейлерах появлялась фраза «В 1999 году ты в матрице» и звучал загадочный голос Лоренса Фишбёрна: «Невозможно объяснить, что такое матрица. Ты должен сам это увидеть».

Расширение граней возможного: 25 лет назад вышел фильм «Матрица»

Фильм стал хитом. Его сборы с учётом повторных релизов составили $467,6 млн. Кроме того, «Матрица» вошла в пятёрку самых кассовых кинопроектов года. Фильм высоко оценили как критики, так и широкая аудитория — его рейтинг «свежести» на портале Rotten Tomatoes составляет 83%, а зрители присудили 85%. Лента была номинирована на «Оскар» в четырёх технических категориях и победила во всех из них.

В 2003 году вышли вторая и третья части — «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция». Во втором фильме авторы больше внимания уделили отношениям Нео и Тринити, которые становились более эмоциональными. Они играют роль даже в моменте, связанном со спасением мира. Жаждущая любви Персефона в исполнении Моники Беллуччи просит Нео поцеловать её в обмен на помощь — та вызволит Мастера ключей, важную программу, оказавшуюся в плену у оппортуниста Меровингена. Ревнивая Тринити готова застрелить обольстительницу, но в конце концов ей приходится смириться с происходящим.

Тем не менее прежде всего вторая «Матрица» запомнилась зрителям привычным экшеном: автомобильными погонями, драками в стиле кунг-фу и перестрелками с замедленной съёмкой. Однако всё вышло на новый уровень по зрелищности.

Фильм оказался ещё более успешным в прокате, собрав $741,8 млн, однако его оценки оказались немного ниже первой части.

А вот «Матрица: Революция» была встречена куда прохладнее. Если интерес широкой аудитории к истории сохранялся, то кинокритики разнесли завершающую часть трилогии в пух и прах. Фильм назвали разочаровывающим из-за того, что в нём линии персонажей и заложенные в первых частях смыслы теряются, а в центре внимания оказываются лишь спецэффекты.

Расширение граней возможного: 25 лет назад вышел фильм «Матрица»

На этом «Матрица» должна была закончиться, но спустя годы начали появляться разговоры о возможных съёмках четвёртой части, а в 2021-м состоялась премьера фильма. Над ним как режиссёр работала одна Лана Вачовски (урождённый Лоуренс). Картину она посвятила покойным родителям, что нашло косвенное отражение в сюжете.

«Актуальность многих идей о нашей реальности, которые мы с Лилли исследовали 20 лет назад, сейчас только возросла. Меня радует возвращение этих персонажей в мою жизнь, и я с благодарностью принимаю возможность снова поработать со своими замечательными друзьями», — цитировал постановщицу Variety.

Четвёртая часть вышла довольно вторичной, но наполненной юмором и иронией. Фильм получил средние оценки критиков и зрителей.

Как бы то ни было, киносерия «Матрица» не только навсегда изменила представление о боевиках, но и предложила зрителям огромный и ни на что не похожий авторский мир, наполненный философскими темами и интересными мыслями. В течение 25 лет увлечённая аудитория изучала и анализировала подтекст, а также использовавшиеся при производстве технологии. Вачовски сломали стереотипы и раздвинули границы киноискусства. Они привнесли в игровое кино многое из того, что раньше можно было увидеть лишь в анимации. Именно благодаря этому многим зрителям запомнилась и полюбилась «Матрица».

Фильм вобрал в себя множество значимых тематик, включая религиозные, философские, социальные и технологические аспекты. «Матрица» стала мощным катализатором размышлений и дебатов, вызвав огромный интерес среди зрителей. Она вызвала потоки вопросов о природе реальности, свободы выбора и контроля, роли человеческого разума и доли судьбы в каждой жизни.

Неустанная гонка, захватывающие боевые сцены, впечатляющие визуальные эффекты и глубокие диалоги сделали «Матрицу» настоящей культовой классикой. Этот фильм стал вехой в истории кинематографа, открыв грань возможного для создания новых и уникальных историй.

25 лет спустя «Матрица» продолжает вдохновлять и цеплять новое поколение зрителей. Ее наследие остается глубоко укорененным в современной культуре, влияя на фильмы, музыку, литературу и многие другие сферы искусства. Феномен этой киноленты четко свидетельствует о том, что она превратилась в нечто большее, чем просто фильм - она стала символом возможности расширить границы воображения и осознания.

Таким образом, «Матрица» открывает путь нам, зрителям и создателям, к поиску новых способов проникновения во вселенную искусства и расширению граней возможного. Она продолжает оставаться важным и актуальным источником вдохновения и стимулом для того, чтобы мы постоянно стремились преодолевать границы и открывать новые горизонты в нашем творческом пути.

Интересно?

Проголосовали: 14

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

12 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 12
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Да, первая "матрица" была даже очень ничего. Это потом уже скатились...

+1 / 0
картой
Ответить
DELETE

Все, кроме нескольких, сцены были сняты в Fox Studios в Сиднее и в самом городе, хотя узнаваемые ориентиры не были включены, чтобы сохранить впечатление от типичного американского города. Съёмки фильма помогли закрепить Новый Южный Уэльс как крупнейший центр кинопроизводства.

Перед началом съёмок ведущие актёры тренировались целых четыре месяца, изучая основы восточных единоборств. Длилось это обучение с октября 1997 года по март 1998 года. Актёры не ожидали таких нагрузок и были полностью уверены, что для получения практических навыков хватит и нескольких недель. Несмотря на обучение, некоторые съёмки поединков не обошлись без инцидентов: во время съёмок боя между Морфеусом и Смитом Хьюго Уивинг, блокируя удар Лоренса Фишберна, чуть не сломал тому руку; сам же Киану Ривз перед съёмками перенёс операцию на шее и поэтому дрался в фильме меньше, чем планировалось. Сами съёмки стартовали 14 марта 1998 года и закончились 1 сентября того же года, накануне дня рождения Киану Ривза.

Чтобы подготовиться к сцене, в которой Нео просыпается в капсуле, Ривз сбросил 15 фунтов и сбрил все волосы с тела, в том числе брови, чтобы придать Нео истощённый вид. Сцена, в которой Нео попал в канализационную систему, завершила основные съёмки. Согласно Art of the Matrix, по крайней мере одна снятая сцена и множество коротких фрагментов действия были исключены из окончательного монтажа фильма.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Спасибо , интересно

DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Неплохой первый и второй фильмы, хотя и неоднозначны.

DELETE

н-да

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Хотя об этом и сказано, но подчеркну - огромную роль сыграл философский подтекст - когда обыватель узнал, что оказывается допускается такое, что мир наш может быть не настоящим, иллюзией. Оно так отчасти и есть - ибо наше его восприятие индивидуально - даже какой-нибудь камень каждый воспринимает чуть по разному. Но речь здесь о более широком взгляде на это явление: а что если ничего на самом деле нет? Что, если мы "мозги в банке"? Проблему эту поставил великий Декарт в своих "Размышлениях о первой философии". И ценнность этого фильма как раз в значительной степени в том, что он побудил многих людей впервые поставить перед собой настоящие Вопросы - вопросы с большой буквы.

DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (12)

Руссо, или Искусство раздавать советы, которыми не пользуешься сам

Дочитала недавно Жан-Жака Руссо. Интересно и тяжеловесно. Но вот терзают мою душу смутные сомнения. Имеет ли вся эта писанина смысл? Объясню. Человек, написавший фундаментальный труд «Эмиль, или О воспитании»,

Начало... Души рассвет!

"Начало..." – такое простое слово, а сколько тайн оно в себе хранит! Это словно дверь в неизвестность, порог, за которым может ждать всё что угодно. Начало чего? Новой истории? Неведомого путешествия?
00:47
Поделитесь этим видео

Пять минут до чуда

А вы когда-нибудь задумывались, как одна единственная мелочь — пять минут раньше или позже — может изменить всю вашу жизнь? Этот случай я не смогла забыть до сих пор. Дождливое ноябрьское утро,...

Фильм + цензура = 0

Принцип "лучше перебдеть, чем недобдеть" всё больше укореняется на телевидении. Если начиналось всё со странной и непонятной по сути "возрастной категории" и заблюривания сигарет и женской груди,...