Калмантаева Анна Николаевна
Калмантаева А. Н. Подписчиков: 17774
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.3М

Хотела обогатиться за счет подрядчика, но ЗоЗПП не всегда работает в пользу потребителя

68 дочитываний
68 комментариев
Эта публикация уже заработала 88,00 рублей за дочитывания
В конкурсе публикаций от 26.03.2024 эта публикация заработала 900,00 рублей
Зарабатывать

Хотела обогатиться за счет подрядчика, но ЗоЗПП не всегда работает в пользу потребителя

Сегодня в своей статье хотелось бы вам рассказать об одном интересном деле. Речь пойдет о защите прав потребителей.

Раньше, когда строились египетские пирамиды, не было ни трудового законодательства, ни защиты прав клиентов. Все потому, что была рабочая сила, а их работодатели работали без статуса юридического лица.

История Людмилы

У Людмилы в собственности был земельный участок, и она решила построить дом. Для чего обратилась в строительную организацию. В июле 2021 года она заключила с ними договор на строительство дома. Работы должны быть выполнены 30 октября 2021 года. На счет исполнителя Людмила перевела 800 000 рублей.

Дом в срок построен не был. Спустя месяц Людмила направила в адрес исполнителя претензию о том, что она отказывается от исполнения договора ввиду нарушения сроков и требует вернуть ей уплаченную сумму.

Ответ исполнителя

Исполнитель в ответ на претензию высылает Людмиле акт приемки выполненных работ. Но Людмила отказывается его подписывать по той причине, что ее не устроил срок выполнения работ.

Дальнейшие действия Людмилы

А дальше Людмила обратилась к юристу. Ознакомившись с документами и послушав ее историю, им были сделаны выводы, что необходимо обращаться в суд. Досудебное урегулирование спора уже сделано. В требовании помимо выплаты Людмиле всей уплаченной ею суммы юрист требовал выплатить неустойку и компенсацию морального вреда.

Первая инстанция

Требования Людмилы были удовлетворены в полном объеме. Правда, судом был снижен размер морального вреда, но при этом суд взыскал 50% штрафных санкций.

Апелляция и кассация поддержали решение суда первой инстанции, указав на то, что строительная организация не вправе требовать возмещение своих затрат, которые были произведены в процессе строительства, а также оплату по факту, потому как заказчиком не были приняты работы.

Хотела обогатиться за счет подрядчика, но ЗоЗПП не всегда работает в пользу потребителя

Что говорит Верховный суд

С решением всех инстанций строительная организация обратилась в Верховный суд, который, изучив все документы и акты нижестоящих судов, сделал выводы, что решения судов нужно отменить по следующим основаниям.

Закон о защите прав потребителей применяется только тогда, когда нет соответствующей статьи в Гражданском кодексе РФ.

Согласно статье 9 ФЗ от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ", указано, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий товары (услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей.

Таким образом, чтобы разрешить спор Людмилы, необходимо обратиться к Гражданскому кодексу РФ. Если мы не находим статью там, то соответственно обращаемся к Закону о защите прав потребителей.

Почему такие выводы сделал ВС РФ

Правоотношения Светланы и строительной организации как раз таки урегулированы главой 37 ГК РФ.

Согласно статье 717 ГК РФ, если сторонами не было установлено иного, то заказчик может в любое время отказаться от исполнения договора, при этом уплатив подрядчику цену за ту работу, которая им была выполнена до момента, когда он получил извещение об отказе заказчика от исполнения договора.

Также заказчик возмещает понесенные подрядчиком убытки в связи с расторжением договора. Размер убытков определяется разницей между общей стоимостью работ и ценой, которая была уже выплачена заказчиком.

Кроме того, сдача и приемка работ подрядчика прописана в Гражданском кодексе РФ.

Коллегия Верховного суда РФ указала, что суд первой инстанции должен был установить, какой объем работ был выполнен до получения строительной фирмы извещения об отказе заказчика от исполнения договора, и согласно этим данным определить, какая сумма подлежит возврату заказчику. Однако судом этого не было сделано.

В договоре подряда было указано, что если заказчик необоснованно отказывается от подписания акта приемки, то он может быть подписан подрядчиком, о чем ставится отметка и работы будут считаться принятыми заказчиком.

Вывод ВС РФ

Нарушение сроков выполненных работ, безусловно, влечет последствия (п. 1 статьи 28 ЗоЗПП), но при этом закон не освобождает потребителя от обязанности оплатить подрядчику за его выполненные работы.

Таким образом ВС РФ отменил все судебные акты и направил дело на новое рассмотрение.

Как видно, права подрядчика тоже защищены законом.

С решением ВС РФ можно ознакомиться по ссылке.

Благодарю вас за уделенное моей публикации внимание. Как вы считаете, правильно ли обозначил свою позицию Верховный суд РФ? Или закон должен быть на стороне потребителя и нижестоящие инстанции верно вынесли решения в пользу Людмилы? Прошу вас поделиться своим мнением в комментариях!


Какая позиция судов верна?

Проголосовали: 58

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Комментировать
68 комментариев
Понравилась публикация?
61 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Калмантаева Анна Николаевна
Комментарии: 68
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

При обнаружении недостатков приобретенного товара (выполненной работы, оказанной услуги) потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) безвозмездного устранения этих недостатков, соразмерного уменьшения цены товара (работы, услуги), возврата уплаченной за них суммы, а также полного возмещения понесенных убытков (п. п. 1, 2 ст. 18, п. п. 1, 2 ст. 29 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить существенных недостатков товара изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

+4 / -2
картой
Ответить

Спасибо за мнение т внимание к публикации!!!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Закон о защите прав потребителя предназначен для защиты интересов и прав потребителей от недобросовестных действий со стороны продавцов и поставщиков товаров и услуг. Он устанавливает определенные стандарты качества, безопасности и информирования потребителей, а также предоставляет им определенные права в случае нарушения их интересов.

Однако, не всегда закон о защите прав потребителя работает исключительно в пользу потребителя. Существуют ситуации, когда продавцы и поставщики могут находить лазейки или обходить законодательство, чтобы нести меньшие ответственность за качество товаров или услуг. Некоторые компании могут использовать сложные юридические тонкости или скрытые условия в договорах, чтобы обмануть потребителей или избежать компенсации за некачественный продукт или услугу.

Также стоит отметить, что процесс защиты прав потребителя иногда может быть длительным, сложным и требующим значительных усилий со стороны самого потребителя. Не все потребители готовы или имеют возможность бороться за свои права через судебные инстанции или другие механизмы защиты.

В целом, закон о защите прав потребителя является важным инструментом для защиты интересов потребителей, но его эффективность может быть ограничена из-за различных факторов, таких как сложность юридических процедур, нечестные практики компаний и недостаточная информированность потребителей. Поэтому важно осознавать свои права как потребителя, быть внимательным при совершении покупок и готовым действовать в случае нарушения своих прав.

+4 / -2
картой
Ответить

Спасибо за Ваше мнение и комментарий к публикации!!!!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

1. Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

+5 / 0
картой
Ответить

Благодарю Вас за высказанное мнение и комментарий к статье!!!

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Ну всё верно - что выполнено, должно быть оплачено.

Вопрос приёмки результата - он ведь не только от заказчика зависит.

+5 / 0
картой
Ответить

Совершенно верно. Позиция Верховного суда правильная!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Благодарю за статью полезную для многих

Спасибо!!!!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (68)

Ситуация с полковником Кашириным: Армия вне закона

Перед нами — вопиющий пример системной коррупции и злоупотребления властью в армейской среде, который ставит под сомнение саму возможность эффективного ведения войны и деморализует армию.
00:07
Поделитесь этим видео