Необоснованный отказ в трудоустройстве из-за оценок в дипломе. Директор школы дала маху. Интересный случай из практики

Добрый день, гости и пользователи сайта! Сегодня хотел бы с вами обсудить такую проблему, как необоснованный отказ в трудоустройстве со стороны работодателя. Как раз несколько дней назад ко мне обратился за консультацией Александр, и вот его история:

"Александр Александрович, добрый день. У меня такая ситуация: я закончил вуз по специальности "учитель математики". Хотел работать в деревне, детей немного и практику наработать, опять же там и жилье предоставляют и зарплата не хуже городской. Нашел на сайте "Работа России" вакансию в селе и приехал на собеседование к директору. Все было хорошо, до того момента, пока она не открыла мой диплом о высшем образовании. Да я не отличник, и у меня там много троек, но это никак не должно влиять на трудоустройство. В общем, директор школы мне отказала, мотивируя тем, что у меня слабые знания. Скажите, она имела права на таком основании отказать мне в трудоустройстве?"
Что говорит об этом Трудовой кодекс
Согласно ст. 195.1 ТК РФ (понятия квалификации работника, профессионального стандарта), работодатель имеет право устанавливать требования к квалификации работников, в том числе к уровню их образования, навыкам и опыту работы.

Статьей 65 Трудового Кодекса РФ устанавливается, что работодатель имеет право при приеме на работу требовать от соискателя документы об образовании и (или) о квалификации, которые подтверждают наличие необходимого уровня образования и (или) квалификации.
Таким образом, директор школы не могла обосновать свой отказ тем, что ваши оценки в дипломе не соответствуют требованиям к квалификации учителя математики, установленным в школе. Так как в профстандарте не предусмотрено данное требование, самое главное – это наличие диплома.

Директор школы должна была предоставить вам письменный мотивированный отказ в трудоустройстве, в котором указать конкретные причины отказа.

Советую вам обратиться в трудовую инспекцию для решения данного вопроса, за необоснованный отказ в заключении трудового договора директор школы может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение трудового законодательства)
Учитель, прежде всего, должен хорошо владеть своим предметом и уметь грамотно и интересно преподнести материал. Если он умеет ладить с детьми, находить подход к каждому ребёнку, любит общаться с ними, положительно на них влияет, держит в узде – это все очень хорошо, и это заслуживает множество плюсиков к карме, но если по специальным дисциплинам в пединституте (с их-то уровнем!!!) было совсем неважно, то и профессионал из учителя, каким бы хорошим воспитателем от природы он не был, так себе.
Главное – не оценки. Главное – уверенность в себе, амбициозность и быть сильным. А оценки – это ерунда. Можно убиваться и получать "3" или "5". А можно гулять, лишь бы сдать зачёт и то же самое.
Взаимосвязь профессиональной компетенции учителя и влияния его на детей очевидна: ученики очень любят и уважают именно тех учителей, которые хорошо владеют преподаваемой дисциплиной и умеют грамотно и интересно изложить материал.
Была у нас в группе троечница, практически по всем предметам, но до этого училась в математической школе, в матклассе, со 2-го курса писала половине группе курсовые, а потом и не только своим одногруппникам индивидуальные домашние работы выполняла, с 4-го курса начала писать дипломы 5-му курсу, причём все работы не на "3", а минимум на "4", но и то, это у тех, кто не мог защитить работу.
Просто из-за финансового вопроса пришлось пойти работать, пропускала пары, но на экзамены всегда приходила и всё сдавала, но у нас, как говорят: "Сначала ты работаешь на зачётку, потом она на тебя". Вот и здесь так же: отвечала на все вопросы, решала полностью практику, а ставили "3", на парах же не было, потом другим студентам в пример ставили, что на парах нет, но всё на отлично знает, но при этом очень нелогично, но "5" не ставили, а то мало ли... ещё и сама была яркой. Некоторые преподаватели, особенно женщины не любили, ставили "3" необоснованно.

Вообще люди слишком значения много придают оценкам. А в работе как педагогом, так и врачом имеют значение другие факторы. Самое главное – интерес к профессии, желание больше знать о своей работе и умение найти подход к людям. Бывает же так, что у врача-хирурга, имеющего отличные оценки в институте, руки-крюки и смертность пациентов превышает статистическую в 2 раза.
Недавно узнал, что есть программа, называется "Учитель для России". Там профессиональные рекрутеры отбирают среди выпускников лучших вузов или среди настоящих специалистов тех, кто готов поехать в региональные школы со сложным социальным контекстом.
Эта программа нацелена на то, чтобы устранить образовательное неравенство. Отбирают тех, кто действительно любит детей и готов посвятить им 2 года своей жизни. Эти люди переезжают в город/село, где находится школа, получают финансовую и коучинговую поддержку, обучение на протяжении всех двух лет. Работают с инофонами, реализуют различные проекты.

Пока программа действует лишь в семи регионах России, но я надеюсь, что она будет расти и дальше. Я считаю, что это шанс помочь детям, которые родились в российской глубинке и не имеют доступа к качественному образованию.
А у вас были проблемы при трудоустройстве?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Правильно делают, сейчас все оценки покупаются, у нас все претенденты на работу проходят три теста и собеседование. Первый тест по русскому языку: учебник 6 класса, 1984 года, 80 слов с пропущенными буквами, вместо букв многоточие, надо определиться вставлять букву или не вставлять, если вставлять то какую именно, 15 минут на тест. Если ошибок менее 5, то проходит тест по математике, учебник 6 класса, 1984 года, задачи на простые системы уравнения, а также на встречное движение транспорта, 10 минут на задачу, если решил, то следующая задание по логике, методичка для детских кружков пионерских домов, 1980 года, для детей 10-12 лет, 30 минут на 10 вопросов. (90% не справляются даже с первым заданием, не говоря уже о втором и тем более о третьем задании. О чем говорить с ними, если простейших знаний ноль, а в дипломах одни пятерки???
Геннадий, как здорово это.
Эту практику следует распространить повсеместно и для всех. Но главное, все студенты и все ученики старших классов должны знать, что при приёме на любаю работу в России использут такой принцип отбора.
Согласен, если есть хотя бы общие устойчивые понятия, имеется логика, то остальному у нас научат, у нас не требуют обязательного стажа, человек (он или она) может быть сразу после института или после школы, но он должен дружить с головой, и тогда нет никаких проблем...
Жаль, что нашу историю даже не знают, вот это пробел в образовании (это я про наших любимых Россиян (НЕ ВСЕХ, КОНЕЧНО). Сколько наблюдал опросники на улице, типа : "А кто был первым президентом РФ", А кто на Россию напал?" в таком-то году?"... И такую чушь слышишь от нашей молодежи, уму не постижимо... Образование надо менять...Однозначно!
Если отказали, значит не надо стучаться в закрытую дверь. Судиться по этой теме для меня слишком низко, уж извините.
Судиться не стоит. Даже если его вернут на работу, то директор, в противовес, найдет способ уволить, но уже по какой-нибудь статье, и будет хуже,если эта статья за профнепригодность.
Когда нужно отказать в приеме на работу
Рассмотрим ситуации, когда работодатель не принимает кандидата из-за нормативных ограничений.
Ситуация 1. Есть медицинские противопоказания для выполнения работ по определенной должности или профессии (приложение 2 к приказу Минздрава от 28.01.2021 № 29н). Например, соискатель успешно прошел собеседование и получил направление на предварительный медосмотр, при котором выяснилось, что работать в этой должности он не может.
Конфликтная ситуация, но через суд кандидат сможет добиться только возмещения затрат на медосмотр. Отказ признают обоснованным.
Согласно статье 64 ТК РФ «Гарантии при заключении трудового договора», отказ должен быть обоснован и связан с деловыми качествами. Под ними закон подразумевает следующее:
«Способность физического лица выполнять определённую трудовую функцию с учётом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (наличие определённой профессии, специальности, квалификации), личностных качеств (состояние здоровья, наличие определённого уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли)», — Пленум Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».
Претендентам на позицию, которые не обладают необходимыми для выполнения обязанностей деловыми качествами, можно смело отказывать. Это подтверждает и судебная практика.
Соискатель обратился в суд, так как посчитал, что отказ в рассмотрении его на позицию «Руководитель торгового сектора» был необоснованным. После проверки судом было установлено, что образование и предыдущий опыт работы специалиста не соответствуют должностной инструкции позиции «Руководитель торгового сектора». Суд первой инстанции, суд апелляционной инстанции и судебная коллегия по гражданским делам безоговорочно согласились, что профессионально-квалификационные характеристики соискателя не отвечают потребностям организации, и истец проиграл дело.
о!!! Можно бесконечно быстренько подправлять должностную инструкцию и дело в шляпе.
Когда дело доходит до суда, то конечно, все способы реальны...
Ох ты ж....Эксперт по СОУТ! Вот Вас то нам и надо. Вопрос по вашему направлению: на фирме ( московской) провели соут инженерам в 2018 году. Все такие, они, чистые, белые, оказываются офисные работники без вредных факторов ( по СОУТ). Характер работ вообще иной с 2021г. Работаем на выезде, в регионе ДВ, на объектах ЖД транспорта(электронные системы на периметра и на полотне ЖД). Ранее (когда производили СОУТ) работа была на объекта минтранса (рамки над дорогой). СОУТ производили только офисным. Каким образом оспорить результаты СОУТ ? Т.к. характер работы совсем не офисный. Улица, движение ЖД транспорта, выход на пути, работа по сути и за водителя, и за инженера, и за монтёра, и за грузчика, и за логиста, и за моториста, и за инженера -электроника.
Отвечаю Вячеславу По СОУТ, скорее всего подошли к оценке, формально (наверное, только освещенность померили, или вообще без выезда карты напечатали). Но не забывайте, что у Вашей организации есть комиссия по СОУТ, которая в свою очередь утверждает и результаты идентификации вредных и опасных факторов и результаты СОУТ.. В соответствии с ФЗ 426 Вы вправе обжаловать (подать жалобу или в трудовую инспекцию или в суд), назначат экспертизу качества СОУТ. (что конечно, не понравиться Вашему руководству). А Вы присутствовали при идентификации? Думаю, что нет, ст 5 того же закона, говорит, что работник вправе присутствовать при СОУТ и задавать всякие вопросы... Да, эксперт при идентификации, путем изучения должностных инструкций работников принимает решение о наличии или отсутствии вредных факторов (опять же комиссия это утверждает). И если в обязанностях нет всего того , что Вы делаете по факту (тут, я вижу и шум и вибрация и тяжесть и напряженность трудового процесса как минимум...) то здесь чего- то доказать сложно.. Ну нет этого у Вас в обязанностях... А если есть, то можете обжаловать..
Да и СОУТ проведена в 18 году, а вы говорите о 21-м, при изменении условий труда, работодатель проводит внеплановую СОУТ. ст.17 ФЗ №426
То есть завтра не выхожу на работу. Имхо СОУТ корявый, а в должностной нет работы с РЖД) СОУТ писался для Москвичей и спущен в обособленные подразделения от Калининграда до Владивостока единый. А я как-то на северах...на ЖД мостах и полях. Тут тебе и минус 40 и ветер 10-15 м/с, и жара как в Тайланде, и головой вертеть на 360 градусьев, т.к. поезд и по неправильному пути следования может быть направлен. Тут и контактная сеть над головой 27 тысяч вольт и рядом близлежащие ЛЭП над головой от 10 кв до милионника. Ну и сам мост...лететь в реку долго. Это все гудит, воняет, искрит, шумит, пугает и орет из караулки "СТОЙ СТРЕЛЯЮ,запретная зона". Комиссий у нас предостаточно. Нет разве что комиссии по адекватности зряплаты простым инженерам на линии в регионах.
Сочувствую...Пусть ознакомят Вас с картой СОУТ,(они это должны сделать в течении 30 дней) сделайте копию и в трудовую...Тоже не люблю формального подхода (руководство ваше экономит на СОУТ), а люди потом пытаются с пенсионным бороться за косяки в неправильно оформленных документах...
Премного благодарен. Все понятно. Чую выгонят. ЧТО, собственно и нужно. Сразу озолочусь. ЗП при смене работы менять не собираются( такая же как в 2017, с 2021 ее еще и урезали). Инженеров сократили. Руки две, ноги две, а надо в 3 раза больше. Кабель, длиной пролетов мостов или подземных участков , знаете ли, в одного не тянется и не проверяется на электрические/оптические параметры. Беда , беда...Начнем с вопрошания у руководства копии СОУТ.
Вопрос в тему, уважаемый Мэтр. Приняли человека на должность ИНженера по обслуживанию электронных систем. Должностная инструкиця по обслуживанию систем безопасности. Затем на фирме произошла реорганизация ( большую часть этих инженеров отдела эксплуатации сократили, а работу отдали на аутсорс). Оставшегося инженера (1 человек), без всяких уведомлений перевели в строительно-монтажный отдел. ИНженер об этом узнал случайно, заказывая выписку ПФР для загранпаспорта. На работе очнулись, поняли ,что накосячили, быстренько инженеру новый допник о переводе с понижением оклада( ПРОСТО ДОПНИК) на ту же должность инженера и приказ, задним числом прислали курьером ( КСЭ, естественно). Инженер отказался подписывать перевод, т.к. понижен оклад, не оглашены обязанности по новой работе и не прислано уведомление о переводе за 2 месяца. На сегодня, инженер делает вид , что работает, контора делает вид что платит. Через неделю работа инженера должна превратиться по факту в строительные дела. Это ему не интересно. Увольняться- значит потерять отступные. Контора московская, значит нам дальневосточникам не нее плевать. Обратно к ним не собираемся. Вот и вопрос: ИНженер отказывается выходить на объект для выполнения работ не эксплуатационного характера ( таких работ нет на фирме), нет должностной инструкции на новую работу, допник не подписан, уведомления не было. Как быть ?.Прислать инженеру в наглую новую должностную по СБИС? Но электронный документооборот не оговорен договором, хотя работник в СБИС присутствует . Пока что поездки его не связаны со строительными вопросами, но скоро будут. Но и по ТК РФ и ТБ инженер не может работать в одиночку на объектах повышенной опасности. А он один в регионе. Документы о переводе (допник и приказ) присланные просто так, пакетиком шарашкой он оказался подписать ( сказал- вы прислали пустые листики)
Статья прерасная, но есть проблема. Если я детям озвучу, что оценки ничего не значат я их вообще несмогу заставить учиться. Они мне сейчас (4 классе) заявляют, что тройки достаточно, а я пытаюсь хотя бы на четыре уговорить/заставить учиться. Старший 9класс заканчивает, средний балл -3, и это много для него, знаний у него в лучшем случае на 2+!
Не сможете.
И Вам, Евгений Юрьевич, необходимо русский язык повторять.

Вы уверены? Правила русского языка меняют каждый год!
Дело не в оценках, как правило, а об отношении с работодателем... Если Вы его заинтересовали -значит примут на работу... ( Иначе - мы вам позвоним...)