Умная колонка: член семьи или враг общества? Опасности смарт-колонок для дома и детей и как их избежать
Первые русскоязычные умные колонки появились в России в 2018 году. На сколько хорошо воздействие этой новой технологии на детей? Что она принесла в вашу жизнь - комфорт, безопасность, приятный досуг? Или скрытые угрозы? Давайте это обсудим.

Умная колонка - что за штуковина?
Пожалуй, умную колонку можно назвать высокоинтеллектуальным творением современной бытовой техники. Для многих эта штуковина стала незаменимой в быту, её обожают дети, она может запоминать ваши предпочтения и привычки, слушает с полу слова и никогда (почти) не перечит. Несмотря на свои габариты, этот "мини-робот" и научит, и посоветует, и развлечёт и поддержит остроумную беседу. К тому же, такая небольшая по габаритам смарт-штучка может вполне стать командиром всего парада, так как знает и умеет, как укротить своих братьев "по разуму", таких как умные розетки, кондиционеры, шторы, чайники, ну или просто... приглушить слишком яркий свет в гостиной.
К слову, первая умная колонка появилась в 2014 году - смарт-спикер Алекса от Amazon. А уже через 2 года на свет появился Голосовой Ассистент от Google. Ни одна из этих колонок не была русскоговорящей, но спустя ещё через 2 года наконец-то технологический прорыв произошёл и в нашем государстве: российскому потребителю представили смышлёную и обаятельную Алису (под эгидой Яндекса).
И хоть Япония и не была первой в открытии этой технической новинки, как страна с неиссякаемой фантазией всё-таки отличилась: в 2016 она вывела в свет свою первую умную колонку Хикари, которая стала первой колонкой в мире с "элементами одушевления" - капсулоподобная смарт-помощница дополнена визуализированным кавайным (миловидным) персонажем.

Именно так и выглядит Хикари-сан, которая каждый раз приветствует своего господина после тяжёлого рабочего дня.
Колонка умная, а дети.. глупые?

Кадр из мультфильма "Маша и медведь".
Совсем недавно, наш умный товарищ Алиса немного оконфузилась, причём так, что взбудоражила депутатов, омбудсменов и специалистов. В историю были также вовлечены герои популярного мультфильма - неугомонная девочка Маша и её большой, но добрый друг Медведь. Дети любят у своей маленькой смарт-подружки Алисы спрашивать обо всём на свете и получать весёлые, остроумные и что не менее важно - достоверные ответы. Но вот настал тот день, когда что-то пошло не так...
На вопрос о том, почему Машенька живёт одна в Богом забытом лесу и где её родители, Алиса сморозила такое, что любому бы стало не по себе. Мол, была когда-то такая девочка по имени Маша, но Медведь этакий гад её скушал, и её дух теперь летает по лесу и является всякому зверью. А родители Машеньки не вынесли такого поворота судьбы и покинули лесное жилище и скрылись в неизвестном направлении. Какова?!
Конечно, после широкого общественного резонанса, сотрудники Яндекса подправили некорректность системы и такой злобный выпад Алиса больше не выделывала. Но всё таки, система несовершенна, и ответы, которые она даёт, вызывают ещё больше и больше вопросов...
Учёные Кембриджского университета провели исследование воздействия умных колонок на детей, и пришли к обоснованному с их точки зрения выводу, что такая умная техника делает детей глупее! Хотя казалось бы, должно было сработать иначе.
В поддержку выводов своего исследования учёные представили 3 интересных факта, о которым можно задуматься.
- Первый факт - неадекватное поведение умной помощницы. Как и в примере с Алисой, специалисты отмечают что часто устройство выдаёт неверные или из ряда вон выходящие сведения, которые ребёнок не в состоянии отличить от правдивых в силу своего психоэмоциального развития.
- Второй факт - приказной тон общения. Даже психологи твердят: дети - как губки, впитывают в себя всю окружающую среду. Учёные отметили повелительный тон голосового ассистента, который может негативно сказаться на вербальных навыках детей. Скорее, это относится к импортным колонкам, которые излишне "грубы" и не используют в "общении" слов вежливости.
- Третий факт - подавление кругозора ребёнка. Это значит, что такая умная система, которая заточена по программе вопрос-ответ не даёт мозгам "разминки", и информация подаётся уже в готовом виде и по первому запросу. То есть, ребёнок не трудится над поиском информации, обычно в процессе которого он узнаёт много побочной и важной информации.
Умная колонка: друг или враг?

Казалось бы, гении технической мысли предусмотрели всё, чтобы их изобретение приносило пользу и удобство, было понятным, функциональным и безопасным, а значит - пользовалось хорошим спросом. Но в каждом случае всегда есть своя ложка дёгтя, а иногда даже не одна.
Эксперты в области компьютерной безопасности напоминают о цифровой гигиене - простых но важных правилах безопасного пользования Интернетом, защищающих от утечек персональных данных и действий киберпреступников. Но есть моменты, которые нужно учитывать во время пользования смарт помощником, чтобы не вляпаться в нехорошую "цифровую" историю.
Вот несколько советов от специалистов по поводу пользования умными колонками:
- Не ведите "секретных" разговоров в близи включённой колонки. Ваша конфиденциальность в ваших же руках, то есть, устах. Если нужно обсудить что-нибудь важное и личное, лучше дать "кофе-брейк" цифровому домашнему ассистенту, на время отключив его от питания.
- Не вверяйте своему мини-помощнику серьёзные объекты. Речь идёт о сопряжении с системами видеонаблюдения, сигнализации и иными охранными системами вашей недвижимости. В случае хакерского взлома вашего устройства, который в таком случае будет являться неким центром, связующим узлом всей техники дома, безопасность становится под большой угрозой. Некоторые специалисты отмечают, что умными колонками можно руководить с помощью лазерной указки или ультразвука, который как известно, не слышен человеческому уху.
- Выделите отдельную линию WiFi для вашего умного устройства: обычно, это действие сводит на нет возможность хакеров при взломе колонки захватить в плен ваши домашние гаджеты.
- Будьте внимательны к источнику обновлений и к самим обновлениям системы колонок: доверяйте только проверенным источникам, и обновляя вашего мини-ассистента не забывайте перед этим проверить отзывы о новой версии программы: возможно, она вышла в сеть с уязвимостью, которую ещё не успели устранить.
- Не позволяйте своему цифровому другу (или подруге) манипулировать вами, оградите себя от таргетированных атак и навязчивой рекламы - хорошо изучите функции "умника", отключите ненужные, обратите внимание на всё, что касается рекламы или улучшения качества обслуживания, оцените, насколько эти функции будут вам полезны в той или иной степени. Часто подобные функции не так то просто отключить, лишь потому, что называются они "завуалированно", например, "полезные советы" , "навыки", "новости партнёров" и т.п.
Мнение автора
Время не стоит на месте, как и технический процесс. С каждым годом появляются всё новые и новые идеи, которые становятся основой современных изобретений, направленных на главную цель - улучшить качество нашей жизни и принести комфорт в наши дома. Ведь если людям понравится какая-либо техническая модель, появится спрос, увеличатся продажи и как следствие доходы компаний.
А вот нужно ли что-нибудь улучшать в вашей жизни - каждый должен решить для себя сам.
фото: Яндекс
А у вас есть в доме умная колонка?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Благодарю за Вашу интересную публикацию.
И даже посмеялась в статье. Очень забавно, столько всего узнала нового про эти супер колонки!
Этот костыль для здорового человека превращает его, медленно но верно, в ментального инвалида, барана.
Достаточно в телефоне приложения-помощника.
Очень нужная вещь. Спасибо за публикацию