Блог-платформа Golos: пример того, как делать не нужно
У Дзена есть аналоги. Не все из них дожили до наших дней, не все из них стали успешными. Блог-платформа Golos — одна из платформ, предлагающих авторам зарабатывать на своём контенте, а именно на написании статей. Она основана на блокчейне, что в теории даёт некоторые преимущества в сравнении с такими платформами как Дзен. Работающий на тех же технологиях, что и криптовалюты, такие как Bitcoin, в первые годы Golos выглядел многообещающей платформой для блогеров и позволял зарабатывать неплохие деньги. Но в итоге что-то пошло не так.
С чего всё началось
2016 год. Прошло два года с тех пор, как закончился предыдущий взлёт рынка криптовалют, а до следующих ценовых рекордов оставалось ещё полтора-два года. Пока криптовалютный рынок находился на дне и отсутствовал в широком информационном пространстве, многочисленные команды разработчиков трудились над своими проектами, связанными с этой на то время ещё молодой индустрией.
Один из таких проектов — преимущественно англоязычная блог-платформа Steemit, запущенная 4 июля 2016 года. Её идея в том, что тексты статей и комментариев хранятся не на конкретных серверах одной компании, которая может по собственному желанию удалить любой из них, а в блокчейне, то есть в базе данных, которая хранится одновременно на компьютерах тысяч и миллионов людей по всему миру и синхронизируется между ними автоматически. Благодаря такому подходу ни один человек не может в одностороннем порядке удалить контент, который ему не понравился. Даже разработчики. Всё, что было записано в блокчейн, остаётся в нём навсегда. Во всяком случае, пока работает хотя бы один компьютер, подключенный к сети.
Пользователи Steemit получают вознаграждение за контент и активность на платформе в местной криптовалюте, которая ежедневно генерируется согласно установленным в блокчейне параметрам и которую можно продать. Откуда берутся деньги? Оттуда же, откуда берётся стоимость любого актива, будь то валюта, акция или драгметалл: его покупают — цена растёт, его продают — цена падает. Как только появляется первый покупатель, появляется и цена. Зачем покупают? Чаще всего, чтобы затем продать дороже, а в случае с платформой Steemit криптовалюта на аккаунте позволяет его прокачать, увеличив силу лайка, который здесь называется Upvote, то есть «проголосовать за». Да, в Steemit все лайки разные, и именно от силы лайка зависит размер вознаграждения пользователя, которому поставили лайк. Тот, кто поставил лайк, тоже получает вознаграждение, размер которого тоже зависит от его силы лайка. Это что-то вроде кэшбэка, который в случае со Steemit мотивирует оценивать контент других пользователей. А чтобы пользователи не ставили сотни и тысячи лайков в сутки, в систему было заложено ограничение на их количество и силу, которая уменьшается с каждым поставленным лайком и восстанавливается только по прошествии определённого времени.
Таким образом, владельцы прокачанных аккаунтов не только могут заработать больше, но и оказывают более весомое влияние на контент других пользователей, когда ставят им лайки или дизлайки. Чтобы прокачать свой аккаунт, не обязательно покупать криптовалюту, достаточно писать интересные статьи и содержательные комментарии, которые будут оценивать другие пользователи. То есть возможно начать с нуля без каких-либо вложений.
Казалось бы, такая платформа должна быть завалена низкокачественным бесполезным контентом из-за высокого потенциала накруток владельцами прокачанных аккаунтов, которых интересуют только деньги. Например, можно создать сетку из прокачанных аккаунтов и лайкать только свой контент, каким бы он ни был. Если бы это стало массовым явлением, то жизнь платформы Steemit была бы яркой, но недолгой: цена местной криптовалюты быстро упала бы к около нулевым значениям, а криптовалютные биржи исключили бы её из торгов из-за низкой востребованности. Но в действительности Steemit стала саморегулирующейся платформой благодаря сообществу, которое сформировалось вокруг неё. Пользователи просто не ставят лайки плохому контенту, отдавая предпочтение тому, что действительно заслуживает внимание.
При этом в Steemit можно поставить дизлайк, что не только снизит ранжирование контента, но и уменьшит вознаграждение его автора.
Надо сказать, что некоторый элемент цензуры всё-таки заложен в основание Steemit. Блокчейн блокчейном, но фактически доступ в него осуществляется через сайт, который уже находится под управлением владельцев Steemit. То есть, вместо удаления нежелательного контента, можно поступить иначе — просто скрыть отдельный контент на сайте, и его никто уже не увидит, будто этот контент никогда не существовал. Разумеется, можно посмотреть скрытый контент непосредственно через обозреватель блокчейна, но кому это нужно?
В итоге у Steemit всё сложилось неплохо. На момент подготовки этого материала, а это спустя семь с половиной лет после запуска, блокчейн Steem и блог-платформа Steemit пережили взлом, увольнение 70% персонала, несколько падений рынка криптовалют и появление конкурирующих платформ. На начало 2024 года Steem торгуется на двух десятках криптовалютных бирж, среди которых есть крупные биржи с большими объёмами торгов, а цена криптовалюты Steem сохраняет определённый уровень, ниже которого не опускается. Но что насчёт блог-платформы Golos?
У нас будет свой блокчейн
Если Steemit был запущен в июле 2016 года, то Golos появился спустя всего несколько месяцев — 29 сентября 2016 года. В этот день была сделана копия блокчейна Steem, так называемый хардфорк, на основе которого и был запущен Golos. То есть Golos — это хоть и копия платформы Steemit, он является ответвлением и работает на отдельном блокчейне, уже не связанном с оригиналом.
Так появилась русскоязычная криптовалютная блог-платформа с адресом Golos.io и некоторыми отличиями от оригинала. С технической точки зрения Golos устроен так же, как и Steemit, поэтому система вознаграждений работает по тому же принципу, разработчики Golos лишь внесли некоторые изменения в алгоритм распределения криптовалюты среди пользователей. А чтобы всё было официально, создатели блог-платформы Golos купили лицензию у владельцев Steemit на использование их блокчейна.
Замысел платформы Golos повторяет то, что уже было реализовано на платформе Steemit: дать возможность авторам публиковать свой контент и зарабатывать на этом без угрозы столкнуться с цензурой, удалением контента и блокировками аккаунтов благодаря тому, что платформа работает на блокчейне и лишена ряда минусов, присущих централизованным ресурсам в интернете, таким как социальные сети и различные медиа-платформы для блогеров вроде Дзена.
В начале своего существования Golos.io был многообещающей платформой. На старте удалось привлечь 600 Биткоинов, это около 360,000 долларов на момент запуска платформы, а число инвесторов составило чуть более 9,000 человек. Получается, что каждый инвестор вложил в среднем всего по 40 долларов. Примечательно, что инвестиции для запуска платформы Golos привлекали исключительно в российском сегменте интернета. Это дало начало созданию русскоязычного сообщества, которое было затруднительно организовать в рамках англоязычного Steemit. Таким образом, Golos изначально был независим и имел свой блокчейн, свою криптовалюту и свою систему делегатов, которые участвуют в работе платформы.
Кто создал Golos?
Создатели Golos — небольшая команда Cyber.Fund, состоящая из нескольких десятков человек. Свою компанию они зарегистрировали в офшорной зоне в государстве Белиз из-за более благоприятной законодательной базы в отношении криптовалют по сравнению с Россией.
Cyber.Fund основана в 2014 году и занимается инвестициями и разработкой в сфере криптовалют, ориентируясь исключительно на эту индустрию — даже зарплату основатели получают в криптовалюте. Команда состоит преимущественно из русскоязычных сотрудников, которые работают дистанционно из разных точек мира.
Таким образом, блог-платформа Golos — это только один из проектов Cyber.Fund. Незадолго до запуска платформы Golos представители Cyber.Fund заявили, что для поддержания платформы они наймут отдельную команду разработчиков.
Ставка была сделана в том числе на то, что русский язык является одним из самых популярных языков в интернете, а значит Golos обладал большим потенциалом и имел высокие шансы повторить успех Steemit в русскоязычной среде. Помимо русского, создатели платформы хотели добавить языки остальных стран постсоветского пространства, но это так и не было реализовано.
Взлёт и падение Golos
У платформы Golos было ещё одно ключевое преимущество — это первая блокчейн-платформа для создателей контента, ориентированная на русскоязычную аудиторию, что означало отсутствие каких-либо конкурентов в этой сфере. Создателями предполагалось, что пользователей на платформу привлечёт качественный контент, а среди авторов будут в том числе журналисты, что означало ориентированность не только на качественный контент, но и на контент экспертного уровня.
Привлечение инвестиций для первичного распределения криптовалюты Golos закончилось в декабре 2016 года, а уже в январе 2017-го были проведены первые выплаты. Тогда же криптовалюту Golos начали добавлять на криптовалютные биржи, что дало возможность обменивать её на обычные деньги.
Планы у разработчиков были грандиозные. В июне 2017 года они опубликовали ряд планов по развитию своей платформы, среди которых сообщалось, что рост капитализации криптовалюты Golos достигнет одного миллиарда долларов в течение следующих двух лет. Если бы Golos имел такую капитализацию уже в июне 2017-го, то он бы вошёл в Топ-10 крупнейших криптовалют мира.
К октябрю 2017 года, через год после запуска, на платформе Golos было зарегистрировано 83 тысячи аккаунтов, а количество ежедневных посетителей составило 30 тысяч человек. Всё это время разработчики трудились над обновлением платформы, улучшающим функционал. Так как в блокчейне нельзя ничего изменить задним числом, для изменения программного кода блокчейна создаётся ответвление от существующей сети, которое и становится основной сетью, если делегаты на это согласны. Работа над платформой и рост пользовательской базы указывали на то, что Golos ждёт успех, и даже были ожидания, что в какой-то момент ему удастся выйти на мировой уровень.
В январе 2018 года на платформе Golos был зарегистрирован 100-тысячный аккаунт, а число ежедневных посетителей по-прежнему составляло 30 тысяч человек. Всем пользователям за их контент ежедневно выплачивалась криптовалюта на сумму 15 тысяч долларов. Если посчитать, то в среднем на одного пользователя приходилось всего по 50 центов в день. Но важно понимать, что было немало пользователей, которые вносили минимальный вклад в сообщество и потому практически ничего не зарабатывали, в то время как часть пользователей подходили к созданию контента более основательно и зарабатывали существенные суммы. К тому времени криптовалюта Golos уже торговалась на нескольких биржах, а её капитализация превысила 30 миллионов долларов, показывая стабильный рост. Возможно, именно это время было самым лучшим для платформы Golos.
Время шло, и в один момент в сообществе возник раскол. Весной 2019 года разработчики Cyber.Fund запланировали обновление, затрагивающее Golos на фундаментальном уровне — Golos должен был перейти на более современный блокчейн CyberWay. При этом менялась экономическая модель, что устроило не всех пользователей Golos. Разработчиков Cyber.Fund обвиняли в том, что они не учли мнение сообщества. Представитель Cyber.Fund высказал несогласие с обвинениями, но часть пользователей осталась непреклонна и пожелала сохранить Golos в прежнем виде. Тогда же прозвенел ещё один тревожный звонок: биржа Bittrex запланировала снять с торгов криптовалюту Golos.
Договориться не удалось, и в августе 2019 года состоялся долгожданный хардфорк, который разделил Golos на две самостоятельные платформы: Golos.io на новом блокчейне CyberWay и Golos.id, сохранивший прежний блокчейн. Часть пользователей критиковала команду Cyber.Fund за то, что привлечённые средства инвесторов расходуются на регулярные хардфорки, а разработка и поддержка Golos.io на новом блокчейне CyberWay ложатся на плечи энтузиастов.
Также некоторые пользователи видели в постоянных хардфорках Golos.io риски для дальнейшего существования платформы и имитацию бурной деятельности, а причину отсутствия хороших авторов и засилье бесполезного контента находили в плохо настроенной системе распределения вознаграждений между авторами и ставящими лайки пользователями.
Сразу после раскола осталась только одна биржа, которая позволяла продать криптовалюту Golos, но из-за слишком низкой ликвидности сделать это было затруднительно. Однако вскоре вторая биржа восстановила торги криптовалютой Golos.io и даже добавила криптовалюту Golos.id. Да, к августу 2019-го фактически только две биржи поддерживали Golos, а прошло почти три года с момента запуска этой инновационной платформы. Чем всё это время занимались владельцы оригинального Golos, остаётся загадкой.
Что касается цены, в январе 2018 года стоимость одной монеты Golos.io достигла 0.4 доллара, после чего она только обесценивалась. Спустя год, в январе 2019 года, одна монета Golos.io уже стоила 0.009 доллара, то есть меньше одного цента. Нетрудно подсчитать, что вложения, сделанные в начале 2018 года, за год обесценились почти в 45 раз. Но и это было не дно, криптовалюта Golos.io продолжила дешеветь, опустившись в 2020 году до отметки 0.0003 доллара, то есть подешевела ещё в 30 раз.
Сентябрь 2020 года. До этого момента Golos.io работал как бы по инерции, и вот внезапно сайт стал доступен только в режиме «чтение», опубликовать что-то новое стало нельзя. Наверху сайта появился баннер, сообщающий об этом и о том, что этот режим продлится до сентября 2020 года. Спустя три года Golos.io продолжает работать в режиме чтения, фактически став музеем контента, который был опубликован своими пользователями за всё время своего существования. Согласно данным WHOIS адрес сайта Golos.io освободится в августе 2024 года, если его владельцы не захотят продлить регистрацию.
Если в 2017 году заявлялось, что компания владельцев Golos.io зарегистрирована в офшорной зоне в Белизе, то на момент подготовки этого материала на официальном сайте Cyber.Fund указано, что компания зарегистрирована на Каймановых островах, которые также являются офшорной зоной. Это можно списать на чисто организационные моменты, но что по-настоящему примечательно, на официальном сайте Cyber.Fund не найти ни одного упоминания о Golos.io, которому его создатели пророчили большое будущее.
Причины краха
Одна из причин провала Golos.io находится в высоком пороге вхождения. Казалось бы, стоит один раз разобраться, и всё становится понятно. Но для непосвящённых в тему криптовалют это оказалось существенным препятствием. Чтобы разобраться, как здесь всё устроено, необходимо вникать во все руководства по работе с платформой. Возможно, не один раз. А если человек никогда не имел дел с криптовалютами, то и без того высокий порог вхождения увеличивается ещё раза в два. При этом никто не гарантировал, что на подобных децентрализованных платформах отсутствуют баги, в том числе самые нелепые.
Использование блокчейна вносит свои нюансы. С одной стороны, блокчейн устойчив к цензуре. С другой стороны, у пользователя нет возможности восстановить пароль к своему аккаунту, если он был забыт. Для авторизации на платформе используются приватные ключи, которые выдаются при создании аккаунта. Пользователь полностью отвечает за сохранность доступа к своему аккаунту, а при потере ключей остаётся только создать новый аккаунт.
Если пользователь сумел преодолеть все сложности и нюансы, то затем ему предстояло столкнуться с массой некачественных неинтересных статей. А всё потому что некоторые пользователи сообразили, что для заработка не нужно создавать качественный контент, достаточно понять принцип начисления вознаграждений и эксплуатировать несовершенство системы. Этому способствовал перекос в распределении вознаграждений между авторами в пользу того контента, который итак уже получил много лайков. В Steemit система распределения настроена более грамотно, но создатели Golos.io почему-то захотели изменить то, что итак хорошо работало.
Для накрутки рейтинга создавались группы аккаунтов, которые под управлением одного владельца ставили лайки только определённым статьям, независимо от их содержания и качества. То есть проставление лайков было мотивировано исключительно финансово, а ботоводство в принципе нельзя пресечь из-за особенностей работы блокчейна. Поэтому у одной статьи могли быть сотни лайков и всего несколько просмотров. Стало нормой, что формально популярные статьи, приносящие доход своему автору, практически никому не нужны. Люди просто выкачивали пул наград, а больше их ничего не интересовало.
На фоне такой ситуации становится понятно, что более 100 тысяч зарегистрированных аккаунтов — это просто красивая цифра. В эти 100 тысяч входят как многочисленные аккаунты-боты, так и аккаунты тех людей, кто единожды зарегистрировались интереса ради и больше не возвращались в том числе из-за высокого порога вхождения.
Golos — это место, где выгодно дружить с владельцами прокачанных аккаунтов и заниматься договорняками. Golos — это, в первую очередь, экономическая игра и только потом медиаплатформа с контентом. Справедливости ради надо сказать, что интересные и полезные статьи тоже публиковались, а их авторы получали небольшой доход. Но едва ли они могли конкурировать с манимейкерами исключительно за счёт качественного контента, на создание которого требуются время и усилия.
Ещё одна забава на платформе Golos — это войны флагов, они же дизлайки. Казалось бы, ставить дизлайки невыгодно, потому что, в отличие от лайков, пользователь не получает вознаграждение за поставленный дизлайк, а только уменьшает вознаграждение автора статьи и понижает её ранжирование. При этом количество и сила лайков ограничены, при исчерпании лимита необходимо дожидаться их восстановления. Но это не останавливало некоторых обладателей аккаунтов с большими балансами, и они всеми силами топили контент неугодных им авторов.
Доходило до того, что новый пользователь с практически пустым аккаунтом публиковал статью и тут же получал один мощный дизлайк, после чего попасть в «Популярное» уже не представлялось возможным без помощи других участников платформы с прокачанными аккаунтами. И такое могло происходить регулярно, что вынуждало новичка или покинуть Golos, или идти в Телеграм-каналы, где общаются пользователи платформы, и просить поддержку.
