Владимир и Рогнеда

История крестителя Древней Руси Владимира Святого, который вовсе не был святым, а прошел трудный и сложный путь от язычника до христианина, стала одной из опорных точек в российской истории. Лаврентьевская летопись содержит подробный рассказ об этих событиях.
Драматичный сюжет с женитьбой Владимира и Рогнеды, в которой одним из самых ярких эпизодов стала защита сыном Изяславом своей матери от гневного отца (изображенная на лубочной картинке), стал основой художественных произведений, книг, драматических пьес и фильмов.
В начале древнерусской истории драма Владимира и Рогнеды стала моделью для построения отношений между мужчинами и женщинами во всех сословиях. Сам Владимир стал эталоном восхождения "из грязи в князи".
Во время своего блиц-визита с Дуная на Днепр для спасения Киева от набега печенегов Святослав посадил старшего сына Ярополка в Киеве, а среднего Олега в Древлянской волости. Эти земли стали их вотчинами, а все остальные земли наследники должны были разделить между собой после достижения совершеннолетия.
Во время краткого пребывания Святослава в Киеве к нему прибыли послы из Новгорода с просьбой прислать к ним князя. Новгородцы чувствовали себя неполноправными с киевским посадником и хотели получить полноправного представителя династии Рюриковичей. Святослав спросил Ярополка и Олега, но ни тот, ни другой не хотели ехать из благодатного Поднепровья на холодный болотистый Север.
Тогда по совету воеводы Добрыни новгородцы попросили прислать к ним младшего княжича Владимира. Святослав не дал ему вотчины, потому что он был сыном ключницы Ольги Малуши, т.е. происходил не от жены-княгини, а от холопки-рабыни. Как язычники, варяги и славяне имели гаремы из жен и наложниц, и сыновья, происходившие от разных матерей, не испытывали друг к другу никаких родственных чувств и жестоко соперничали в борьбе за власть. Еще более напряженными были отношения между потомками жен и наложниц.
Владимир осознавал низость своего происхождения и это заставляло его мобилизовывать все силы в борьбе даже не за власть, а просто за выживание.
Святослав послушался дяди Владимира Добрыни и отправил его племянника в Новгород.
В 972 г., когда Святослав погиб на днепровских порогах, Ярополк остался старшим в династии, но ему было всего 11 лет. Олег был на год младше. Фактическим регентом в Киеве стал старый и мудрый воевода Ольги Свенельд. На охоте древлянский князь Олег убил сына Свенельда Люта, что стало причиной междоусобицы между братьями. Свенельд ради мести за сына организовал поход в Древлянскую землю. В сражении под Овручем Олег погиб, после чего Ярополк присоединил Древлянскую волость к Киевской а в Новогород отправил своего посадника. Опасаясь за свою жизнь, Владимир бежал к варягам (норманнам), но через 3 года вернулся с наемной дружиной и прогнал киевского посадника. Это означало объявление войны.
Перед походом на Киев Владимир решил заключить союз с полоцким князем Рогволодом и для этого послал сватов к его дочери Рогнеде. Девушка уже была сосватана Ярополком и в таком затруднительном случае Рогволод отдал вопрос на решение дочери. Рогнеда отказала Владимиру под предлогом его происхождения от рабыни: "не хочу за робичича". Получив оскорбительный отказ, молодой князь пошел на Полоцк с дружиной варягов, ополчением кривичей и чуди. Полоцк был взят, Рогволод с двумя сыновьями убиты, а Рогнеда стала женой Владимира. Она своим позором ответила за презрительный отзыв о матери своего мужа и за отказ снимать по обычаю обувь с сына рабыни. Летопись сохранила рассказ о намерении Рогнеды убить Владимира во сне, чтобы отомстить за погибшего отца и братьев. Князь проснулся и перехватил занесенную руку жены с кинжалом. Утром Владимир хотел казнить Рогнеду, но малолетний сын Изяслав с мечом в руке защитил свою мать.
В этой ситуации решающую роль сыграл брат Малуши Добрыня, воспитатель и благодетель Владимира. Лаврентьевская летопись описывала Добрыню, как умного, ловкого, решительного и жесткого старика. На совете бояр он убедил князя не мстить Рогнеде, а выселить ее в собственную вотчину. Владимир так и поступил. Рогнеда вместе с сыном поехала в новый город Изяславль, а в династии Рюриковичей возник раскол между потомками Рогволода и Ярослава Владимировича.
В начале борьбы за власть Владимир, как и его братья, действует, как язычник, силой и хитростью. Христианство Ольги не оказало влияния на мышление и поведение ее сыновей. Владимиру предстояло пройти долгий путь от Новгорода до Херсонеса.
Интересно. Благодарю Вас за публикацию
История их отношений отражена в фильме Викинг. Сцена насилия Владимиром Рогонеты в присутсвии её родителей шокировала...
Красно Солнышко начинало свой путь далеко не святыми поступками... и тем не менее канонизирован РПЦ...
"Викинг", на мой взгляд, в целом соответствует фактографии. По поводу канонизации. Насилие над дочерью - это нормально для язычника-победителя, желающего не удовлетворить свою похоть, а опозорить родителей.
Евангелия предпочитают не "теплых" людей, ровных в своем поведении, а "холодных" грешников или "горячих" праведников. Самым ценным является обращение грешника к Богу, что и сделал Владимир. В фильме это хорошо показано.