Таинственные символы, найденные рядом со следами, проливают свет на осведомленность древних людей о динозаврах, говорят ученые

Доисторические люди в Бразилии высекали рисунки в скале рядом со следами динозавров, что говорит о том, что они могли находить их значимыми или интересными, говорится в новом исследовании.
Наскальные рисунки, которые археологи называют петроглифами, находятся в месте под названием Серроте-ду-Летрейру в Параибе, сельскохозяйственном штате на восточной оконечности Бразилии. Впервые исследователи заметили эти знаки в 1975 году. Но после недавних полевых исследований с помощью беспилотников, которые обнаружили ранее невидимую резьбу, их стали относить к следам. Следы принадлежат динозаврам мелового периода, который закончился 66 миллионов лет назад.
"Обычно люди думают, что коренные жители не знали о своем окружении, не обладали научным духом или любопытством", - говорит соавтор исследования Леонардо Тройано, археолог из Института национального исторического и художественного наследия в Бразилиа. "Но это не так. Совершенно очевидно, что они интересовались следами. Мы никогда не узнаем, знали ли они о динозаврах, но ясно, что они были любопытны к отпечаткам и считали их в какой-то мере значимыми".
Петроглифы Серроте-ду-Летрейру - не первый пример наскальной живописи, обнаруженной рядом с отпечатками динозавров, но авторы исследования говорят, что беспрецедентная ясность связи между ними на этом конкретном участке может иметь значительные последствия для палеонтологии, археологии и изучения культурного наследия.

Геометрические фигуры
Неизвестно, как давно были сделаны петроглифы. Но в исследовании, опубликованном в марте в журнале Scientific Reports, отмечается, что по данным радиоуглеродного анализа возраст захоронений в этом районе составляет от 9 400 до 2 620 лет, что позволяет предположить, что оставившие их племена жили именно в это время.
"Эти люди, вероятно, жили небольшими общинами, используя естественные скальные убежища, которых в этом районе очень много", - говорит Тройано.
"Этот регион в Бразилии похож на австралийскую глубинку - здесь очень жарко и нет тени, поэтому стоять и высекать камни нелегко. Это требует больших усилий, поэтому, когда они выбирали это место, они действовали очень продуманно", - добавил он. "Они могли бы использовать множество других скальных обнажений в окрестностях, но выбрали именно это".
Рисунки разнообразны по стилю, что позволяет предположить, что к ним приложили руку несколько художников. Некоторые из них напоминают растения, а другие - геометрические фигуры, в том числе квадраты, прямоугольники и круги. По словам Тройано, круги имеют внутри кресты или линии, которые могут быть похожи на звезды. Однако что означают эти знаки, остается загадкой.
"Все они кажутся абстрактными, и если они что-то представляли для людей, которые их сделали, то мы не знаем, что именно", - сказал он.
Следы в Серроте-ду-Летрейру принадлежат трем типам динозавров: тероподам, зауроподам и орнитоподам. Исследователи подозревают, что люди, высекавшие скалу, могли принять некоторые из них за следы рея - крупных местных птиц, похожих на страусов, у которых следы почти идентичны следам тероподных динозавров.
Сложнее представить, что могли подумать доисторические люди об отпечатках зауроподов, оставленных одними из самых крупных травоядных динозавров, которые когда-либо жили, и поэтому не похожих ни на одно знакомое им животное. Вероятно, по этой причине намеренная связь между рисунками и этими конкретными отпечатками менее очевидна, отмечается в исследовании.
Ритуалы динозавров
По словам Тройано, он считает, что эти следы могли быть оставлены во время общинных собраний.
"Я думаю, что создание наскальных рисунков было вписано в некий ритуальный контекст: люди собирались и что-то создавали, возможно, используя какие-то психотропы. У нас есть растение под названием юрема, которое является галлюциногенным, и его используют до сих пор", - говорит он. "Мы можем предположить, что люди использовали ее и в прошлом, поскольку она так распространена в этом регионе. Думаю, их заинтересовало, что представляют собой эти отпечатки, и они определили их как следы. Они заметили, что это не случайно".
По словам Тройано, есть и другие места, где петроглифы находятся по соседству со следами динозавров - в Соединенных Штатах и Польше, - но, по его словам, они демонстрируют "ничуть не меньший уровень преднамеренности". Намеренность определяется не только тем, насколько близко рисунки расположены к отпечаткам, но и тем, пересекаются ли они с ними. Если они не пересекаются, это говорит о "вдумчивости" создателей, говорится в исследовании.
Тройано добавил, что в настоящее время он работает над следующей статьей, в которой углубится в интерпретацию и анализ петроглифов Серроте-ду-Летрейру, основываясь на выводах текущего исследования.
По словам Радослава Палонки, доцента археологии Ягеллонского университета в Кракове (Польша), который работал с подобными петроглифами, но не участвовал в исследовании, прямая связь рисунков со следами ископаемых динозавров является уникальной и может пролить свет на важность, смысл и значение наскальных рисунков.
"О том, что места для наскальных рисунков были выбраны специально, говорит, в частности, тот факт, что представители общин, создававших наскальные рисунки или петроглифы, часто размещали их очень близко к более древним изображениям, оставленным другими культурами", - сказал Палонка по электронной почте. "Так было в разных частях света, где практиковалось наскальное искусство, и это очень хорошо видно, в частности, на североамериканском юго-западе/юго-западе США, где сосредоточены мои научные интересы".
Ян Симек, заслуженный профессор антропологии из Университета Теннесси в Ноксвилле, согласен с этим. "В статье приводится новый интересный пример того, как древние люди наблюдали и учитывали окаменелости на ландшафте в своих религиозных переживаниях и интерпретациях", - сказал Симек, который также не принимал участия в новом исследовании петроглифов.
Историк науки Адриенн Мэр (Стэнфордский университет) показала, как древние греки и римляне рассматривали окаменелости как свидетельства гигантов и чудовищ из своих собственных мифологий, и как коренные народы Северной Америки видели в окаменелостях, разбросанных по их ландшафтам, повествование о своем происхождении", - сказал Симек по электронной почте. "Случай в Бразилии - еще один археологический пример этой человеческой тенденции связывать духовный мир, созданный в воображении, с необъяснимыми вещами в окружающем нас мире".
Чего только в мире не бывает. Ведь еще столько загадок и неизвестного.