![](https://u.9111s.ru/uploads/202401/29/60x60/f36d9f75431f33d898322d379a2b4618.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202404/07/60x60/64516cf619a20ab12e0607c3ab05cf10.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/30/60x60/ebcf6a80cf5497db8f3ec9f625098c89.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202211/05/60x60/715c76263c1ed08e3205238e3438b471.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202311/20/60x60/07a4b93aa717f79c932095c9d5d09dad.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202401/29/60x60/f36d9f75431f33d898322d379a2b4618.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202302/11/60x60/1307ad636315f5a9ffcab9d3da68d2d0.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/11/60x60/e6fce3b86538f6fc984904f8e819dd67.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202206/21/60x60/e43b717808a15a3f2a1c1ca2ec1a0fe2.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202404/07/60x60/64516cf619a20ab12e0607c3ab05cf10.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202404/07/60x60/64516cf619a20ab12e0607c3ab05cf10.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/Н.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202312/25/60x60/4151a809b805bb0460da20abc2c3b34d.jpg)
Еще в конце 19 века некоторые любители острых ощущений получали удовольствие, катаясь на так называемых качелях с привидениями. Казалось, это обычная комната, обставленная столом, стульями и, по крайней мере, в одном случае, пианино, но была хитрость: к железной балке посередине были подвешены несколько сидений на качелях, немного похожих на гондолы в форме пиратского корабля, которые можно увидеть на современных карнавалах. После того, как сиденья раскачивались взад-вперед, как и ожидалось, сопровождающий останавливал качели и вращал всю комнату вокруг пассажиров (вся мебель была прикручена к полу). Часть толпы была в восторге; остальным захотелось блевать.
Как выразился один из посетителей Зимней ярмарки 1894 года в Сан-Франциско: “Многие люди действительно заболели из-за иллюзии. Я встречал нескольких джентльменов, которые говорили, что едва могли выйти из здания из-за головокружения и тошноты.” То, что они чувствовали, было формой морской болезни, вызванной несоответствием между неподвижностью их сидящих тел и миром, вращающимся вокруг них.
Морская болезнь - это заболевание, которое вызывается исключительно технологиями. Она возникает, когда мы чувствуем себя в покое внутри движущегося транспортного средства, вызывая укачивание в машине, морскую болезнь или воздушную тошноту, но также может случиться с некоторыми развлечениями или оптическими устройствами. Качели с привидениями, возможно, вызвали то, что современные эксперты называют укачиванием, вызванным зрением, или ВИМСОМ, ощущением, которое может возникнуть при ношении виртуальной гарнитуры или сидении в первом ряду за просмотром Аватара или другого 3D-фильма. Любая из версий этих состояний может вызывать одинаково неприятные или выворачивающие наизнанку эффекты.
Симптомы и причины морской болезни
Два наиболее заметных эффекта укачивания - это тошнота и рвота. Обычно первыми возникают тошнотворные ощущения, но возможно одно без другого — некоторых людей, страдающих укачиванием, тошнит без особого предупреждения. Симптомы также включают ощущение прилива крови (без какого-либо фактического повышения температуры тела), головокружение, дезориентацию, головные боли, потерю аппетита, обильное слюноотделение и холодный пот.
Вообще говоря, есть две основные идеи о том, как возникает это заболевание: “теория постуральной нестабильности” и “теория сенсорного конфликта”. Первая предполагает, что, когда мы теряем контроль над своей позой, например, находясь во власти раскачиваемой волнами лодки, мы заболеваем. Вторая причина, чаще упоминаемая в медицинских исследованиях, объясняет, что мы становимся нездоровыми из-за расхождений между нашими сенсорными системами и планами нашего мозга относительно того, как все должно быть. Качели с привидениями - “классический пример сенсорного конфликта”, - говорит Джон Голдинг, профессор прикладной психологии Вестминстерского университета в Лондоне, который изучает морскую болезнь с конца 1980-х годов.
Когда наше тело перемещается в разных пространствах, наш мозг сохраняет шаблоны того, на что это должно быть похоже. Например, когда мы поворачиваем голову, наши глаза подают нам визуальные сигналы, но работают и другие системы. Наши мышцы, суставы и вестибулярный аппарат тоже регистрируют движение. Эта сенсорная сеть, которая отвечает за поддержание равновесия и ориентацию, включает ствол головного мозга и внутреннее ухо.
Это актуально по одной важной причине. Наш мозг “подобен архиву”, способному “выбирать и сравнивать” то, что мы испытываем сейчас, с прошлым восприятием, говорит Беранг Кешаварз, который изучает виртуальную реальность и морскую болезнь в качестве старшего научного сотрудника Института реабилитации КАЙТ-Торонто при University Health Network в Канаде. Если ощущения нашего тела совпадают друг с другом — если глаза и вестибулярный аппарат работают на одной линии — и ожидания нашего разума соответствуют им, отлично. Если они немного отклоняются, вероятно, все в порядке. Но когда есть большие различия в том, как все они синхронизируются, возникают неприятности. Удивительно, но физическая интенсивность движения, похоже, не влияет на начало этого заболевания. “Лошадь не заболеет”, - говорит Голдинг, независимо от того, насколько энергично животное бьет копытами. “Вы можете серьезно заболеть при более щадящих движениях”.
Если нас так легко подташнивает, есть ли эволюционное объяснение? Неясно, но некоторые эксперты предложили ”теорию токсинов“, согласно которой ”то, что мы называем морской болезнью, является просто аберрантным проявлением очень древнего защитного рефлекса", - объясняет Голдинг. Другими словами, наш головокружительный мозг думает, что мы отравлены, и заставляет нас блевать, чтобы вывести вредное вещество.
Некоторые люди более восприимчивы к морской болезни, чем другие. Исследование Голдинга показало, что те, кто испытывает мигрень, более подвержены этому заболеванию. Возможно, в нашем генетическом материале скрыты подсказки, но это исследование находится на ранней стадии. Одно из немногих исследований ДНК, проведенных геномной компанией 23andMe, выявило по меньшей мере 35 различных генетических вариантов, связанных с автомобильной болезнью. Голдинг сравнивает это открытие с колоколообразной кривой роста, наблюдаемой в разных человеческих популяциях — нет ни одного гена, ответственного за то, насколько высокими мы становимся, но есть тысячи факторов, влияющих на рост.
Возраст и биологический пол тоже могут играть роль. Укачивание укачивает детей младше года редко, но частота достигает максимума около 8 лет, затем снижается во взрослом возрасте. Для VIMS это может быть иначе, где, например, люди старше 65 лет с большей вероятностью почувствуют тошноту в симуляторе вождения. Между тем, некоторые исследования показывают, что особи женского пола, как правило, чаще страдают от морской болезни, чем особи мужского пола. Но Кешаварз, который также является адъюнкт-профессором факультета психологии Столичного университета Торонто, говорит, что его работа и другие эксперименты не смогли последовательно выявить половые различия.
Профилактика и лечение морской болезни
Лучший способ справиться с морской болезнью - избегать того, что ее вызывает, будь то прогулки на лодке, если у вас морская болезнь, или вертолетные экскурсии, если вас укачивает в воздухе. Центры по контролю и профилактике заболеваний также рекомендуют пассажирам употреблять достаточное количество жидкости в пути, часто перекусывать легкими, избегать курения, ограничить употребление алкоголя или кофеина, сидеть в передней части автомобиля или автобуса, выбрать место у окна и, по возможности, лечь или закрыть глаза.
В качестве более общей стратегии это помогает предвидеть изменения в движении. Контроль за транспортным средством снижает вероятность укачивания: например, у водителей меньше шансов заболеть, чем у пассажиров. Или сосредоточьтесь на том, чтобы сориентироваться. “В целом, если вы можете обеспечить стабильный обзор горизонта, вам лучше”, - говорит Голдинг. (С другой стороны, чтение книги или прокрутка экрана на телефоне могут ухудшить ситуацию, потому что мы переводим взгляд на неподвижные объекты, которые не указывают на то, что мы находимся в движении.) Наконец, некоторые техники могут устранить триггер, вызывающий тошноту. Как писал в 1895 году гонщик на качелях с привидениями, “В ту минуту, когда глаза были закрыты, ощущения мгновенно исчезали”.
Симптомы морской болезни можно лечить с помощью таких лекарств, как димедрол (продается под торговой маркой Benadryl), дименгидринат (драмамин) или скополамин, но они также могут вызывать нежелательную сонливость. Поведенческие исследования Голдинга также показали, что контролируемое дыхание — когда “вы концентрируетесь на том, чтобы дыхание было очень, очень регулярным” — может облегчить морскую болезнь; это примерно вдвое эффективнее лекарств, хотя и без каких-либо побочных эффектов. И хотя доказательств того, что точечные массажные повязки действительно предотвращают тошноту, не так много, ношение такой повязки на запястье может обеспечить психологическое облегчение, добавляет Голдинг. “Эффект плацебо может быть довольно сильным”.
Кешаварз изучил, могут ли приятные запахи или звуки уменьшить ВИМС, и обнаружил, что прослушивание любимого музыкального жанра может быть полезным при некоторых обстоятельствах. В настоящее время он изучает, влияют ли изменения температуры тела, основываясь на предыдущих экспериментах с повышенным воздействием воздушного потока. “Моя гипотеза заключается в том, что это охлаждает тело и заставляет вас чувствовать себя лучше”, - говорит он, борясь с ощущением прилива крови. Но в целом Кешаварз ожидает, что морская болезнь останется проблемой по мере роста нашей зависимости от технологий. С появлением беспилотных автомобилей, беспилотных аэротакси и новых продуктов виртуальной реальности, это может означать больше возможностей лишиться обедов.
Благодарю Вас за публикацию. Интересно
Благодарю за расширение кругозора![](https://s.9111s.ru/img/smiles/sm_ab.gif)
Меня раньше в машине сильно укачивало в длинных поездках. Приходилось выходить каждые 30 минут пройтись. сейчас все хорошо.