Да Винчи мертв уже 500 лет. Кто получает прибыль от его работы?
Итальянские чиновники и немецкий производитель головоломок спорят из-за головоломки из 1000 деталей с изображением «Витрувианского человека» художника.
«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи
В конце 15 века, когда итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи завершил «Витрувианский человек» — один из самых известных его рисунков, на котором изображены пропорции человеческого тела, — он не мог предсказать, что он будет воспроизведен на дешевых блокнотах, кофе кружки, футболки, фартуки и даже пазлы.
Спустя столетия итальянское правительство и немецкий производитель головоломок Ravensburger спорят о том, кто имеет право воспроизводить «Витрувианского человека» и получать от этого прибыль.
В центре спора находится Кодекс культурного наследия и ландшафтов Италии, который был принят в 2004 году и позволяет культурным учреждениям, таким как музеи, требовать концессионные сборы и платежи за коммерческое воспроизведение культурных ценностей, таких как «Витрувианский человек».
Этот кодекс противоречит законодательству Европейского Союза, которое гласит, что произведения, находящиеся в общественном достоянии (например, «Витрувианский человек»), не подлежат авторскому праву.
Загадка Равенсбургера
Более десяти лет Ravensburger продавал пазл из 1000 деталей с изображением знаменитого рисунка. Но в 2019 году итальянское правительство и Галерея Академии в Венеции, где выставлены знаменитые работы и другие произведения да Винчи, использовали итальянский кодекс, чтобы потребовать от Равенсбургера прекратить продажу головоломки и заплатить лицензионный сбор.
Равенсбургер отказался и позже заявил, что итальянский кодекс не применяется за пределами Италии.
В 2022 году суд Венеции обязал компанию выплатить штраф в размере 1500 евро, или около 1630 долларов, правительству и Галерее Академии за каждый день просрочки платежа.
Но в прошлом месяце судебная тяжба приняла новый оборот, когда суд в Германии встал на сторону Ravensburger, постановив, что компания не обязана платить и что кодекс культурного наследия Италии не применяется за пределами ее границ. Суд заявил, что итальянский кодекс противоречит европейскому законодательству, которое стандартизирует защиту авторских прав в течение 70 лет после смерти художника. (Да Винчи умер 505 лет назад.)
«Итальянское государство не имеет регулирующих полномочий применять его за пределами территории Италии», — постановил немецкий суд. «Противоположная точка зрения нарушает суверенитет отдельных государств и поэтому должна быть отвергнута».
Но Италия продолжает сопротивляться. На прошлой неделе представитель итальянского правительства сообщил итальянскому новостному изданию, что решение Германии является «ненормальным» и что правительство будет оспаривать его в «всех национальных, международных и местных судах».
Министерство культуры Италии не ответило на многочисленные запросы о комментариях.
Генрих Хюнтельманн, представитель Ravensburger, заявил во вторник, что компания поддерживает контакты с вовлеченными сторонами и работает над разрешением конфликта.
По словам г-на Хуэнтельманна, Ravensburger прекратил продавать головоломку по всему миру из-за судебной тяжбы, но быстрый поиск в Google показал, что аналогичные головоломки, созданные другими компаниями, все еще доступны в Интернете.
Элеонора Розати, юрист с итальянским образованием и профессор права интеллектуальной собственности в Стокгольмском университете, заявила, что итальянские чиновники пытаются одновременно защитить культурное наследие страны и монетизировать его.
По словам г-жи Розати, компании как внутри, так и за пределами Италии, которые используют в своей продукции предметы итальянского культурного наследия, могут действовать с осторожностью. Она отметила, что в 2014 году итальянские чиновники преследовали производителя оружия из Иллинойса за использование изображения статуи Давида работы Микеланджело для продвижения винтовки.
Итальянские чиновники снова закричали о нарушениях в 2022 году, когда галерея Уффици во Флоренции подала в суд на Жана-Поля Готье за воспроизведение картины Боттичелли на одежде. А в прошлом году суд во Флоренции вынес решение против GQ Italia за использование изображения статуи Давида на обложке одного из своих журналов в 2020 году без разрешения.
«Я не думаю, что это решение Германии является последним словом, которое было сказано по этому вопросу, и действительно, все, кто использует изображения итальянского культурного наследия, возможно, захотят оценить риск, с которым они сталкиваются при этом», — г-жа Розати. Сказал. «Сейчас ситуация очень накалилась».
Но пылкий подход Италии к защите культурно важных произведений может иметь неприятные последствия, по мнению Джеральдин Джонсон, профессора истории искусств Оксфордского университета.
«Результатом может стать то, что законные компании, которые могли бы производить высококачественные товары с изображением знаковых итальянских произведений искусства, вместо этого обратятся к неитальянским объектам», — сказала г-жа Джонсон, отметив, что такой сдвиг может уменьшить влияние итальянской культуры во всем мире. В то время как незаконные контрафактные товары по-прежнему производятся по дешевке с изображениями, которые итальянские суды считают незаконными.
«Похоже, что это не отвечает интересам повышения глобального статуса и значимости Италии посредством «мягкой» силы культовых визуальных образов», — сказала она.
Интересно?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты