![](https://u.9111s.ru/uploads/202407/25/60x60/9885d2fef3d94a96b07b23b886ec9b40.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202401/29/60x60/f36d9f75431f33d898322d379a2b4618.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/А.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202407/25/60x60/2912e1a02ba2e4dd0a410f7fa36dc04a.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202407/25/60x60/2912e1a02ba2e4dd0a410f7fa36dc04a.png)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/Н.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202407/19/60x60/3ef06dde28504ef5664ed0eea286cc0f.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/16/60x60/cf9c747bc09a4a31ab0cedcadfde81c7.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202402/08/60x60/522c0c5b890e1ef7eada08d8f8efeaa4.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/201908/18/60x60/b1576c76536f243ca2efb9119bfa1efa.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/24/60x60/54c0fb730a92ad2e97b9a31c1f9d56b9.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202406/29/60x60/d0502c3c384d1e0120adfc2143859786.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/201707/05/60x60/325397.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202407/25/60x60/9885d2fef3d94a96b07b23b886ec9b40.jpg)
Группа португальских исследователей случайно выявила в мозгу мышей «нейроны-зомби» — это не страшные существа, поедающие плоть и распространяющие вирусы, а клетки, которые перестают нормально взаимодействовать, даже если они еще функционально живы. Это открытие приносит новое понимание процессов обучения в мозге.
Исследователи идентифицировали эти нейроны во время исследования того, как область мозга, известная как мозжечок, учится из окружающей среды.
Мозжечок отвечает за обработку сенсорной информации, связанной с двигательными движениями, благодаря чему мы можем перемещаться по оживленной улице или брать стакан, не проливая его. Это также играет центральную роль в процессе обучения, помогая нам корректировать движения на основе предыдущего опыта, чтобы избежать ошибок в будущем. Эта способность к обучению была основным предметом нового исследования.
Используя оптогенетику, метод, который включает в себя манипулирование клетками светом, а также тесты на обучение на мышах, исследователи смогли подчеркнуть решающую роль специфических входных сигналов в мозжечок, известных как лазающие волокна.
«После того, как мы последовательно стимулировали лазающие волокна во время подачи визуального сигнала, мыши научились моргать в ответ на этот сигнал — даже в отсутствие стимуляции», — говорит нейробиолог.
«Это доказало, что этих волокон достаточно для стимулирования такого типа обучения».
Долгое время считалось, что эти волокна каким-то образом участвуют в процессе обучения, и это открытие предлагает еще один аргумент, который может прояснить некоторую путаницу и противоречия вокруг их роли. Аналогичное манипулирование другими типами клеток мозга не оказало такого же эффекта на способность мышей к обучению.
Затем исследователи наблюдали эффект «зомби-нейрона». Внедряя в рамках оптогенетических манипуляций светочувствительные белки под названием Channelrhodopsin-2 (ChR2), эти клетки были практически «зомбированы». Другими словами, они оставались активными и излучали импульсы как обычно, но дальше эти сигналы не передавались. По сути, эти клетки были отключены от других нервных цепей, что лишило мышей возможности учиться.
Теперь у нас есть гораздо более точное понимание того, как обучение происходит в мозжечке. Учитывая сходство между мозгом мыши и человека, разумно предположить, что здесь действуют одни и те же процессы.