Евгений
Евгений Подписчиков: 356
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 26.9к

Грузовик, который был хорош во всём — и даже научился плавать: история и факты о ЗИС-Э134

2 дочитывания
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 0,18 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Сколько колёс нужно грузовому автомобилю? А сколько из них должны быть управляемыми? Кстати, нужна ли вообще машине подвеска? На эти, кажется, довольно очевидные вопросы конструкторы советского грузовика ЗИС-Э 134 давали очень неожиданные ответы. Сегодня в рубрике «Старые, но не бесполезные» гостит уникальный тягач, который в буквальном смысле мог переть как танк.

Грузовик, который был хорош во всём — и даже научился плавать: история и факты о ЗИС-Э134

ЗИС-Э 134

Эту машину заказали военные

В начале 1950-х Министерству обороны СССР понадобился новый автомобиль. Военные хотели вместительный грузовик, способный выполнять ещё и функции тягача. Имевшиеся в распоряжении гражданские машины их не устраивали. Даже полноприводные советские грузовики застревали на тяжёлом бездорожье и пасовали перед траншеями.

А гусеничные грузовые тягачи при высоком внедорожном потенциале медленно ездили по нормальным дорогам. К тому же они были дорогими и имели ограниченный ресурс.

Искали золотую середину. Машину, способную преодолевать сложный рельеф, не замечать траншей и рвов, а также демонстрировать достойные показатели на твёрдом покрытии. Кроме того, заказчики хотели сравнительно низкую себестоимость и максимально возможную унификацию с уже освоенными образцами грузовой и военной техники. Да, от инженеров ждали чуда.

Задачу поручили конструкторскому бюро из Москвы

Сотворить невозможное доверили команде Виталия Грачёва. Дважды лауреат Сталинской премии разрабатывал штабные и грузовые автомобили повышенной проходимости ещё в годы Великой Отечественной. А позднее Виталий Андреевич построил первый советский плавающий грузовик ДАЗ-485.

Уникальным почерком Грачёва, который почти четверть века возглавлял специальное конструкторское бюро ЗИС и ЗИЛ, считался отказ от равнения на прямые зарубежные аналоги. Он никогда не копировал иностранную технику. Даже наоборот — это его работы вызывали пристальный интерес западных инженеров и конструкторов.

Грузовик, который был хорош во всём — и даже научился плавать: история и факты о ЗИС-Э134

Первая работа специального конструкторского бюро московского завода под руководством Грачёва — пятитонный грузовик-тягач ЗИС-Э 134. Внешне он напоминал серийный ЗИС-150, но лишь до уровня крыльев. А дальше начиналось самое интересное.

В проекте применили множество необычных технических решений

Если двух и даже трёх мостов военным мало, а гусеницы не подходят, нужно просто увеличить число колёс. Инженеры решили остановиться на восьмиколёсной конструкции. Причём все четыре оси у ЗИС-Э 134 — ведущие!

Узнаваемая черта грачёвского стиля 1950-х — одинаковое расстояние между мостами. Для оптимального распределения нагрузки оси грузовика расположили друг от друга на расстоянии 1500 мм. То есть между крайними мостами было четыре с половиной метра. Габаритная длина грузовика составляла 6584 миллиметра.

Другим необычным решением стало использование сразу двух управляемых поворотных осей. Благодаря этому радиус разворота уложился в разумные 10,5 метра. А для облегчения труда водителя использовали гидроусилитель Львовского завода автопогрузчиков. Без него вращать руль, связанный сразу с двумя поворотными мостами, не представлялось возможным. Задние оси ЗИС-Э 134 оснащались блокировками дифференциалов.

А вот с двигателем пришлось повозиться. Подходящего по характеристикам дизельного мотора в ту пору в СССР не существовало, поэтому пришлось обходиться бензиновой «шестёркой» ЗИС-120 ВК. От серийного 5,5-литрового мотора без буквенной приставки в индексе он отличался модифицированными блоком, головкой и клапанным механизмом. Это дало прибавку в 40 л.с., то есть мощность агрегата составила 130 сил.

Не всё просто оказалось и с трансмиссией. В её состав вошли гидротрансформатор, модифицированная коробка передач ЗИС-150, двухступенчатая раздатка, две коробки отбора мощности и множество карданных валов!

Для грузовика изготовили особые шины

Для восьмиколёсного ЗИСа совместно со специалистами института НИИШП — главного в СССР эксперта по шинам — были разработаны специальные покрышки.

Эластичные широкопрофильные восьмислойные колёса И-113 диаметром более 1200 мм оснащались системой централизованной подкачки и травления воздуха через ступицу. Давление в покрышках менялось в диапазоне от 3,4 до 0,2 атмосферы. На максимально спущенных шинах пятно контакта увеличивалось в пять раз, а удельное давление на грунт, напротив, значительно уменьшалось.

Таким образом, ЗИС-Э 134 без проблем двигался по мягким поверхностям. Клиренс машины составлял 370 миллиметров. То есть для бездорожья она была приспособлена отлично!

Испытания продемонстрировали интересные результаты

Первый прототип ЗИС-Э 134 был готов 17 августа 1955 года, и вскоре после этого он отправился на испытания по дорогам Подмосковья и полигона. Тесты продолжались около полугода и привели Грачёва с командой СКБ к любопытным выводам.

С одной стороны, восьмиколёсный грузовик показал отличную проходимость. Рвы до трёх метров глубиной, двухметровые канавы, а также подъёмы с крутизной склона в 40 градусов не были для него серьёзным препятствием. Машина уверенно ползла через траншеи, не пасовала в болотах, без проблем брала водные преграды глубиной до полутора метров и даже взбиралась на метровую вертикальную стену!

При этом, как и требовало техзадание, на дорогах общего пользования ЗИС-Э 134 разгонялся до вполне пристойных 58 км/ч. Немного пугающе выглядел расход топлива в 63 литра на 100 километров, но в отсутствие дизеля на другой результат рассчитывать не приходилось. Да и при 500-литровом топливном баке аппетит не играл принципиального значения.

Военным, конечно, хотелось бы немного больше грузоподъёмности. Ведь при собственной массе в семь тонн (без топлива) ЗИС-Э 134 брал всего три тонны груза.

Но по результатам испытаний Грачёв и его команда приняли решение дорабатывать автомобиль, сделав его... амфибией! Второй макетный образец ЗИС-Э 134 получил новый кузов с интегрированной бескапотной кабиной и грузовой платформой. Силовую установку дополнили водомётным движителем от плавающего танка ПТ-76, а удачный эксперимент с эластичными шинами подтолкнул конструкторов к тому, чтобы отказаться от подвески!

К счастью, труды Грачёва и команды не легли в архив и не пропали без вести, как это часто бывает с героями рубрики «Старые, но не бесполезные». Наработки по двум прототипам ЗИС-Э 134 стали основой для ещё одного эксперимента — грузовика ЗИЛ-134. А 134-й — это мостик к серийным тягачам ЗИЛ-135. Но это уже другая история.

источник: auto.ru

Переделать крутой тягач в амфибию — это разумно?

Проголосовали: 2

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

1 комментарий
Понравилась публикация?
4 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Благодарю Вас за публикацию

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

«Он не был грузином»: что показал анализ ДНК Иосифа Сталина. Это важно?

21 декабря 2025 года Иосифу Виссарионовичу Сталину исполнилось 147 лет. Родившийся в маленьком грузинском городе Гори, этот человек стал самым авторитетным политиком и государственным деятелем 20-го века,
02:46
Поделитесь этим видео

Как выбрать плиту? Мой опыт покупки в DNS

Недавно я решила купить новую плиту для приготовления пищи и пошла в ДНС. Сколько раз я туда не ходила — там всегда было очень много разных моделей, и разобраться в них для меня было очень сложно.

Наша жизнь и действия чиновников.

Хочу отметить то, что чиновники сегодня вынуждены возвращаться к достижениям советской эпохи, к теме Великой Победы, потому что им нечего представить людям из современных свершений. Позорно показывать то,...

Те, кто зарабатывают меньше 50 тыс. рублей — бедные, следует из данных опроса

Компания Rodin.Capital провела опрос среди россиян: кого они считают бедными в стране. И большинство из них ответили, что бедные — это те граждане, чей ежемесячный доход не превышает 50 тысяч рублей.
01:59
Поделитесь этим видео

Помощник президента России Юрий Ушаков сообщает, предложения по мирному плану со стороны Украины и США , не принесут ничего хорошего

Помощник президента России Юрий Ушаков сообщает, предложения по мирному плану со стороны Украины , США , не принесут ничего хорошего. Фактически, если посмотреть на данную ситуацию, все решают за нас.

Дмитриев прозрачно намекнул о грядущих переговорах по Украине

Спецпредставитель российского президента и генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев намекнул, что следующая встреча делегаций РФ и США по Украине состоится уже в Москве. Журналисты сделали такой вывод по селфи,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы