Сергей Богомолов
Сергей Богомолов Подписчиков: 174
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 250.3к

Владимир и Ярополк

9 дочитываний
5 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,80 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Владимир и Ярополк

Восемь лет, прошедших от гибели Святослава на днепровских порогах в (972-980) до захвата власти в Киеве его младшим сыном Владимиром были одними из самых драматичных в истории молодого древнерусского государства. Укоренившихся правил престолонаследия еще не существовало, границы княжества были крайне неопределенными, а все три брата придерживались самых разухабистых языческих нравов.

К тому же все они были крайне молоды: старший Ярополк стал киевским князем в 11, а средний Олег в 10 лет. Владимиру было еще меньше, но т.к. он был сыном ключницы (фактически рабыни) Малуши, то его возраст в летописях не указан. Единственным, но достаточно важным обстоятельством было отсутствие в этот момент сильных внешних противников. В южной степи всегда было неспокойно, но после разгрома Святославом Хазарии печенеги и другие кочевники еще не могли собраться с силами и не тревожили русские земли.

В отрочестве судьба Святославичей во-многом определялась их наставниками, старшими и опытными боярам. И здесь Ярополку не повезло.

В 975 г. произошел банальный случай. На охоте Лют, сын его покровителя, Свенельда, который служил еще Игорю и Ольге, случайно или преднамеренно заехал в древлянский лес в Северном Полесье. Олег встретил Люта и убил нарушителя его прав, хотя и узнал перед этим, что это сын Свенельда. Боярин не мог стерпеть гибели сына и наследника. Через 2 года он в достаточной степени "обработал" Ярополка, и тот согласился на братоубийственную войну. Киевское войско вторглось в Древлянскую землю, и в бою на мосту через ров в город Овруч Олег погиб.

Владимир в Новгороде еще не был готов к открытой войне со старшим братом и бежал в Скандинавию. Через три года он вернулся с наемными варягами и сразу же начал готовиться к походу в Киев. Его главный советник, брат матери, Добрыня был гораздо умнее и осмотрительнее Свенельда. Пройдя хорошую школу, во-первых, Владимир понимал, что важно нанести удар первым по неподготовленному противнику, а во-вторых, нужно было как можно скорее использовать привезенных с собой профессиональных воинов. Наемники прибыли в Русскую землю исключительно ради добычи и держать их в Новгороде было дорого и опасно. Эти громилы, даже получая содержание ("корм") от князя, могли в любой момент соскучиться и самовольно начать грабеж новгородских волостей.

Владимир в Новгороде оказался в более выгодном положении, чем Ярополк в Киеве. На севере процессы региональной консолидации и идентификации шли гораздо быстрее, чем на юге. Славяне-кривичи и финны-чудь сильнее ощущали свою общую географическую принадлежность и охотно присоединились к княжеской варяжской дружине. Для них Владимир был свой, выросший в Новгороде, а его гибель или новое изгнание означало подчинение присланным посадникам Ярополка.

С объединенным войском Владимир захватил Полоцк, убил князя Рогволода, захватил в жены Рогнеду и двинулся к Киеву. Ярополк не успел собрать ополчение, и не имея сил для сражения в открытом поле, затворился в городе. После тяжелых войн Святослава в Киеве осталось очень мало опытных воинов. Ярополк не пользовался популярностью, и поляне не хотели участвовать в междоусобице Рюриковичей.

Владимир расположился в лагере между Дорогожичем и Капичем. Он не хотел штурмовать крепость ценой больших потерь и решил действовать хитростью. К этому времени главным воеводой в Киеве вместо Свенельда стал боярин с многозначительным именем Блуд. Лаврентьевская и Иоакимовская летописи ничего не говорят о судьбе Свенельда, но можно предположить, что он умер по причине весьма преклонного возраста.

Лазутчики Владимира проникли в Киев и предложили Блуду изменить Ярополку. Новгородский князь обещал боярину главное место в своем окружении, богатство и почести. Блуд согласился и уговорил князя бежать из Киева в город Родню, расположенный в устье притока Днепра Реи.

Войско Владимира без боя заняло Киев, а затем осадило Родню. Маленькая слабоукрепленная крепость, не была подготовлена к обороне. Гарнизон не имел запасов, и вскоре начался голод. После этого Блуд без труда уговорил Ярополка пойти на примирение с братом, а сам отправил к Владимиру гонцов с предложением убить своего сюзерена. Осада была снята, варяги и новгородцы вернулись в Киев. Ярополк с малочисленной дружиной поехал в столицу для переговоров.

При входе в княжеский терем Блуд задержал охрану, и по приказу Владимира двое варягов пронзили Ярополка мечами. Дружинники бежали или перешли на службу к новому князю. О судьбе изменника-Блуда летописи не говорят ничего, но хочется верить, что она была незавидной.

Уничтожение брата-соперника было опасным и трудным делом, но еще труднее был переход к государственному строительству. Короткая, но жаркая замятня показала Владимиру, что ему нужно доделать то, что не смогла сделать его бабушка Ольга, нужно было привести Русь к христианству и создавать более цивилизованное княжество.

5 комментариев
Понравилась публикация?
7 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 5
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Интересная публикация, спасибо.

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Интересно. Спасибо за публикацию

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Спасибо! Очень интересно!

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Прочёл на одном дыхании. Спасибо вам

0
картой
Ответить

Рад, что Вам понравилось.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Князь великий - Владимир Святославич (часть 1)

Владимир, демонстрируя качества, присущие воинам-викингам, проявил решительность и находчивость, взяв на себя ответственность за руководство. Вскоре стало очевидно, что он был рождён для того,...

Владимир и Рогнеда

История крестителя Древней Руси Владимира Святого, который вовсе не был святым, а прошел трудный и сложный путь от язычника до христианина, стала одной из опорных точек в российской истории.

Что значит быть язычником: что язычество означает, виды язычества в Европе и главные праздники язычников в мировой культуре

Своего рода нетрадиционный подход к религии, язычники верят в нескольких богов и богинь и во взаимосвязь природы и человека.Термин «язычество» может вызывать в воображении образы

Ночь святой воды. Крещение— один из 12 главных христианских праздников. В народных традициях в Крещение завершаются Святки.

«Крещение» с греческого — «погружение в воду». В первом столетии в водах реки Иордан совершал это таинство Иоанн Креститель. Проповедник призывал людей к покаянию и смывал грехи, очищая от скверны.