Тайный знак дракона: Удивительные приключения Николая II в Азии

В глубокой осенней угрюмости 1890-го с нешироких платформ Варшавской колеи, в шаге от Гатчинских владений, тронулся состав на путешествие. Его знаменитый пассажир – 22-годовалый Николай Александрович, наследник Российской империи, которому суждено было стать вершителем судеб государства. Он венчал свои учебные муки и, согласно обычаю, открывал для себя мир в длительной вояж. Путь этот обещал быть нешаблонным, ибо в отличие от своих предшественников Николай обвел взором не Европу, а Азию, в глазах русских того времени – место убогое, невежественное и не пройденное условностями цивилизации.
Дорогу на восток для цесаревича пролежала через Вену, после чего он и его спутники держали курс на Триест. В этом приморском городе Николай Александрович взошел на борт фрегата "Память Азова". Его сопровождали младший брат Георгий, эллинский принц Георг, троица гвардейских военачальников и словесник Эспер Ухтомский.
Индия и Таиланд
Изначально, наши герои ознакомились с величием Египта и затем направили свои взоры к шедеврам Индии. 11-го числа последнего месяца зимы 1890 года они оказались на пределах Бомбея.
В то время в лабиринте азиатских просторов две великие державы - Российская империя и Английский королевство - усиленно двигались навстречу друг другу. Россия расширила свои территории за счёт Туркестана, в то время как Англия подчиняла под свой контроль племена Афганистана, приближаясь к Памирскому региону. Всего за пять лет до начала нашего рассказа об экскурсии Николая, два государства балансировали на краю военного конфликта, от которого ушли благодаря проделанной дипломатам работе. Но даже после улаженных разногласий, в азиатских контекстах Россия и Англия продолжали активно состязаться, охватывая своим влиянием пространства от Ирана и до дальнего Тибета.
«Сохранив свое мощное присутствие в европейской политической арене, Россия теперь может с еще большим влиянием посмотреть в направлении Азии, где перед талантами и усилиями ее народа раскрываются огромные возможности для занятий самой благородной природы».
Эспер Ухтомский
Учитывая текущие политические реалии, становится очевидной причина, по которой наследник избегал шумных мегаполисов Индии, выбирая скитания по отдаленным уголкам страны в поисках охотничьих трофеев в виде тигров и личных визитов к правителям в их величественных резиденциях.

Николай оставил следы своего пребывания в Индии, дабы позже направить свой путь в Бангкок. В окрестностях этого города, который в прошлые времена носил название Сиам, монарх Рама Пятый был радушен до той степени, что предложил благородным путешественникам укрыться в своем величественном подмосковном поместье. В знак гостеприимства, он устроил для наследника российского трона зрелищный парад с участием воинственных слонов. Визит в Бангкок оказался ключевым дипломатическим маневром, ведь Россия ясно показала мировому сообществу свое бескорыстие и недомогание к покорению земель в районе Юго-Восточной Азии.
Китай
Мой следующий пункт в путешествии оказался Китаем. В те годы страна переживала сложные времена: не имея возможности тягаться с европейскими государствами, после двух опиумных войн Китай был вынужден распахнуть свои порты миру и легализовать торговлю опиумом на своей территории. С открытием Суэцкого канала морские пути стали основным каналом торговли с Китаем, и теперь чай с шелком доходили до России через Одессу и Лондон.
Царь Николай Второй отразил в своём личном журнале чувства, вызванные поездкой в Индию, такими вот словами: «Крайне неприятно снова оказаться в окружении англичан, а куда ни взглянешь – встречают красные военные мундиры. Мы осмотрели утончённый мраморный павильон, созданный прошлыми правителями, а также главную мечеть. Едва не потерял рассудок от количества совершённых покупок».
Не менее яркие ощущения вызвал у него вид британского военно-морского флота, о чём он написал в письмах своему отцу:
«Удивляет, какие несуразные корабли засылают сюда, на восток – ожидал бы от них большего уважения к собственному имиджу, ведь стоило бы держать в этих водах эскадру достойную их морского величия... Это вдохновляет, мой дорогой отец, особенно потому, что на Тихом океане мы должны превосходить англичан».
Когда император Российской империи Николай Второй прибыл в Китай, его приветствовал лицом в лицо Ли Хунчжан – личность, занимающая верхние строчки иерархии власти, но к тому же обладающий спорной славой. В своей политической карьере Ли подписал несколько важных международных соглашений с Японией, Российской империей и странами Европы, и многие полагают, что при этом он не оставлял мимо своих карманов обильные "подарки". Например, одобрение строительства знаменитой железной дороги Китай – Восточная, сегодня звучало бы как сделка, укрепленная миллионом рублей взятки – сумма, эквивалентная примерно миллиарду современных рублей. Именно тогдашние времена в исторических хрониках китайской нации отмечаются как эра "неравноправных трактатов".
В то же время уже в самих европейских государствах того периода присутствовала обеспокоенность по поводу Китая, который несмотря на технологическую отсталость был гигантом по численности населения. И было такое ощущение, что в будущем Китай может потребовать реванша у своих европейских держателей нажима.

Николай в ходе своего визита в Китай заскочил к русским торговцам, что объединились для создания заводов по производству чая. В самом сердце Уханя, известного своими чайными традициями – столице провинции Хубэй, до сегодняшнего дня возвышается православная церковь, которую возвели на взносы этих предпринимателей.
Япония
Покинув пределы Китая, наследный принц отправил пути-дороги в сторону Японии, и изначально его пленила эта нация. В те времена она вовсю шагала по тропе к инновациям и преобразованиям. Однако через немногим более десяти лет на горизонте вспыхнет Русско-японский конфликт, что станет ярким свидетельством перед лицом мира бурного прогресса Японии. А пока, пребывание Николая Второго в стране Восходящего солнца отмечено почестями, поскольку до его визита нога наследника европейской короны здесь не ступала.
«Определённо не стоит слишком уверенно заявлять, что страны вроде Китая или Японии будут бесконечно сохранять своё обособленное и статичное существование. Кто знает, возможно некий случайно произнесённый термин или фраза окажутся той самой искрой, которая пробудит эти многомиллионные народы к совершенно новой, динамичной жизни?»
Александр Герцен
В ходе одного торжественного вечера, Николай внезапно выразил к хозяевам свое нестандартное желание. В ту эпоху европейская знать увлекалась искусством японского тату, и потомок царской династии проявил желание украсить своё предплечье изображением дракона. Уже на следующий день на корабль, принадлежащий России, прибыли два искусных мастера. Неторопливо и умело, на протяжении семи часов, один из них воплотил в жизнь запланированный рисунок. Результатом стала разноцветная, масштабная татуировка мифического существа на руке будущего Николая II.
В ходе своего визита в Японию будущий российский монарх осмотрел Кобэ и историческую столицу - Киото; повсюду его путешествия сопровождались радостными криками собравшихся японцев. Глубоко увлеченный культурными традициями страны, Николай отказался от заранее приготовленного для него жилья в европейском стиле, попросив разместить его в помещении, выполненном в национальном японском стиле.

Николай пребывал в восторге от тонкого искусства гейш, исполняющих свой танец в утонченных чайных домиках древнего Киото.
В уютном Оцу произошел инцидент, который мог стоить ему жизни: Цуда Сандзо, страж порядка, вдруг стал его нападающим, нанеся два решительных удара своей саблей. Но злоумышленника незамедлительно задержали. Дмитрий Шевич, дипломат нашего посольства в стране восходящего солнца, не скрывал своего потрясения: «Сцена с открытым злобой лицом нападавшего, раскрывающего свои зубы в ответ на вопрос и объявляющего себя самураем, останется со мной навсегда».
В то время в Японии были те, кто смотрел на стремительные преображения в обществе без радости. Они твердили, что за забвение величественной истории страны и отказ от традиций в пользу приема западных образов мыслей в ответе стоят именно европейцы.
В письме Николая были строки, что его невероятно удивило отсутствие европейцев — сплошь японцы. Он описывал свой восторг от японской культуры, их удивительных изобретений и промышленности так проникновенно, что предыдущие путешествия и встречи с другими народами отступили на второй план.
К удивлению и облегчению, повреждения, полученные Николаем, оказались незначительными. Не взирая на страх и потрясение, охватившее жителей Страны восходящего солнца, казалось, что происшествие не оставило следа в дипломатических отношениях между государствами. В ближайшее время после случившегося наследник вместе с компанией проследовал к российским берегам, отправившись в направлении Владивостока.
Транссибирская магистраль
Время Николая наполнялось путешествиями, и в это время его папа, царь Александр Второй, разработал план и одобрил трассу будущей Транссиба. 19-го мая 1891 года, там, во Владивостоке, устроили торжество первого камня: будущий император привез роковую телегу земли и заложил основание для станции. Помимо прочего, Николай руководил комиссией по строительству Сибирской дороги, занимаясь всеми вопросами возведения этого масштабного объекта.
«Действительно верные слова произносят с гордостью те, кто убежден: Россия вместе с восточными странами образует единое идеологически неотъемлемое целое, которое лишь на время лишено непререкаемого слияния воедино своих составных».
Эспер Ухтомский
За считанные четырнадцать лет железнодорожный маршрут из Парижа во Владивосток был завершен, и поезда уже начали курсировать. Транссибирская магистраль существенно повлияла на экономическое развитие Сибири, хотя в начале его пропускная мощность была ограничена: всего 300 вагонов ежедневно могли отправляться по ней в любом направлении. С такими показателями военная эффективность трассы вызывала вопросы. Но она играла значительную роль в политическом аспекте, укрепляя властные позиции империи в процессе её строительства. Именно ради контроля над Китайско-Восточной железной дорогой Россия не жалела средств на крупные взятки китайским официалам.

Железная дорога в Маньчжурии представляла собой не только ключевой транспортный путь. Она тесно связана с Русско-китайским банком, русскими инженерами, обслуживающими дорогу, русскими купеческими семьями, основывающими свои дома в Харбине и прилегающих районах, а также казаками, задача которых – охрана маршрута.
Под влиянием стандартного колониального наступления политика России постепенно претерпевала изменения, в чём заметную роль сыграло путешествие царевича Николая. Общество отклоняет прежние высокомерные взгляды в отношении Азии, заменяя её восхищением и уважением к восточной культуре, ставшей популярной в середине девятнадцатого века.
В Петербурге появился первый в Европе буддийский храм, руководство которым взял на себя Агван Доржиев, бурят и подданный Российской империи, бывший учитель далай-ламы. Восточные философия, учения и искусство пробивают себе дорогу в русское общество, находя здесь активных поклонников и последователей. Среди знаменитых пропагандистов азиатских взглядов в России выделяется поэт Эспер Ухтомский, который сопровождал Николая в его путешествии.
Будучи редактором издания «Санкт-Петербургские ведомости» в 1895 году, Ухтомский начинает проводить через неё курс на противостояние европейским политическим взглядам.
Тем не менее, Русско-японская война приведёт к временному прекращению роста русско-азиатских отношений, а русская революция, вдохновлённая идеями Маркса, ориентированными на Европу, направит страну по иной дороге развития.
Если эта статья пробудила в вас интерес, поддержите нас лайком и подпиской. Не стесняйтесь делиться своими мыслями в комментариях - ваше мнение ценно для нас.
Также подписывайтесь на канал в Дзен.
Спасибо