Следующая война в Азии может быть спровоцирована ржавым военным кораблем на спорном рифе
На самом горячо оспариваемом водном пути в мире риск следующей войны в Азии все больше зависит от ветхого корабля, вышедшего из своего времени, испещренного дырами, прожилок ржавчины и выброшенного на берег на рифе.

Построенный в США десантный корабль ВМС Филиппин «Сьерра-Мадре» сел на мель на второй отмели Томаса и находится под контролем ВМС Филиппин
Чтобы подкрепить свои претензии в Южно-Китайском море, Филиппины в 1999 году намеренно посадили на мель десантный корабль времен Второй мировой войны на полузатопленном мелководье, превратив судно в форпост филиппинского военно-морского флота. BRP Sierra Madre, который с тех пор остается на Второй отмели Томаса, теперь стал эпицентром эскалации напряженности между Филиппинами и Китаем и своеобразной растяжкой, которая может втянуть Соединенные Штаты в вооруженный конфликт в Тихом океане, говорят официальные лица. И аналитики безопасности.
Китай претендует на подавляющую часть Южно-Китайского моря и в последние месяцы активизировал усилия, чтобы помешать Филиппинам поставлять припасы персоналу на борту «Сьерра-Мадре». Анализ данных и видео слежения за судами за последний год показывает, что корабли китайской береговой охраны и ополчения неоднократно толпились и сталкивались с филиппинскими судами снабжения. Китайские суда также все чаще используют водометы с близкого расстояния, иногда выводя из строя филиппинские корабли и ранив моряков.
Любая дальнейшая эскалация, предупреждают западные и филиппинские чиновники, может привести к открытому конфликту.
Представители администрации Байдена подчеркнули, что вооруженное нападение на филиппинский военный корабль, такой как «Сьерра-Мадре», вызовет военный ответ США в соответствии с договором о взаимной обороне 1951 года. Президент Филиппин Фердинанд Маркос-младший заявил после встречи с президентом Байденом в Вашингтоне в начале этого месяца, что убийство филиппинских военнослужащих иностранной державой также будет основанием для применения договора.
По данным Организации Объединенных Наций, Китай потратил последние три десятилетия на расширение своего присутствия в Южно-Китайском море, стратегическом водном пути, через который проходит треть мировых морских перевозок. По мнению аналитиков, Пекин, возможно, и не намерен начинать здесь войну, но повторяющиеся столкновения на море между судами повышают вероятность роковых аварий, что также потенциально может спровоцировать реакцию США.

К неопределенности добавляется вопрос о том, что делать с 328-футовой Сьерра-Мадре, которая больше не пригодна для плавания и сильно деградировала после десятилетий воздействия стихии. Китайцы заявляют, что замена корабля более прочной конструкцией недопустима. Но в интервью высшие филиппинские чиновники решительно заявили, что не откажутся от контроля над Second Thomas Shoal.
Никогда за последние десятилетия геополитическая напряженность в Южно-Китайском море не достигала такого продолжительного и опасного состояния, как недавно на Второй Томас-Шол, заявил Харрисон Прета, заместитель директора Азиатской инициативы по прозрачности морского транспорта (AMTI) в Вашингтоне. Центр стратегических и международных исследований.

Члены филиппинской береговой охраны на борту BRP Sindangan наблюдают, как китайский корабль проплывает неподалеку во время миссии в прошлом месяце по пополнению запасов филиппинских войск на Сьерра-Мадре у Второй отмели Томаса.
Спор по поводу этого мелководья — одного из десятков спорных островов, рифов и других объектов — является частью все более опасной конкуренции между странами, граничащими с Южно-Китайским морем, за суверенитет над этими стратегическими водами и контроль над энергетическими и другими ресурсами, которые находятся в Южно-Китайском море.
Поскольку Китай под предводительством Си Цзиньпина становится все более агрессивным в отстаивании своих претензий, страны Юго-Восточной Азии, такие как Филиппины, Вьетнам и Малайзия, предпринимают шаги – некоторые публично, некоторые в значительной степени скрытно – чтобы отстаивать свои собственные претензии и добиваться своих целей. Собственные экономические интересы, что потенциально может привести регион к войне ближе, чем когда-либо за последние годы.
По словам филиппинских чиновников, перед каждой миссией по пополнению запасов в Сьерра-Мадре инструктируется Маркос, а также, по словам американских чиновников, посол США на Филиппинах. Соединенные Штаты значительно увеличили размещение личного состава ВМС на Филиппинах в ответ на ситуацию в Сьерра-Мадре, заявил представитель Госдепартамента США. Никогда со времени осады Марави в 2017 году, когда повстанцы, связанные с «Исламским государством», не захватили город на юге Филиппин, Соединенные Штаты не оказывали столь обширную поддержку филиппинской военной операции, сказал чиновник, который говорил на условиях анонимности, поскольку он не имел права публично высказываться по этому вопросу.
Для многих на Филиппинах поведение китайцев на Второй отмели Томаса, которую они называют отмелей Аюнгин, стало символом все более наглого проецирования власти Пекином. Орландо Меркадо, бывший министр обороны Филиппин, назвал это «самой большой и наглядной иллюстрацией издевательств». Коммодор Рой Тринидад, представитель ВМС Филиппин, заявил, что это является проявлением «экспансионистских» амбиций Китая.
«То, что происходит в Западно-Филиппинском море, — это лишь микрокосм того, что Китай хочет сделать с миром», — добавил Тринидад, используя филиппинское название вод, на которые он претендует.
Посольство Китая на Филиппинах отклонило запросы на интервью и ответило на вопросы, сославшись на предыдущее заявление о том, что Филиппины нарушают суверенитет Китая. «Мы требуем, чтобы Филиппины отбуксировали военный корабль», — говорится в заявлении. В заявлении добавлено, что до тех пор, пока он не будет удален, Китай «разрешит» миссии по пополнению запасов только в том случае, если «Филиппины проинформируют Китай заранее и после проведения проверки на месте».
Исследовательские группы утверждают, что в Южно-Китайском море в любое время дислоцируются сотни судов — смесь береговой охраны и морской милиции, которые представляют собой финансируемые государством корабли, зарегистрированные для коммерческого рыболовства, но используемые для установления присутствия Китая в спорных водах. Эти суда слонялись вокруг Сьерра-Мадре в течение многих лет, но их число начало расти в 2023 году, согласно данным о местоположении судов, отслеживаемым AMTI. В 2021 году Китай в среднем задействовал только один корабль каждый раз, когда Филиппины проводили одну из своих миссий по пополнению запасов, которые выполняются гражданскими катерами, укомплектованными военно-морским персоналом. К 2023 году среднее число подскочило до 14. Во время одной миссии в декабре прошлого года исследователи обнаружили по меньшей мере 46 китайских кораблей, патрулирующих Вторую отмель Томаса.

Во время миссии по пополнению запасов 10 декабря китайские корабли, в основном базировавшиеся на близлежащем рифе Мисчиф, пытались создать «блокаду» на большем расстоянии от Второй отмели Томаса, чем раньше, сказал Рэй Пауэлл, директор SeaLight в Центре национальной безопасности «Гордиев узел» Стэнфордского университета. Инновации. «Они сделали подход максимально напряженным и сложным».
Видео того дня показывает, что, когда один из четырех филиппинских кораблей, M/L Kalayaan, начал приближаться к Второму Томасу, два значительно более крупных китайских судна остановились по обе стороны от него, и один из них взорвал его из водомета. По словам филиппинских чиновников, двигатель M/L Kalayaan был поврежден, и его пришлось отбуксировать обратно на берег. Судно не смогло достичь Второго Томаса, хотя другое филиппинское судно, «Унайза 4 мая», сумело пройти.

На видео видно противостояние китайских и филиппинских кораблей и применение водометов в Южно-Китайском море 10 декабря 2023 года
Когда-то редкое использование водометов стало обычным явлением с декабря. 5 марта во время миссии по пополнению запасов два китайских корабля применили водометы в нескольких футах от филиппинского корабля, разбив его лобовое стекло и ранив четырех моряков на борту.
4 мая «Унаиза» вернулась на берег, не доставив свой груз. Когда через три недели он предпринял еще одну попытку, его снова обстреляли из водометов. На этот раз китайские корабли «не останавливались до тех пор, пока судно не было полностью выведено из строя», — сообщил филиппинский военный чиновник, пожелавший поделиться нераскрытыми подробностями инцидента на условиях анонимности. Из-за водометов корабль потерял ход и разрушил его деревянный корпус, вынудив команду перевозить припасы в Сьерра-Мадре на надувных лодках. Когда китайские лодки подошли близко, добавил чиновник, китайский персонал на борту также кричал на филиппинский экипаж. «Они кричали на нас: «Строительство? Строительство?»», — сказал чиновник.

Члены филиппинской береговой охраны проплывают на резиновой лодке мимо китайского судна береговой охраны во время миссии по пополнению запасов филиппинских войск на борту Сьерра-Мадре 5 марта
Китай на протяжении нескольких месяцев обвинял Филиппины в тайной транспортировке строительных материалов в Сьерра-Мадре в попытке «навсегда оккупировать» Второй Томас. Филиппинские официальные лица это отрицают. С октября прошлого года Филиппины проводят «поверхностный ремонт» Сьерра-Мадре, чтобы обеспечить обитаемость солдат, но не строят новый аванпост, говорят официальные лица.
В связи с повреждением нескольких филиппинских кораблей снабжения и растущей обеспокоенностью по поводу эскалации насилия филиппинские официальные лица заявили, что они переосмысливают, как лучше всего проводить миссии. «Нас не остановить», — сказал Тринидад, представитель военно-морского флота. Но, говорят аналитики по безопасности, и китайцы этого не сделают.
Интересно?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
😀
😀