Лев Троцкий: Оптимизм и свобода
Читать — все равно, что пить вино и думать об освобождении: «Литература и революция» Льва Троцкого

Его считали лучшим оратором большевиков: Лев Троцкий выступает перед красноармейцами
Лев Троцкий считался лучшим оратором большевиков. Поскольку он знал это, он, возможно, был слишком ничего не подозревающим, когда речь шла о преемнике Ленина после его смерти в 1924 году. Его перебили Иосиф Сталин и другие, от чего в конечном итоге выиграл только Сталин - потому что «предатель Сталин - это ты!», как выразился Вилли Мюнценберг в 1939 году, который, как и Троцкий, вряд ли выжил бы в этой позиции: оба умерли. В 1940 году в изгнании, Мюнценберг, при сомнительных обстоятельствах Троцкий был убит советским секретным агентом.
Троцкий был профессиональным революционером, а это занятие в наши дни мало кому под силу, потому что очередная необходимость всегда самая трудная. Именно так извиняются левые партии, если они представлены в парламенте и рады тому, что им позволяют баллотироваться в стороне. Троцкий же всю свою жизнь находился в оппозиции, за исключением осени 1917 — начала 1925 года, когда он был членом революционного правительства.
Он не жаловался на практические ограничения, но был непоколебимым историческим оптимистом. В 1901 году он опубликовал текст о начале XX века, осуждавший оптимиста на «абсолютный пессимизм»: «Смерть утопиям!» Смерть вере! Смерть любви! Смерть надежды!», — гремит двадцатый век стрельбой и грохотом пушек. «Сдавайся, бедный мечтатель! Вот я, ваш долгожданный двадцатый век, ваше «будущее»!..» «Нет!» — отвечает неукротимый оптимист: «Вы — только настоящее!»
Основываясь на таком подходе, Троцкий инициировал создание нового Интернационала под Парижем в 1938 году, насчитывавшего почти 30 человек. Поскольку во Франции он был объявлен персоной нон грата, он не мог присутствовать лично и находился в изгнании в Мексике. Вот тут-то и начались проблемы этого «Четвертого Интернационала», который вместо того, чтобы разрастаться, распадался на карикатуры.
совместно с писателем Андре Бретоном, главой сюрреалистов, и художником Диего Риверой В том же году он опубликовал манифест «За независимое социалистическое искусство» . В нем они подчеркивали, что революция не боится искусства, наоборот: социалистическая экономика должна «с самого начала установить и обеспечить анархический режим индивидуальной свободы интеллектуального творчества». Можно также сказать: социализм в производстве, анархия в мышлении. – подход, который ненавидели коммунистические партии во всем мире, независимо от того, были они у власти или нет.
Троцкий был человеком как практиком, так и теоретиком, который много читал и думал о том, можно ли и как его чтение сделать продуктивным для освобождения людей. С 1900 года, когда ему исполнился 21 год, он писал различные статьи: очерки, репортажи и литературно-социологические исследования для иркутского "Восточного обозрения" под псевдонимом Антид Ото. Последний теперь вышел под названием «Литература и революция» под редакцией Гельмута Дамера, Вольфганга Фейкерта и Юлианы Ранц как восьмой том «Сочинений Троцкого», изданием которых Дамер занимается с конца 1980-х годов. Задача, которая одновременно стоящая и трудная, поскольку Ян Филипп Реемтсма, который в молодые годы считал себя троцкистом, прекратил финансирование. Пояснительные сноски в этом томе представляют собой, в частности, филологический и социологический шедевр.
В 1900 году Троцкий был сослан в южную Сибирь и жил там со своей первой женой Александрой Соколовской и двумя дочерьми, в 6000 милях от Одессы, где он в 1897 году стал соучредителем Южно-Российского рабочего союза и был арестован всего через год. позже. В ссылке, но и в тюрьме - по его собственным подсчетам, за свою жизнь он сажался в тюрьму 20 раз - он прочитал множество книг, которые затем превратил в очерки и книги. «Чтобы расслабиться, я читал классиков европейской литературы», — вспоминает он в автобиографии «Моя жизнь» о пребывании в тюрьме в 1906 году: «Я лежал на койке и пожирал произведения с таким физическим чувством удовольствия, которое гурманы потягивают. Хорошее вино."
Он содержит 69 текстов Троцкого с 1900 по 1916 годы, и редакция надеется опубликовать еще один том с его литературными произведениями с 1919 по 1940 годы «в обозримом будущем». Троцкий имеет здесь дело, среди прочего, с Ницше, Ибсеном, Герценом, Горьким, Гоголем, Шницлером, Ведекиндом, но также и с календарем сноса, мюнхенским сатирическим журналом «Симплициссимус», выставками «Венского сецессиона» и конца «толстые журналы» — русские ежемесячные журналы XIX века, политическая ни к чему не обязывающая природа которых, кажется, для него устарела. Троцкий проницательно исследует всех этих авторов, произведения и произведения на предмет их политического содержания. Ответ на вопросы эффективности искусства он хочет искать «в социальных условиях, в их историческом развитии», как он пишет в тексте «Новогоднего разговора об искусстве».
Он хвалит Ибсена за «воистину славные пощечины», которые он дал «блещущему самодовольством обывательскому лицу». Для него Шницлер — «эстет и только эстет» и «Толстой не признает истории». Последнее относится и к Гоголю, который освободил русскую художественную литературу от ее второсортного статуса, так что «наши писатели больше не хотели быть дубликатами европейских гениев», но который затем оказался «внезапно, беззащитным и неподготовленным перед массой взаимосвязанных вопросов». .», что заставило его прибегнуть к «жалким моделям мышления» мистицизма.
Когда Троцкий встретился с лидерами австро-марксизма в Вене в 1908 году, он был озадачен тем, что они хотели быть чистыми теоретиками, далекими от практики. «Это были очень образованные люди, знавшие больше меня в различных областях», — пишет он в «Моей жизни», — но они «не были революционерами» и неспособными применить «марксистский метод». Они уже были счастливы, когда к ним обращались рабочие. Как «Товарищ доктор».

Троцкий также мало думал о футуризме; «обожествление слова» и «оторванная от содержания форма» казались ему насильственными, поскольку «от слова требовалось огромное количество — гораздо больше, чем оно способно дать по своей природе. " И все же на протяжении всей своей жизни он был за автономию искусства — принцип, который осуждался многими левыми и правыми. Российские футуристы также убеждены, что это «историческое удобрение (…) несомненно сделает со временем возможным нечто новое».
Интересно?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Спасибо, интересно
😀
😀
😀