Ловля на петроглифы
Отправиться в музей петроглифов в Чолпон-Ату меня надоумили мои подопечные. И интересовали их не столько доисторические наскальные рисунки, сколько новодельная легенда о владельце Сингапурского бассейна, одного из самых больших бассейнов в мире, который, якобы специально приехал в Чолпон, чтобы полежать между магическими камнями и загадать сокровенное желание. Мол, желание того, кто исполнит ритуал, непременно сбудется.
Ну, ритуал не слишком сложный. А желания у всех имеются. Именно поэтому, четверо из пяти участников тренировочных сборов отправились общаться с космосом в точку «уникальной геомагнитной аномалии». Между тем, у одной из моих подопечных, желание было попроще: покататься на лошади и она его исполнила без магии, космоса и аномалий. 700 сомов и вопрос исполнения желания решён.
Мы десантировались из маршрутки центре Чолпон-Аты у магазина «Народный». Как оказалось, зря. На обратном пути выяснилось, что конечная маршрутного такси в 100 метрах от музея петроглифов.
Но настоящие герои простых путей не ищут. Минут сорок, подчиняясь причудливым фантазиям навигатора, мы плутали по тупикам и лабиринтам одноэтажной застройки. Камни, точнее, гигантские валуны сопровождали нас всю дорогу. Т.е., музей камней можно было открывать в любой точке Чолпон-Аты.
Ослик оказался мохнатым и очень стеснительным.
По пути мои городские девочки обнаружили настоящего ослика. Встреча обернулась бурей восторга, фотосессией, которая ввела осла в состояние ступора и... настоящим потрясением. Насмотревшись мультиков девочки были уверены, что животное абсолютно гладкое, что-то вроде котика сфинкса. Но ослик забыл побриться и весь был покрыт шерстью.
– Он, оказывается, не гладкий!
Я представил себе осла-сфинкса и почему-то подумал не про мультики, а про Чернобыль.
Уже на подходе к территории музея нас атаковала собака. Малокалиберной шавке было скучно дома и она выползла через щель под воротами на улицу. Поведение «друга человека» показалось мне настолько негостеприимным и вызывающим, что на обратном пути я позволил себе порычать на неё по-собачьи. Шавка оценила мою неадекватность и мгновенно ретировалась под ворота. Осторожно, грустно и молча она проводила взглядом группу ненормальных туристов из России. Я это к чему? К тому, что с каждым нужно общаться на понятном ему языке.
Смотритель музея.
В музее смотритель (недавно получивший звание Заслуженного работника культуры Киргизии) виртуозно общался с нами по-русски. Настолько виртуозно, что из пулемётной очереди слов и терминов я запомнил только скифов, петроглифы и геомагнитную аномалию. И это при том, что русский у заслуженного работника культуры Киргизии, бы безупречен.
Нам было предложено всё осмотреть за 80 с человека сомов самостоятельно или за 500 сомов с с персоны под пулемётную очередь терминов сопровождающего. Мы – люди мирные. А потому предпочли пулемёту самостоятельное изучение табличек за 80 киргизских рублей.
Не хотелось бы оказаться под таким камешком.
И так, о впечатлениях. Глыбы в десятки тонн, разбросанные по огромно территории действительно впечатляют. Понятно, что это следствие схода селевого потока. И, да, я бы не хотел оказаться на его пути. Потому, что это стихийное бедствие, случившееся тысячелетия назад, легко и бесследно могло похоронить под собой пару дивизий с танками и БТР. А уж такой задохлик как я был бы пережёван селем в считанные секунды до состояния отдельно разнесённых атомов. Что крайне неприятно.
И эта мощь, встречи с которой удалось избежать, действительно не оставляет человека с фантазией равнодушным.
Так выглядят балбалы. Точнее их и не назвать.
Теперь о петроглифах и балбалах (каменных изваяниях). Я не специалист, судить о подлинности артефактов не возьмусь. Однако, меня терзают смутные сомнения: не создан ли или доработан этот арт-объект специально для привлечения туристов?
Ну, во-первых, скопления камней в окрестностях Иссык-Куля – явление массовое. Почему именно в этой галерее под открытым небом художники и скульпторы различных этносов и времён оставили свои творения?
Многочисленные и однотипные сцены охоты на оленей объясняются, как благодарность удачливых охотников Фортуне за добытую еду. Ладно, хорошо, но сильно сомневаюсь, что именно среди этого нагромождения валунов мирно паслись олени, ставшие добычей.
Ещё больше сомнений вызывает мысль, что загнав оленя где-то в горах и вкусно пообедав, охотники тащились за десятки километров, чтобы потратить с трудом добытую энергию на обтёсывание камня.
Во-вторых, весь человеческий опыт показывает, что когда на смену одной культуре приходит другая, следы деятельности предыдущей тщательно и с наслаждением уничтожаются. Здесь они мирно сосуществуют.
Хорошо, что письменность изобрели относительно недавно. Иначе за века накопились бы петроглифы "Здесь был Батый".
Единственная версия, которая мне кажется логичной, подсказана петроглифом, датированным 1978 годом новой эры. Некто Кузьмин увековечил свою фамилию среди других первобытных индивидуумов. Допускаю, что если бы сей товарищ был неграмотным или письменность ещё не была изобретена, то на камне появился бы козёл Кузьмина, как знак его присутствия в данном месте. Т.е., вполне допускаю, что из столетия в столетие сюда забредал какой-то Кузьмин, находил петроглиф предшественника и портил Природу исключительно из желания самоутвердиться. Впрочем, судя по написанию буквы «и», петроглифист Кузьмин азбуку не очень освоил.
Шутка, конечно.
Это не экспонат музея. Человек загадывает желание.
Что касается магического места, то с помощью смотрителя оно было найдено. Каждый из нас полежал между камнями и загадал желание. Сбудутся желания или нет – обязательно напишу, когда станет понятно. Но одно можно сказать точно: слова заслуженного работника культуры Киргизии, что в белой одежде можно лечь на землю и она останется белой, соответствуют истине. Полежали, поднялись, отряхнулись и вполне презентабельные отправились домой.