Кем был Ясуке, первый черный самурай Японии?
В конце 16 века загадочный воин сражался бок о бок с феодалом, прозванным «Великим объединителем».
На этом рисунке 1605 года, изображающем черного борца сумо, возможно, изображен Ясуке.
Через несколько секунд после начала первого эпизода аниме Netflix « Ясуке » зрители становятся свидетелями резни. Сотни воинов лежат мертвыми возле храма Хоннодзи в Киото, Япония. На дворе 1582 год, пламя окутывает территорию вокруг павших.
Внутри храма Черный самурай по имени Ясукэ ведет напряженный разговор с японским даймё (военачальником) Одой Нобунагой. Хотя Нобунага смирился со своей судьбой, Ясуке по-прежнему надеется, что пара сможет уклониться от своих врагов и выжить, чтобы сражаться в следующий день. «Все, что мне осталось, — это почетная смерть», — говорит Нобунага Ясуке. Даймё пронзает мечом свой живот, прежде чем спросить Яске, чего он ждет. Издав громкий крик, самурай поднимает меч, чтобы обезглавить Нобунагу, завершая ритуальное самоубийство военачальника, или сэппуку.
Изображение инцидента в Хоннодзи в эпоху Мэйдзи.
Хотя сериал Netflix представляет несколько мистических элементов, в том числе гигантских летающих роботов, магические армии и вооруженные лазерные лучи, в общих чертах изображение инцидента в Хоннодзи исторически достоверно. Ясуке был африканским воином, находившимся на службе у Нобунаги, могущественного феодала, известного как «Великий объединитель», во времена периода Сэнгоку в Японии. Первый Черный самурай, он был рядом с Нобунагой, когда даймё умер; Согласно народным преданиям, Нобунага поручил Ясуке вернуть его голову сыну.
Помимо своих отношений со знаменитым военачальником, Ясуке сам по себе был фигурой, разрушающей барьеры. Хотя его жизнь плохо документирована, его история говорит об удивительных культурных связях, существовавших в Японии 16-го века.
«Ясуке преодолел географические, культурные и языковые барьеры, чтобы создать — по необходимости или намеренно — новую жизнь на чужой земле», — говорит Наталья Доан, историк из Оксфордского университета.
Кем был Ясуке?
О ранней жизни Яске известно немного. Некоторые историки предполагают, что он родился в Мозамбике, Эфиопии или Нигерии. Томас Локли, соавтор книги «Африканские самураи: правдивая история Ясукэ», легендарного черного воина феодальной Японии, говорит, что, возможно, Яске был порабощен и продан в детстве, но считает, что к тому времени, когда он встретил Алессандро Валиньяно, он был свободным человеком. Итальянский миссионер-иезуит. Дуэт путешествовал из Индии в Японию в 1579 году, где Ясуке фактически служил телохранителем Валиньяно.
Ясуке «нанимался в качестве мускулиста, потому что миссионерам не разрешалось иметь оружие», — говорит Локли. «Япония в то время переживала жестокий век гражданской войны, и поэтому [Валиньяно] нужен был кто-то, кто о нем позаботится».
Алессандро Валиньяно (слева) и Ода Нобунага (справа).
Гражданская война, о которой идет речь, началась в 1467 году с крахом сёгуната Асикага, в результате которого конкурирующие феодалы стали бороться за контроль над Японией. Эти столкновения продолжались до середины 1500-х годов, когда Нобунага консолидировал власть, объединив половину островного государства под своим безжалостным режимом.
По словам Локли, пути Ясуке впервые встретились с Нобунагой в 1581 году, когда Валиньяно попросил у военачальника разрешения покинуть страну — обычная практика в эпоху, когда еще не было паспортов. Нобунага был очарован цветом кожи Ясуке, которая, как он первоначально полагал, была покрыта черной краской. Как объясняет Локли, даймё приказал вымыть Яске, но цвет его кожи остался неизменным. Нобунага устроил приветственный прием для своего гостя, который вскоре после этого официально поступил к нему на службу.
В «Хрониках лорда Нобунаги» , книге 17-го века, написанной одним из последователей Нобунаги, Ясуке описывается как «[на вид] 26 или 27 лет. … Этот человек выглядел крепким и имел хорошее поведение. Более того, его огромная сила превосходила силу десяти человек». Другие хроники характеризуют самурая как умную, внушительную фигуру ростом более шести футов. Хотя Ясуке уже был опытным воином, он, вероятно, прошел дополнительную подготовку по боевым искусствам после того, как присоединился к армии Нобунаги.
Считается, что человек, отмеченный зеленым на третьей панели слева, — это Нобунага; Черный борец сумо на четвертой панели слева может быть Ясуке.
В Японии XVI века титул самурая соответствовал рангу и широко определялся как воин, находящийся на службе у лорда или другого воина. К 1581 году Нобунага нанял тысячи самураев, однако Ясуке был первым воином иностранного происхождения, вступившим в их ряды. Он принадлежал к «очень небольшому окружению Нобунаги, которое [было], вероятно, от 30 до 50 [воинов], в основном молодых людей, многие из которых [которые также были любовниками Нобунаги]», - говорит Локли. Традиционно воины старшего возраста, такие как Нобунага, которому тогда было около 50 лет, наставляли более молодых воинов и развивали с ними сексуальные отношения. Никакие доказательства не указывают на то, что Ясуке и Нобунага были любовниками.
Хотя Ясуке был единственным черным самураем в армии Нобунаги, он ни в коем случае не был единственным африканцем, присутствовавшим в то время в Японии. «Несколько сотен африканцев жили в Японии в 16 веке», — говорит Доан. «[Они] работали переводчиками, солдатами, артистами» и многим другим. Она говорит, что японские жители Киото были бы удивлены «иностранностью» Ясуке, но, скорее всего, не проявили бы предубеждения из-за цвета его кожи. По словам Локли, Нобунага был влиятельным человеком, которому мало кто был готов бросить вызов, поэтому его решение нанять Ясукэ не вызвало споров. На самом деле самурай оказался весьма популярен среди местных жителей, которые стекались, чтобы взглянуть на него.
Последний бой Яске
Ясуке присоединился к Нобунаге в последние месяцы кампании по объединению феодала. «Его стратегия заключалась в том, чтобы навязать мир силой оружия», — говорит Локли. «Он с радостью уничтожил бы 10 000 человек, если бы думал, что это будет способствовать достижению мира». Хотя Нобунага был близок к достижению своей цели по консолидации контроля над Японией, его усилия внезапно прекратились после того, как один из его доверенных генералов, Акэти Мицухидэ, предал его.
Изображение боя Нобунаги во время инцидента в Хоннодзи.
21 июня 1582 года Мицухидэ устроил засаду на Нобунагу в Киото, когда они направлялись на битву. Мицухидэ имел под своим командованием тысячи солдат; Нобунагу сопровождало всего около 30 человек из его ближайшего окружения, включая Ясуке. «[Мицухидэ] вводит 13 000 солдат в Киото [и] окружает храм, где остановился [Нобунага]», — говорит Локли. «[Это] предрешённый исход. Это 13 000 против 30».
Люди Мицухидэ убили многих солдат из окружения Нобунаги во время первой засады. В конце концов, Нобунага, Ясуке и слуга по имени Мори Ранмару — в то время любовник феодала — удалились в одну из палат храма. Именно здесь Нобунага совершил сэппуку, разрезав мечом себе живот, прежде чем Ранмару обезглавил его. Затем Ранмару также выполнил сеппуку, попросив Яске, в свою очередь, обезглавить его.
«Если вам все равно придется умереть, вы можете умереть быстрее, от собственной руки и сохранить немного чести », — говорит Локли. Когда Нобунага и Ранмару были мертвы, Ясуке сбежал из храма, прихватив с собой голову своего господина. Защищая останки Нобунаги, Ясуке лишил Мицухидэ возможности захватить голову своего врага и продемонстрировать ее как способ установления легитимности и власти.
«Причина предательства Мицухидэ Нобунаги — одна из величайших загадок японской истории», — говорит Доан. «Существует множество историй (не все из них исторически достоверны) о том, что могло привести к инциденту в Хоннодзи».
Утагава Садахидэ, Военный совет перед битвой при Ямазаки, 1863 г.
О судьбе Яске после засады известно немного. По словам Локли, он, возможно, был тяжело ранен и взят в плен как один из последних выживших из ближайшего окружения Нобунаги. Последняя известная запись о Ясуке описывает, как воины Мицухидэ сопровождали его на миссию иезуитов. «Что мы знаем, — говорит Доан, — так это то, что Мицухидэ не казнил Яске».
Локли предполагает, что Мицухидэ пощадил Ясуке, чтобы заручиться поддержкой миссионеров-иезуитов. У генерала-узурпатора не было союзников, и он пережил Нобунагу всего на несколько дней. 2 июля один из вассалов Нобунаги, Тоётоми Хидэёси, победил Мицухидэ в битве при Ямадзаки. Хидэёси стал вторым « Великим объединителем » Японии, объединившим всю страну к 1590 году.
Ясуке в поп-культуре
Несмотря на отсутствие конкретной информации о Ясуке, жизнь самурая вдохновила на целый ряд адаптаций. В 1968 году японский писатель Курусу Ёсио опубликовал «Куро-суке» , детскую книгу, в которой драматизируется история Яске. Среди более поздних изданий о воине — книга Локли 2019 года, написанная в соавторстве с Джеффри Жираром, и детская книга Джамала Тернера 2020 года « Ясуке: Легенда об африканских самураях» . Ясуке также появляется в видеоигре 2017 года « Nioh », действие которой происходит в период Сэнгоку.
Возможное изображение Ясуке (слева) на коробке из чернильных камней в стиле Ринпа, датированной 1590-ми годами.
В 2019 году Чедвик Боузман, возможно, наиболее известный по роли одноименного супергероя в «Черной пантере» Marvel , подписался на роль Яске в предстоящем фильме. «Легенда о Ясуке — одна из наиболее тщательно охраняемых тайн истории, единственный человек неазиатского происхождения, ставший самураем», — рассказал актёр Deadline . «Это не просто боевик, это культурное событие, обмен, и я очень рад быть его частью». Боузман умер от рака толстой кишки в августе 2020 года, оставив будущее проекта неопределенным.
Производство игрового фильма, возможно, застопорилось, но это не помешало другим творческим людям предложить свои собственные взгляды на Ясуке. Шестисерийное аниме « Ясуке », выпущенное на Netflix в апреле 2021 года, рассказывает о сильно вымышленной версии воина, спустя 20 лет после инцидента в Хоннодзи, который сражается с гигантскими роботами, древними демонами и другими злыми существами. ЛаКейт Стэнфилд из «Иуды и Черного Мессии» озвучивает Яске, который проводит сериал, защищая Саки, молодую девушку с магическими способностями, от темных сил, когда они вместе путешествуют на север.
«Поскольку у Ясуке нет собственного поместья, никто не владеет его персонажем — его историю можно было интерпретировать», — рассказал Den of Geek режиссер анимации ЛеШон Томас в прошлом году. «Я знал, что хочу рассказать историю, которая была удалена из истории, чтобы мы могли создать нового героя боевика и прославить его в этой приключенческой истории».
Ёсико Окуяма, эксперт по японоведам из Гавайского университета в Хило, хвалит «Ясуке» за то, что в качестве главного героя в нем изображен чернокожий герой. Ссылаясь на отсутствие расового разнообразия в аниме, ученый отмечает, что изображения чернокожих людей в ранних анимационных фильмах часто были унизительными, показывая этих людей с преувеличенными чертами лица.
«Хотя [«Ясукэ»] — это фантастика, история взята из документированной истории о реальном темнокожем самурае в Японии 16-го века, о котором знали не так уж много японцев», — говорит Окуяма. «В прошлом японское аниме, как и американские анимационные произведения, на протяжении десятилетий грубо искажало [черных персонажей]. Уже давно пора поставить их на центральные роли с положительными качествами, как движущих сил и воротил истории, а не как помощников или злодеев».
Тем временем Доан отмечает, что голос Яске явно отсутствует в экранизациях его жизни. Никакие документы, сделанные самим самураем, не сохранились до наших дней. Но, говорит она: «Даже без большого количества сохранившихся исторических источников, позволяющих нам понять весь масштаб деятельности или личного опыта Ясукэ, история Ясуке является примером захватывающих и неожиданных транснациональных встреч, происходящих в истории чернокожих и японцев. »