«Не жили хорошо, нечего и начинать»: как влияет на нас сидром выученной беспомощности?

Женщина, находящаяся в абьюзивных отношениях, понимает, что не сможет самостоятельно из них выйти. Ребенок, подвергающийся травле в школе, не в силах дать отпор. Выгоревшая в декрете мать закрывается в своей апатии и усталости, но не просит о помощи.
Так проявляется выученная беспомощность — состояние, при котором человеку свойственно убеждать себя в том, что он не может контролировать или изменить происходящие с ним события, и, в результате, даже не пытается что то сделать. При этом человек в действительности далеко не всегда находится в безвыходной ситуации.
Почему же беспомощность именно выученная? Дело в том, что решающую роль в установлении и закреплении таких негативных психических установок играет предыдущий жизненный опыт, в котором у человека действительно не было шанса повлиять на вещи, которые его не устраивали.
Данный феномен был открыт в 1965 году, когда два начинающих психолога, Мартин Селигман и Стивен Майер, вдохновившись опытом академика Павлова, решили проверить его и расширить его.
Селигман и Майер в качестве подопытных для своего эксперимента также выбрали собак. Они поделили подопытных на три группы: контрольную группу поместили обычные в клетки, вторую и третью — в клетки, в которые с определенным интервалом подавался ток, который подавался в этих группах одновременно, однако, собаки из второй группы могли его прекратить, нажав на педаль, а из третьей группы— нет.
Далее всех собак поместили в клетки, поделенные на две секции, в одной из которых шла подача тока, в другой, соответственно, нет. Собаке для того, чтобы попасть в безопасный отсек клетки было необходимо преодолеть невысокий барьер, и животные из двух первых групп это успешно с этим справлялись. Однако, собаки из третьей группы, уже привыкшие к ударам тока, ложились и скулили, будучи уверенными, что от боли им никак не избежать.

Этому состоянию Мартин Селигман и Стивен Майер дали название «выученной беспомощности» и выдвинули следующее предположение: поскольку выученная беспомощность свойственна всем млекопитающим, значит, и человеку тоже. Таким образом, учёные внесли мощный вклад в развитие представлений о мотивации, доказав, что она бывает не только внутренней, но и внешней.
Вместе с тем, в 2016 году Селигман частично пересмотрел свою первоначальную позицию. Он предположил, что беспомощность не является приобретенным состоянием, а свойственным человеку от рождения. И только по мере того, как человек становится взрослым и накапливает определённый опыт, он преодолевает или же не преодолевает это состояние.
Выученная беспомощность зачастую проявляется через следующие фразы:
• «Как бы я не старался, я точно знаю, что ничего получится»;
• «Не жили богато, нечего начинать»;
• «Я никогда не получу эту должность»;
• «Я бы хотел научиться петь (танцевать, рисовать), но у меня нет таланта»;
• «Не вижу смысла голосовать на выборах. Это все равно ничего не изменит»;
• «Мы - люди маленькие, от нас в любом случае ничего не зависит».
Причины, по которым чаще всего возникает выученная беспомощность:
• Особенности воспитания - один из основных факторов. Так, если препят любой инициативе, исходящей от ребенка, не позволять самостоятельно в силу возраста решать свои проблемы и постоянно требовать послушания, то он, вполне вероятно, может вырасти пассивным и не уверенным в себе взрослым человеком;
• События травмирующего характера, пережитые в детском возрасте (повторные эпизоды психического или физического насилия);
• Неудачи уже во взрослом возрасте (провал крупной сделки, постоянная критика со стороны авторитарного начальства и т.д.);
• Преклонный возраст, хронические болезни - состояния, накладывающие физические ограничения, вынуждающие человека часто обращаться за помощью других людей.
Также необходимо учитывать, что выученную беспомощность можно в какой-то степени унаследовать. Зачастую дети реализуют модели поведения, свойственные их родителям.
Главная опасность синдрома выученной беспомощности в том, что он вначале формирует привычку негативно мыслить, затем это выражается в отсутствии желания как -то повлиять на ситуацию своими действиями, и такое поведение закрепляется на постоянной основе, в любых обстоятельствах. Появляется склонность к фатализму - вера в судьбу, рок, отсутствие желания взять ответственность за свою жизнь.
Важно отметить, что это состояние может возникнуть у любого человека, длительно находившегося в стрессовой ситуации и не имевшего возможности как - то повлиять не нее.
Что же делать, если Вы замечаете за собой поведение, свойственное при выученной беспомощности?
Вот несколько рекомендаций:
1) Постараться признать проблему. Понять в чем выражается такое поведение и чем конкретно оно мешает именно Вам.
2) Понять, что подкрепляет такое поведение? Возможно это просмотр страниц успешных людей в социальной сети.
3)Постараться стать более оптимистичным в своём поведении и мыслях.
4) Работать над своей самооценкой, например, вспоминать о своих достижениях
5) Постараться свести к минимуму общение с людьми, которые относятся к вам надменно.
6) Поставить для себя конкретные цели и задачи, необходимые для их достижения.
Необходимо помнить, что в этот период, для того чтобы избавиться от привычки мыслить негативно, очень важна поддержка родственников и друзей, которые способны дать положительное подкрепление в начале этого непростого пути.
Ниже представлено выступление Мартина Селигмана, в котором он описывает состояние позитивной психологии на современном этапе развития.
Благодарю за прочтение!
Источники публикации: Maier, S. F. Learned Helplessness at Fifty: Insights From Neuroscience.
ru.pinterest.com.
Какое поведение чаще всего свойственно Вам при возникновении проблемы?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Выбрала свой вариант в комментарии, ибо прошлой осенью пережила самый сложный период в жизни. Из личного опыта: понять ситуацию, принять её и идти своим путём, слушая своё сердце. В это время непременно что-то надо делать с максимальной загруженностью. Я вязала носки. Сначала начала детям. Старшая дочь рассказала об этом на работе. Там связались со спонсором, который когда-то сам служил в Афгане. Он доставил мне нитки прямо домой. Связала нашим доблестным воинам на СВО 76 пар. Помогала им, а завязала свои проблемы. Сейчас новая жизнь и новые взгляды на неё.
Спасибо, что поделились. Конечно, варианты, предложенные в опросе, очень схематичны. В жизни мы можем прибегать к разным стратегиям: взять паузу, обратиться за помощью или же рассчитывать только на свои силы. Все они равноценны и эффективны по-своему в зависимости от ситуации.
Главное не "застревать" на чем-то одном и продолжать двигаться дальше.
Любовь, вы крутая! Восхищаюсь вами.
Тоже вытаскивала себя из беды, организовывая сборы груза на СВО, плела сетки.
Помогая другим вытаскиваешь себя с дна 🤝
Абсолютно согласна с Вами! Жизнь дана на добрые дела.
Благодарю Вас за публикацию. Интересно
Спасибо за уделённое время!
В качестве рекомендации по преодолению этого состояния я читала, что рекомендуется начинать с малых шагов, чтобы без титанических усилий получить результат и от него оттолкнуться ...
Мой алгоритм: 1) анализ проблемной ситуации, 2) планирование выхода, 3) действие
Вы правы, всегда легче начинать с малого. Спасибо, что поделились своей стратегией!
Мне знакомо такое состояние. Теперь я начинаю понимать его причину. Спасибо вам за публикацию.
Спасибо, что уделили время! Рада, если публикация была полезной для Вас.
Мы есть то ,что мы думаем. Нет неразрешимых проблем ,есть нежелание действовать. Не все люди активны и обладают различными характерами. Но выход из сложной ситуации всегда есть! Закрывается одна дверь ,значит - открывается другая. Кроме рекомендаций ,данных автором ,я бы ещё , особенно людям пожилого возраста с хроническими болячками ,порекомендовала бы энергопоактики,такие как цигун , Рей-ки . Это лечит ,гораздо лучше ,чем таблетки и помогает выбраться из состояния ,которое описала автор в своей статье.
Благодарю за проявленный интерес и рекомендации!