Турецкий гамбит Turkish Airlines. Пчёлы против мёда.
10 апреля Turkish Airlines не пустила на борт трёх россиянок, летевши на отдых в г. Канкун, штат Рорайма, Мексика. ЧП с девушками произошло в Стамбуле, где они должны были совершить пересадку на самолёт до Канкуна. Это не первый случай с момента вмешательства в ситуацию МИД России.
22 апреля произошёл ещё один подобный инцидент. В своих соцсетях написал молодой парень по имени Глеб. Он рассказал, что летел из Петербурга в Мексику с пересадкой в Стамбуле на концерт Мадонны. По прилету в Стамбул ему и ещё нескольким российским гражданам отказали в посадке на рейс до Канкуна без объяснения причин и предложили за свой счёт купить билеты обратно в Санкт-Петербург. Свои суммарные потери от действий Turkish Airlines фанат Мадонны оценил в 450 тысяч рублей.
По словам пострадавшего, между пассажирами у гейта ходила женщина с бейджем "Gozen Security" и распределяла их по разным очередям. Сначала она, увидев российский паспорт, перечеркнула штрихкод на посадочном талоне, а потом отказалась пустить в самолет, хотя у туриста был весь комплект необходимых документов.
Стоит отметить, что Gozen Security — это частная турецкая компания, оказывающая услуги в сфере безопасности на транспорте. Она не явяется ЧОПом и какой-то негосударственной силовой структурой. Turkish Airlines является одним из ее клиентов.
После отказа в посадке на рейс до Канкуна Глеб обратился в офис Turkish Airlines, но там отказались урегулировать возникшую проблему с возвращением в Россию и предложили ему самому оплатить билет за 600 долларов (около 56 тысяч рублей).
14 апреля после неудачных звонков в московское представительство Turkish Airlines я направила свой письменный запрос в адрес Билала Экши - генерального директора Turkish Airlines. Адрес электронной почты я нашла прибегнув к OSINT-приёмам, т.е. разведки по открытым источникам. Адрес оказался подлинным, это был рабочий адрес гендиректора Turkish Airlines. Запрос был электронный, это был документ в формате PDF, подписанный УКЭП, полностью на английском языке. Я в достаточной мере владею английским языком для ведения такого рода переписки и переговоров.
Более месяца как от Билала Экши или его помощников, или секретаря-референта ответа не поступило. Видимо, турецкий директор не считает нужным общаться с людьми. Что ж, не барское это дело общаться с какой-то леди-блогером из России. Хотя это ни коим образом не красит господина Экши, наоборот выставляет непорядочным человеком.
Позднее российское посольство в Турции сообщило, что представители турецкой стороны не дают каких-либо письменных объяснений по поводу причин происходящего. Чего уже говорить обо мне, если с дипломатами российскими в Turkish Airlines говорить не хотят.
24 апреля Ассоциация туроператоров России (АТОР) со ссылкой на Turkish Airlines сообщила, что россиянам, купившим билеты на рейсы авиакомпании из Москвы, Санкт-Петербурга и Казани в Мехико или Канкун с пересадкой в Стамбуле, предлагается сдать их обратно. В АТОР также заявили, что Turkish Airlines приостановили продажи билетов из России в Мексику до конца июля 2024 года.
Позднее неназванный представитель Turkish Airlines дал комментарий по поводу эпидемии отказов. В авиакомпании заявили, что путешественниц не пустили на борт из-за того, что они "не были в таких могущественных странах, как Америка, Канада или Англия". Потом появилась информация о том, чтобы попасть в Мексику нужна туристическая виза США. Только вот не понятно при чём тут США, если речь идёт о полётах в Мексику, куда консульская виза не обязательна при авиаперелёте. Гражданам России достаточно иметь электронное разрешение, а виза будет проставлена в аэропорту.
Информация о ситуации дошла до высшего руководства страны. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков выразил уверенность в том, что "проблему с отказами россиянам в перелётах на рейсах авиакомпании Turkish Airlines удастся решить благодаря дружественным отношениям между Москвой и Анкарой".
На вопрос журналистов о том, собирается ли Владимир Путин обсудить этот вопрос с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, Песков заявил, что у стран "конструктивные и дружественные отношения". Россия собирается их использовать, чтобы "решать те проблемы, которые, к сожалению, неизбежно возникают" добавил Песков.
На данный момент какой-либо информации о снятии российских пассажиров с рейсов в Стамбуле не поступает. Складывается впечатление, что Turkish Airlines решило выступить в качестве пчёл, которые очень враждебны к мёду, невзирая на то, что это может обернуться не только финансовыми потерями, но и репутационными. Если финансовые потери ещё как-то можно наверстать, то с подмоченной репутацией ситуация гораздо хуже. Просто так исправить и обелить запятнаную репутацию вряд ли получится.