Как выглядело искусство Третьего рейха?
Искусство Третьего рейха принимало разные формы, которые до сих пор интересуют и волнуют как специалистов, так и публику.

После захвата власти в Германии Адольф Гитлер и нацисты представили новую идеологию искусства, которая в основном основывалась на консервативных ценностях и собственных неудавшихся художественных устремлениях Гитлера. Весь авангард считался «дегенеративным» и либо уничтожался, либо выставлялся на пародийных выставках. Читайте дальше, чтобы узнать больше о художественном протесте, подчинении, мошенничестве и искусстве в Третьем рейхе.
Искусство в Третьем рейхе: неудачная художественная карьера Гитлера

Прежде чем заняться политикой, Адольф Гитлер стремился стать профессиональным художником, но дважды получил отказ от Венской академии художеств. Хотя его картины были технически хороши, им не хватало оригинальности, динамизма и души. Как отмечали его учителя, он сосредоточивал внимание на архитектурных деталях и геометрических формах, но был явно равнодушен к изображению людей. Он был ярым противником всего нефигуративного и нереалистичного, считая, что искусство должно быть визуально приятным, дидактическим и опираться на неоклассические стандарты красоты и гармонии.
Собственные художественные предпочтения Гитлера стали основой идеологии немецкого искусства того времени.
Незадолго до прихода Гитлера к власти группа европейских психиатров провела исследование произведений искусства, созданных пациентами психиатрических учреждений. Их теория заключалась в том, что, изучая стиль рисунка и его особенности, медицинский работник мог сформулировать точный диагноз и причину болезни.
Нацистские учёные пошли ещё дальше с этой сомнительной теорией, повернув её вспять. По их мнению, современное искусство с его искаженными пропорциями и все более нереалистичными формами было признаком умственного вырождения и рассматривалось как продукт вражеской пропаганды, направленной на уничтожение немецкой нации. Картины Модильяни и Эрнста Людвига Кирхнера сопоставлялись с фотографиями умственно отсталых людей, пытаясь доказать свою точку зрения. Французский символизм был объявлен морально разложившимся и распутным. Главными врагами нацистов были художники -дадаисты , демонстрировавшие открытую антивоенную позицию и сознательно разрушавшие художественные каноны.

Анализируя искусство через призму расовых теорий и идеологических постулатов, Гитлер и его последователи определили краткий список приемлемых форм искусства. Они должны были прославлять немецкую природу и историю вместо городской жизни, материнство вместо похоти и идеальное здоровое тело вместо экспрессионистских экспериментов с линией и формой. Среди признанных художественных движений был немецкий романтизм , который якобы затрагивал душу нации.
Несмотря на ненависть Гитлера к большинству европейских произведений символистов, Арнольд Бёклин, великий немецкий художник-символист, был одним из его фаворитов. В своей частной коллекции он хранил одну из тринадцати версий знаменитого Острова Мертвых . В творчестве Беклина Гитлер видел идеальное изображение немецкой природы, национальных стремлений и оригинальной германской мифологии. Сейчас картина выставлена в Старой национальной галерее в Берлине.

Чтобы отделить приемлемое искусство от дегенеративной мерзости, Гитлер организовал специальную комиссию, которую возглавил один из его личных фаворитов, художник Адольф Циглер. Циглер был яростным борцом со всем абстрактным и нереалистичным, изображая в основном розовощеких детей, которых держат на руках их безупречные немецкие матери, и сцены из воображаемой Античности. Тем не менее, назначение Циглера было глубоко и горько ироничным.
До прихода к власти нацистов он был художником с модернистскими устремлениями, но учителя считали его бездарным и неоригинальным. Зиглер чувствовал себя гораздо более комфортно и опытным бюрократом, наконец, получив власть над теми, кто не принимал его как равного. Под командованием Циглера большинству художников-авангардистов либо запретили рисовать (специалисты полиции совершали рейды в их мастерских и проверяли, не влажны ли кисти), либо вообще покинули страну, опасаясь за свою жизнь.
Выставка дегенеративного искусства

В 1937 году в Мюнхене комиссия Адольфа Циглера открыла масштабную выставку самого прогрессивного и смелого авангарда. Выставка под названием «Дегенеративное искусство» представляла собой поучительный рассказ о коррумпированных и психически больных художниках, стремящихся подорвать немецкую культуру. Каждый зал выставки обозначал конкретный повод для обиды: еврейские художники, якобы высмеивающие немецких рабочих, художники, высмеивающие женственность, или скульпторы, пропагандирующие новый расовый идеал в образе африканского мужчины. Кураторы выставки не забыли подчеркнуть тот факт, что художники-авангардисты часто черпали вдохновение в незападном искусстве, имитируя таким образом низшие расы и демонстрируя собственную деградацию. В соседнем павильоне прошла выставка-спутник. Названный «Великое немецкое искусство», он представил противоположные примеры истинного художественного совершенства.

Выставка представила более шестисот объектов и имела огромный успех: за первые шесть недель ее посетило один миллион посетителей. После Мюнхена он путешествовал по Германии и должен был совершить поездку и по фашистской Италии. Однако итальянский диктатор Бенито Муссолини отказался провести выставку, обидевшись включением в нее итальянских футуристов. В отличие от Гитлера, Муссолини считал все виды искусства полезными для пропагандистских целей.
Однако, несмотря на громкое осуждение всего авангардного, нацистские чиновники не были столь непреклонны в своей позиции, когда дело касалось зарабатывания денег. Каталогизировав тысячи и тысячи разграбленных и конфискованных предметов искусства, они продали наиболее ценные из них зарубежным культурным учреждениям, в том числе МоМА. Некоторые остались в немецких архивах в качестве исследовательского материала для дальнейших теорий вырождения, а остальные были сожжены и уничтожены. Сегодня артефакты, украденные нацистами, часто вызывают проблемы с реституцией , поскольку семьи их первоначальных владельцев заявляют о своих правах собственности.
Мошенничество и манипуляции: дело Хана ван Меегерена

В то время как некоторые художники-авангардисты пострадали под давлением новой власти, другие были готовы использовать ситуацию в своих интересах. Коллекционирование произведений искусства было популярным хобби среди высших нацистских чиновников, которым постоянно поставлялись конфискованные и разграбленные произведения искусства, а также подарки от коллаборационистских властей. Герман Геринг, основатель гестапо и командующий немецкими ВВС, хранил самую поразительную коллекцию, уступающую разве что коллекции Гитлера. Геринг собирал почти все, но особенно восхищался старыми мастерами.
В оккупированном нацистами Амстердаме еще один художник с уязвленным эго наконец нашел свое призвание. Хан ван Меегерен был посредственным консервативным художником, стремившимся пополнить ряды Рембрандта. В 1930-е годы, отчаянно нуждаясь в славе и деньгах, Меегерен начал подделывать картины Йоханнеса Вермеера. Подделки были грубыми, но убедительными для мира голландского искусства военного времени.
Геринг, пораженный перспективой обладания подлинным произведением Вермеера, обменял картину ван Меегерена на 137 работ из своей частной коллекции. Тем временем фальсификатор наслаждался жизнью в богатстве и излишествах, скупая недвижимость по всей Европе и устраивая роскошные вечеринки. Однако вскоре после освобождения Нидерландов он предстал перед судом за продажу голландских культурных ценностей врагу, и ему пришлось признаться.
Подпольное сопротивление Клода Кауна

Однако не все художники выбрали между соблюдением режима и бегством из страны. Некоторые художники предпочли остаться дома и бороться с врагом собственными средствами и методами. Самый известный случай художников, сотрудничающих с антинацистским сопротивлением, — это французские фотографы Клод Каэн и Марсель Мур. Кахун и Мур были парой фотографов, близких к сюрреалистической традиции. У них была плодотворная и захватывающая карьера в Париже, прежде чем они переехали и поселились на острове Джерси в 1937 году.
Три года спустя остров захватили нацисты. Кахун и Мур, оба гендерно-неконформные художники еврейского происхождения, экспериментировавшие со своим самовыражением, вряд ли считались респектабельными гражданами при новом правиле. Вместо того, чтобы скрываться, они запустили тайный пропагандистский проект, направленный на подрыв позиций оккупационных сил. Они создали вымышленную личность немецкого солдата под псевдонимом « Солдат без имени», который якобы разочаровался в своем правительстве и его идеалах. Несуществующий солдат писал антивоенные и антинацистские манифесты и распространял их среди других солдат. Они напечатали и распространили тысячи листовок, создавая впечатление масштабного заговора. В 1944 году Мур и Кахун были арестованы и приговорены к смертной казни за свою деятельность, однако приговор так и не был приведен в исполнение, поскольку несколько месяцев спустя Джерси был наконец освобожден.
Искусство Третьего рейха: переосмысление тяжелого наследия

Вопрос сохранения или стирания болезненного наследия нацистских десятилетий актуален для немецких кураторов искусства и историков. В то время как некоторые предпочитают полностью игнорировать эту тему (как в случае с Арнольдом Бёклином в Старой национальной галерее), другие пытаются исследовать и даже перезапустить некоторые проекты нацистской эпохи, чтобы понять, как такие вещи вообще были возможны. В 1991 году Художественный музей округа Лос-Анджелес открыл реконструкцию выставки «Дегенеративное искусство» 1937 года. Музей использовал оригинальный инвентарь и записи, оставшиеся от мюнхенской выставки. Однако задача кураторов оказалась непростой: некоторые работы не пережили годы нацизма, а другие значились под другими названиями и не имели подробных описаний. Последний проект представлял собой глубоко тревожную реконструкцию одного из самых мрачных периодов человеческой истории, помещенную в более широкий контекст и демонстрирующую мост от языка ненависти к действиям геноцида.