Ненавистная кукла Бобо: как дети учатся жестокости и можно ли с этим бороться?

Проблема жестокости и агрессивного поведения у детей в современных реалиях встречается очень часто. Агрессия ребёнка может быть направлена на родителей, сверстников, самого себя, животных.
Социально-психологический эксперимент с куклой Бобо и его значение
В 1961 году ученые Стэнфордского университета провели социально-психологический эксперимент. Группу из 72 человек, состоящую поровну из мальчиков и девочек в возрасте от 3 до 5 лет, поделили на две подгруппы — контрольную и тестовую.
В начале эксперимента в первой комнате детям показывали фильм, в котором ведущие эксперимента (мужчина или женщина) играли с разными игрушками, в том числе с большой надувной куклой Бобо. В одном варианте ведущий играл с игрушками вполне доброжелательно, в другом нападал и бил игрушки, т.е. совершал агрессивные действия.
Затем детей переводили во вторую комнату со множеством игрушек, включая куклу Бобо. Дети, которым была показана «доброжелательная» игра, обычно тоже играли по-доброму. Те дети, которые видели в фильме агрессивную игру, проявляли также агрессивные действия и в комнате с игрушками.
В последующих версиях эксперимента те же действия были показаны детям уже на примере присутствующего взрослого, который находился с ними в тестовой группе. Он либо спокойно играл в конструктор за столиком, либо бил, ругал, пинал, швырял и стучал надувным молотком по кукле Бобо.
Эксперимент с куклой Бобо наглядно продемонстрировал, что дети, которые наблюдали за агрессивным поведением взрослого, проявляли потом больше жестокости и агрессии, чем остальные. Дети демонстрировали вербальную агрессию и вслух ругались на куклу Бобо, однако к физическим проявлениям агрессии чаще прибегали именно мальчики.
Кроме того, испытуемые женского пола проводили больше всего времени за игрой в куклы, а мальчики, в свою очередь, изучали игрушечное оружие.
Те дети, которые наблюдали, как взрослый играет в «мирные» игры, вели себя даже спокойнее, чем те дети, которые вообще не контактировали с ведущим эксперимента, и проводили в два раза больше времени за спокойными играми.
Таким образом, по результатам проведенного эксперимента, учёные пришли к следующим выводам:
• Ребенок, наблюдая за агрессивными моделями поведения и подражая им, с большей вероятностью также начнет вести себя агрессивно впоследствии даже без присутствия агрессора (теория социального научения).
• Детям свойственно охотнее подражать поведению взрослого своего пола.
Как проявляется детская агрессия по возрасту
В разные периоды развития детскую агрессию необходимо понимать по-разному:
3 года. В этом возрасте агрессия для ребёнка — это своего рода протест против власти взрослых.
Зачастую агрессия проявляется в таких поступках, как спорить с окружающими, отказываться делать что-либо, ударить или укусить сверстника, забрать игрушку, обозвать, тем самым провоцируя других ребят на драки.
4–5 лет. В этом возрасте ребёнок уже может контролировать свои эмоции, он уже способен отличить, что можно делать, а чего нельзя. У ребенка уже развита речь, поэтому многое он уже может выразить в словесной форме. Его агрессия снижается.
5–6 лет. В возрасте 5 лет агрессия у ребенка проявляется в физических формах. При этом у девочек это происходит чаще посредством словесных нападений (прозвища, молчания, пренебрежения).
6-7 лет. Агрессия у ребенка этого возраста проявляется во всех вышеуказанных формах, в том числе в стрессе и мести.
Причиной агрессивного поведения являются обстановка в семье, асоциальная среда, отсутствие любви, просмотр различного контента (мультфильмы, компьютерные игры), содержащего агрессивные действия.
Физическое наказание также вызывает агрессию наряду с той ситуацией, когда ребенку уделяют мало внимания, и он старается его получить при помощи агрессивных действий. Неокрепшей психике тяжело проявлять самоконтроль, и это выражается в агрессивном поведении.
Способы снижения агрессии у детей
Для снижения агрессии у детей можно использовать следующие методы:
• переключение внимание на игру или другое занятие, которое интересно ребенку;
• предложить малышу нарисовать свою агрессию или вызвавшую ее причину, а затем разорвать рисунок;
• побить подушки, считая до десяти, либо потопать ногами во время приступа агрессии;
• занятие физической активностью, которую предпочитает ребенок (футбол, плавание, танцы и т.д.). Спорт поможет трансформировать агрессию у ребенка в продуктивное, мирное русло;
• дыхательная гимнастика в соответствии с возрастом ребенка;
• соблюдение диеты, богатой витаминами.
Во время агрессивных реакций взрослые должны использовать как можно меньше слов и, таким образом, не провоцировать дальнейшую негативную реакцию у детей, а также исключить запугивание и шантаж.
Родителям необходимо стать личным образцом спокойствия и примером для подражания для своих детей. Ведь, как известно, не имеет смысла воспитывать только ребенка, нужно, в первую очередь, начинать с себя.
Благодарю вас за прочтение!
Источники:
Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск: 1996;
Приходилось ли Вам сталкиваться с агрессивным поведением у детей?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Учась в мед институте, была практика в психбольнице. Недолго, но запоминается многое. В одном из коридоров были вывешены картинки, нарисованные обычными больными, на обычном альбомном листе. Когда они выписывались рисовали образы, цвета и д т и уходя отдавали врачам. Те их размещали в коридоре. Вот все эти ужастики в мультиках, они оттуда. Кто был наркоманом, кто алкоголиком, различные психические расстройства ,они рисуют эту картину в сознании потом выкладывают на бумагу и пространство. Поэтому прежде чем выпускать тот или иной мультик для детей всегда была проверка психиатров. Сейчас ее нет. Поэтому такое безобразие везде.
Любопытная практика. Спасибо, что поделились!
К сожалению детская агрессия сейчас зашкаливает!
Согласна с Вами!
Есть такое((
Считаю, что в первую очередь родители не должны в семье проявлять никакой агрессии, особенно по отношению к детям.
Согласна с Вами! Спасибо за Ваш комментарий.
Это точно. Но увы...
В тепличных условиях человек не получится, просто надо по всем действиям ребенка принимать адекватные решения.
Кукла - это образ. Жестокость сосредоточена исключительно в людях и их поведении.
Абсолютно верно! Спасибо Вам за проявленный интерес к публикации.
Все равно лучше таких кукол не создавать
"Всё воспитание сводится к тому , чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их." (с) Л.Н. Толстой.
Это касается взрослых людей. Как ребенок 3 лет сам себя будет воспитывать?