Рубенс возвращается в немецкий замок спустя 80 лет после его кражи
Картина маслом святого, украденная из замка в последние недели Второй мировой войны герцогской семьей, которая когда-то владела ею, возвращается в музей Буффало.

Картина Питера Пауля Рубенса, написанная маслом 17-го века и изображающая Святого Григория Назианзина, возвращается в немецкий замок, из которого она была вывезена в 1945 году
Среди наиболее ценных произведений искусства, когда-то хранившихся в замке Фриденштайн, огромном дворце в стиле барокко на востоке Германии, была серия из пяти масляных эскизов Питера Пауля Рубенса, изображающих святых, которые исчезли в конце Второй мировой войны.
Замок долгое время был домом герцогов Саксен-Кобург-Готских, герцогства, потерявшего свои полномочия, титулы и большую часть своих земель после революции 1918 года в Германии. Дворцовый комплекс затем стал общественным музеем, наполненным произведениями искусства, когда-то принадлежавшими герцогской семье и управляемыми независимым фондом.
Но представители герцогской семьи вернулись в замок в 1945 году, когда американские и советские войска приблизились к городу Гота.
По оценкам экспертов, в последние недели войны семья вывезла целые грузовики с ценнейшими произведениями искусства, в том числе три из пяти масляных эскизов Рубенса, которые позже были проданы на рынке.
Один из тех эскизов, на котором изображен «Св. Григория Назианзина» сейчас возвращается замку и фонду, который управляет им, музеем в Буффало, который купил его у нью-йоркской галереи в 1952 году. Художественный музей AKG в Буффало, преемник городской художественной галереи Олбрайт, сделал это. не знает, что работа была присвоена и незаконно продана, и получит компенсацию за работу в соответствии с договорным соглашением, согласно заявлению сторон, участвующих в урегулировании.
«Я очень рад», — сказал Тобиас Пфайфер-Хельке, директор фонда, курирующего музеи замка Фриденштайн. «Наша цель — восстановить историческую целостность коллекции, особенно ее основных работ, этих пяти эскизов Рубенса, которые составляют одну серию».
На эскизе маслом изображен святой Григорий в епископских одеждах, стоящий на облаке и поражающий Дьявола посохом в лицо. Это один из 22 сохранившихся эскизов, которые Рубенс написал на дереве в 1620 и 1621 годах при подготовке к росписи потолка иезуитской церкви в Антверпене — на тот момент это был самый крупный заказ, который он когда-либо получал. Церковь привлекла внимание туристов 17 века из-за знаменитого потолка Рубенса. Но в 1718 году в него ударила молния, и он сгорел за считанные часы.
Подготовительные наброски тем более важны в свете разрушения этой церкви. В отличие от потолочных росписей, выполненных в мастерской Рубенса, эскизы являются проверенными работами мастера, рассказал Пфайфер-Хельке. «Контракт между Рубенсом и иезуитами от 1620 года все еще действует и предусматривает, что Рубенс должен был сам писать эскизы», — сказал он.
Музей Буффало собирался продать свой эскиз Рубенса через Christie's в 2021 году, когда исследователи провенанса в аукционном доме отметили непростую историю работы.
Кэтлин Чаффи, главный куратор музея Буффало, сказала, что эскиз не соответствует основной миссии учреждения, которая заключается в демонстрации современного искусства. Эскиз Рубенса, по ее словам, «давно не выставлялся напоказ, и мы не предусмотрели контекст, в котором он будет показан».
Дирк Болл, заместитель председателя отдела искусства 20-го и 21-го веков в Christie's в Лондоне, сказал: «Мы смогли убедить музей США не выставлять работы на аукцион, а заключить договор частной продажи, чтобы репатриировать работу в Гота.
В соответствии с соглашением, достигнутым после более чем двухлетних переговоров, музей получит «незначительную семизначную сумму», пожертвованную в первую очередь Художественным фондом Эрнста фон Сименса, который часто приобретает произведения искусства для немецких музеев.
Стороны заявили, что оплата значительно ниже рыночной стоимости картины и что любые юридические претензии на работу со стороны фонда Фриденштайна столкнутся с рядом препятствий.
«Конечно, нам ясно, что американский музей купил эту работу добросовестно», — сказал Пфайфер-Хельке. Однако он добавил, что нынешние владельцы таких произведений несут «моральную ответственность» за то, чтобы принять во внимание «исторические обстоятельства утраты».

Здание музея в замке Фриденштайн
Два других эскиза, сделанные семьей, — «Пророк Илия на золотой колеснице» и «Св. Августина» — тоже были проданы, и фонд пытается организовать их возврат, хотя бы в кредит. Сегодня в голландской галерее дворца-музея место трех пропавших картин занимают черно-белые фотографии. Теперь хотя бы один из них можно заменить на оригинал.
Остальные два эскиза Рубенса в замке, на которых изображены богословы Св. Афанасий и Св. Василий, были захвачены советскими войсками, оккупировавшими его в 1945 году. Но они были возвращены в 1958 году, когда в знак дружбы с коммунистической Восточной Германией, 300 вагонов поездов из Москвы и Санкт-Петербурга привезли около 1,5 миллиона предметов, разграбленных советскими войсками.
«Коллекции замка Фриденштайн пострадали больше, чем большинство немецких культурных учреждений, от хищений, военных потерь и вывоза в Советский Союз», — сказал Мартин Хернес, генеральный секретарь Художественного фонда Эрнста фон Сименса. «Возвращение эскиза Рубенса, несомненно, проложит путь к дальнейшим возвратам, при которых, в зависимости от обстоятельств потери, выплаченная сумма является не отражением рыночной стоимости, а справедливым урегулированием».

«Св. Афанасий» Питера Пауля Рубенса, еще один из серии из пяти зарисовок святых
Пять эскизов маслом в замке Фриденштайн были частью коллекции, по крайней мере, с начала XIX века; один пробыл там более трех столетий.
Проект «Св. Августин» сейчас хранится в Фонде коллекций Э. Г. Бюрле в Швейцарии. По словам Пфайфер-Хельке, фонд Фриденштайна надеется получить в долгосрочную аренду эскиз, который был куплен коллекционером Эмилем Георгом Бюрле в Цюрихе в 1953 году. Эскиз в настоящее время передан в аренду Кунстхаусу Цюриха.
Пятый эскиз, изображающий пророка Илию, был куплен коллекционером из Атланты Кертисом О. Баером и, как известно, был передан во временное пользование Национальной галерее искусств в Вашингтоне в 1997 году, сообщил Пфайфер-Хельке. Но он сказал, что неясно, где он находится сегодня.
Хотя первоначально Гота была захвачена американскими войсками, в соответствии с оккупационными соглашениями, подписанными державами-победительницами, город позже был передан под контроль Советского Союза. По словам местного чиновника после войны, некоторые из более поздних вывозов предметов герцогской семьей произошли после захвата власти американцами, когда последняя герцогиня Саксен-Кобург-Готская смогла убедить американцев позволить ей перевезти некоторые из них. сокровища дворца на запад, чтобы уберечь их от русских.

«Св. Василий», написанный Рубенсом в 1620 году
В эссе-каталоге, написанном Мирко Крюгером для музея в замке, он сообщает, что в 2021 году задал потомку герцогской династии несколько вопросов о предметах, проданных семьей после войны.
Потомок отреагировал «большим пожатием плеч», написал Крюгер, объяснив, что все это произошло задолго до его рождения и что в семье не сохранилось архива, который бы подробно объяснял события.
«Однако он осознавал, — писал Крюгер, — что доходы от продажи произведений искусства предназначались для того, чтобы удержать администрацию Кобурга на плаву в послевоенную эпоху».
Интересно?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Спасибо, очень интересно
😀
😀
😀