День рождения российского автопрома.
Для каждого значимого события в истории должна быть своя дата. Имеется такая и у отечественного автомобилестроения: 21 июня 1909 года из ворот рижского филиала Русско-Балтийского вагонного завода выехал первый серийный автомобиль "Руссо-Балт" самой массовой серии "Тип С". К сожалению, эта новинка стала копией машины выпуска 1906 года, ныне основательно подзабытой, бельгийской фирмы "Фондю", что до 1925 года собирала и мотоциклы, а после, перепрофилировалась для производства железнодорожных вагонов и мотодрезин. И дала старт неприятной традиции: за 115 лет, прошедших с тех пор, почти ни одна "родная" разработка не попала на конвейер. Вместе с технической и лицензионной документацией в 1908 году в головной офис Русско-Балтийского вагонного завода в Петербурге прибыл и изобретатель Фондю 1CНF 20/24CV швейцарский инженер Жюльен Поттера. Для адаптации к российским реалиям автомобиля, директор завода Иван Фрязиновский в помощь иностранцу определит талантливого рационализатора и экспериментатора Дмитрия Бондарева, что в конце жизни будет консультировать специалистов НИИ при заводе ЗИС. Официально "Руссо-Балт" просуществует до 1918 года, будут собраны 350 экземпляров с кузовами открытого и закрытого типов, военного (броневики), гражданского и специального (кареты скорой помощи, пожарные и похоронные) назначения. После революции окажется, что склады Ижорского завода будут заполнены не пригодившимися корпусами автомобилей и будет принято решение возобновить сборку в самой посредственной версии. Название авто дадут странное - "Промбронь" и последний экземпляр его выйдет в 1926 году.
Хотя, история и не терпит сослагательного наклонения, но русского изготовления массовый автомобиль мог появиться раньше, если бы конструктор Петр Фрезе, имевший фабрику по сборке конных экипажей, после внезапной смерти компаньона Евгения Яковлева, смог бы найти, увлеченного авто, человека, сумевшего бы обеспечить постройку завода. Тогда бы, в этом году любители аппаратов с двигателями внутреннего сгорания отмечали бы 120-летие автопрома. Параллельно с прототипами от "Руссо-Балта" в 1908 году в окрестностях Петербурга свою новинку обкатывал Иван Пузырёв. Но этого энтузиаста автоспорта, решившего заняться бизнесом, преследовали несчастья: его сборочные мастерские, то горели, то обрушались. Последнее произошло в январе 1914 года. Пожар уничтожил 8 готовых машин класса "люкс" и 15 недоделанных экземпляров. Владельца разбил инсульт и он скончался в сентябре 1914, ему был, лишь 31 год.