Как вернуть деньги за онлайн-курсы? Как будет определена сумма возврата? Что делать в случае отказа?
По мотивам утреннего поста о деле, где мужчина судился с образовательным центром, я решил сделать для вас небольшой пост с ключевыми мыслями на этот счет. Разбираемся.
Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
Когда можно вернуть деньги за онлайн-курсы?
В теории клиент может захотеть сделать возврат по двум причинам:
1) Просто передумал. Купил курсы, но потом понял, что это была импульсивная покупка; стали не нужны; срочно понадобились деньги обратно.
2) Качество образовательной услуги не соответствует заявленной.
Вернуть деньги за курсы, если передумал
По закону курсы являются образовательной услугой. И Гражданский кодекс РФ (ст. 782) и закон «О защите прав потребителей» (ст. 32) дают потребителю право в любой момент отказаться от договора.
Исполнитель (в данном случае образовательная организация) обязан вернуть деньги за вычетом фактически понесенных расходов.
Однако как определяются фактические расходы в случае, если речь идет об онлайн-курсах? Ведь исполнитель может создать материалы курса единожды и потом продавать его неограниченному числу слушателей. Значит, ли это, что затрат у него почти не будет? Это не так.
Как определяется сумма возврата?
Здесь суды, как правило, используют два подхода.
1) Если приобретается доступ к курсам на определенный срок, то здесь учитывается, сколько дней прошло с момента открытия доступа до момента уведомления об отказе. Так суды считали фактические затраты в вышеприведенном деле.
2) Если приобретается образовательная услуга в виде бессрочного доступа к курсам, то учитывается, как потребитель успел освоить курсы: сколько пройдено уроков и т. д.
В своей оферте все образовательные центры указывают свои правила расчета возвратов. Чаще всего, сумма тоже привязана ко времени или к прогрессу ученика, но условия всегда невыгодны для потребителя.
К примеру, в деле из прошлого поста образовательный центр возвращал лишь 8% в случае, если прошло от 121 до 150 дней. Хотя суды насчитали, что вернуть нужно более 50%.
Перед требованием возврата изучить оферту полезно, но верить ей не стоит: суды чаще всего признают ее условия противоречащими законодательству.
Как правильно обратиться за возвратом?
Логично будет сначала направить образовательной организации досудебную претензию. Причем вовсе не обязательно оформлять ее в виде отдельного документа и отправлять по почте.
В последние годы складывается судебная практика, когда суды признают претензиями переписку в мессенджерах или по электронной почте. Главное, чтобы из этого четко усматривались ваши требования.
Но даже это вовсе не обязательно, т. к. законодательство о защите прав потребителей не предусматривает обязательного досудебного претензионного порядка — потребитель вправе обращаться сразу в суд.
Вернуть деньги за курсы, если качество не устроило
Здесь уже сложнее, поскольку потребителю нужно будет самостоятельно доказать, что оказываемая услуга не соответствует тому, что покупалось. Хотя в этом случае можно рассчитывать на возврат полной суммы, все же это более сложный путь. Хотя в практике есть и подобные успешные случаи. Но чаще ученики предпочитают возвращать деньги хотя бы частично, просто отказавшись.
P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
лучше не покупать онлайн курсы
На курсах дополнительного образования "Содействие занятости" - можно обучиться совершенно бесплатно!
Считаю, всё же не стоит с бухты-барахты добровольно расставаться с денежной суммой во имя обучающих курсов дополнительного образования.
Изначально необходимо проконсультироваться у знающего юриста о наличии различного вида "подводных камней", в области платного дополнительного образования.
Интересная статья. Спасибо.
Спасибо за публикацию. Полезная информация
Очень полезная информация! Особенно интересно, что досудебную претензию можно отправить через мессенджеры или почту.