Галина матижева
Галина матижева Подписчиков: 2579
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 6.7М

Он на нее посмотрел и сказал: “Женщины? Женщины еще спят”. Они не женщины, а служащие, работяги.

2 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,80 рублей за дочитывания
Зарабатывать

26 октября 1977 года на экраны вышел фильм Эльдара Рязанова “Служебный роман”. Через неделю по факту, а не по сводкам картина стала лидером проката. И за тридцать лет статус этот не утратила.

Нашему разговору о фильме с Эльдаром Рязановым предшествовал короткий поединок по телефону.

Самой популярной комедии Эльдара Рязанова — 30 лет.

— Эльдар Александрович, вы обещали мне встречу.

— Неужели жизнь еще не научила вас, что мужским обещаниям верить нельзя?!

— Жизнь-то учит. Но ваши фильмы упорно вселяют надежду: а вдруг…

“Мы сняли медленную комедию”

— У нас с Эмилем Брагинским, моим постоянным соавтором, была пьеса “Сослуживцы”, которую поставили в 134 театрах, — вспоминает Рязанов. — Прекрасная была постановка молодого режиссера Бориса Кондратьева в Театре имени Маяковского. Потом сняли телеверсию, после которой я понял, что надо делать фильм самому.

Тогда, в 77-м, да и теперь, тридцать лет спустя, “Служебный роман” кажется фильмом-открытием…

— “Служебный роман” вырос из предыдущей моей картины “Ирония судьбы”, — возражает Рязанов. — Вот она как раз во многом была открытием. В смысле жанра: не быстрая, но медленная комедия, где актеры не гримасничали, а играли все взаправду. В смысле песен: впервые в нашем кино они не были написаны специально для фильма поэтом и композитором. Я выбрал стихи своих любимых поэтов, а Микаэл Таривердиев положил их на музыку. Словом, именно в “Иронии судьбы” я открыл жанр длинной лирической музыкальной комедии, где много песен, есть не только смешные, но и пронзительно-грустные ситуации.

А “Служебный роман” лишь укрепил все эти позиции. В чем-то он сделан лучше, чем “Ирония судьбы”, где я шел ощупью.

“Никаких проб!”

В “Иронию судьбы”, как известно, пробовались многие актеры. Так, на роль Ипполита был утвержден Олег Басилашвили, но у него умер отец, и актер не смог сниматься.

— Но Олега я запомнил, — продолжает Эльдар Александрович. — Как и Алису Фрейндлих, Светлану Немоляеву, которых по разным причинам я не утвердил на роль Нади. А глаз на них, как говорится, положил. Приметил и Лию Ахеджакову, которая в “Иронии судьбы” блестяще сыграла эпизод. Видите, как получается: почти все, кто не вошел в “Иронию судьбы”, составили актерский ансамбль “Служебного романа”. А Андрей Мягков замечательно подходил для Новосельцева с условием, что в начале фильма он должен быть некрасивым. Впрочем, из симпатичного человека легче сделать непривлекательного, чем наоборот.

Лии Ахеджаковой я отдал роль секретарши Верочки. В пьесе она была молоденькой длинноногой хищницей, властительницей мужских сердец. Лия Меджидовна высекла потрясающий комедийный эффект из сочетания своей занятной, нестандартной внешности с характером персонажа — бойкой, самоуверенной законодательницы мод.

К съемкам “Служебного романа” я приступал, точно зная, кто и кого сыграет. И актерские пробы были лишены соревновательности. Они скорее стали разминкой роли — поиском грима, костюма, особенностей поведения.

“Без Фрейндлих не было бы этого фильма”

— Я очень давно хотел снять в своем фильме Фрейндлих, — признается Эльдар Рязанов. — Ну очень давно! Я ее звал в “Гусарскую балладу” — не сложилось. Приглашал в “Зигзаг удачи” — она была в положении, ждала дочку. Мы с Брагинским отдали пьесу “С легким паром!” в Театр Ленсовета с условием, что именно Фрейндлих будет играть главную роль. Но почему-то сыграла не она. Если говорить по большому счету, то картина “Служебный роман” существует потому, что существует Алиса Фрейндлих. Я поехал к ней в Петербург, разговаривал с ее мужем и главным режиссером театра Игорем Владимировым, с самой Алисой Бруновной. Предложил, так сказать, руку и сердце.

Фрейндлих согласилась. И с таким неистовством стала себя уродовать! Подбирая для Мымры костюмы, она просто купалась в этом процессе и стремилась сделать героиню как можно более бесполой и блеклой. Нашла этот жуткий коричневый костюм 52-го размера. Готова была на все — покрасить волосы в темный цвет, зализать их самым невыигрышным образом. Надеть мужские очки (они принадлежали отцу оператора фильма Владимира Нахабцева. — В.Г.). Только очень большая актриса способна так безжалостно уродовать себя.

Впрочем, она понимала, что потом ей удастся отыграться, стать красивой и женственной.

“Настоящие женщины в это время спят”

В “Служебном романе” множество режиссерских находок. Например, разноцветные зонтики, один за другим раскрывающиеся в руках прохожих и расцветающие над серой осенней толпой. Или эпизод коллективного утреннего макияжа в “бабьем царстве” Статистического управления.

— Как-то я пришел на студию, где моя жена сидела со своей приятельницей, — рассказывает Эльдар Александрович. — Утро, они только что пришли и начали краситься. Я и понял, что это здорово — надо только двоих помножить, условно говоря, на пятьдесят. Я сказал актрисам и массовке: “Девочки, давайте наводите марафет”. И они начали. А мы снимали скрытой камерой. Этой выдумкой я доволен, потому что здесь правда.

Есть замечательный анекдот на схожую тему. Восемь утра, метро полно народом. Женщину толкнул какой-то мужчина. Она ему: “Осторожнее! Здесь женщины”. Он на нее посмотрел и сказал: “Женщины? Женщины еще спят”. Они не женщины, а служащие, работяги.

“Москва — любовь моя”

Само Статистическое управление снималось в здании Министерства речного флота — на углу Кузнецкого Моста.

Станция, на которую в электричке приезжает Оленька Рыжова (Светлана Немоляева), — Лосиноостровская, сильно с тех пор переменившаяся.

В каком-то смысле “Служебный роман” — кинопоэма о Москве.

— Да, Москва у меня — равноправный герой, — продолжает режиссер. — Мне нужно было “сломать” пьесу, вывести действие за пределы декораций и интерьеров, чтобы фильм дышал. Хотелось показать, как москвичи едут на работу, как огромные толпы вываливаются из электричек, станций метро. Чтобы было видно, как они вылезают помятые, проделав зарядку в общественном транспорте. Во многих кадрах мы помещали актеров не в массовку, а в реальную толпу. Светлану Немоляеву снимали на настоящей станции. Помню: пустой вокзал, подходит электричка, и — бум! — через три секунды тысячи человек на перроне. Как такую массовку обеспечишь? И Немоляеву в автобусе снимали в реальной толпе. Снимали полускрытой камерой, так что сложностей не возникало. Светлану никто особенно по кино не знал, и тогда ее еще на улицах не узнавали. У Басилашвили тоже была первая большая роль в кино. Мягков был в гриме с усиками — не очень узнаваемый.

Так что их спокойно снимали в уличной толпе, не вызывая ажиотажа. Я люблю Москву, прожил в ней всю мою сознательную жизнь. Еще и поэтому хотелось ее показать.

“У природы нет плохой погоды”

Песни в “Служебном романе” исполняли артисты — Алиса Фрейндлих, которая еще в юности выбирала между карьерой оперной певицы и драматической артистки, и Андрей Мягков, взявший реванш за “Иронию судьбы”, где за него пел Сергей Никитин. Среди песен на стихи Заболоцкого, Евтушенко и Бернса есть и песенка на стихи Рязанова. Причем она самая популярная.

— 20 сентября 1976 года вдруг выпал снег, — вспоминает Эльдар Александрович. — Я все, что ранее наметил, отменил, и мы с оператором отправились ловить пейзаж со снегом. Все, что есть в фильме, мы успели снять до обеда. Носились по Москве, лазили на крыши и снимали. Жаль было упустить такую красоту — снег быстро таял. Вот под эти кадры я песню написал.

А от своих стихов “У природы нет плохой погоды” я не отрекся. Просто написал шутливое стихотворение: “Дождь, самум, буран и снегопад. Я скажу вам, очень нежеланны, я беру свои слова назад”. У англичан есть такая поговорка: “Нет плохой погоды, есть плохая одежда”. Все зависит от внутреннего состояния человека. И в дождливый осенний день можно быть счастливым.

Об этом, собственно, и снят неувядаемый фильм “Служебный роман”.

https://www.mk.ru/culture/cinema/article/2007/10/25/73456-roman-o-lyubvi-i-sluzhbe.html

Эльдар Рязанов. Я все еще, как прежде, жил, живу...

Эльдар Рязанов - На что мы тратим жизнь

Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Эхо грядущей войны?

Художественный фильм «Минута молчания» вышел в 1971 году, и в нем прозвучала ...
04:12
Поделитесь этим видео

"Эффект Долиной "! Справедлива ли травля звезды РФ?

Огромная часть населения Российской Федерации уважает творчество русской певицы Ларисы Долиной. Это не просто красивый голос эстрады, но определённая эпоха, занимающая особое место на протяжении десятков лет,...

Хотела "свободы" и быть взрослой. 14-летняя девочка позвала домой своего парня и предложила убить маму: тело женщины нашли в подвале

Под Кемерово 14-летняя девочка пригласила домой своего парня и предложила убить свою маму, тот спокойно согласился. Это страшное преступление произошло 1 декабря нанешнего года в маленьком городке Прокопьевск,...

Когда звонок решает всё: как дело Долиной вскрыло гниль в нашей правоохранительной системе

Уважаемые читатели, думаю большинство из вас, живет в нашей стране не один десяток лет и прекрасно помнят, что такое неформальный порядок, точнее ТЕЛЕФОННОЕ ПРАВО. Оно не упомянут в кодексах,...

Визит российского лидера в Индию демонстрирует тёплые отношения между странами

Индия страна , с которой мы подддерживаем дружеские отношения.Это долгосрочная, нерушимая дружба , которая идет из глубины времен. И то, что в Индию приехал Путин и его встретил сам лидер Индии господин Моди ,