Бог, евреи и мы. Ошибочный цивилизационный договор

изображение создано ИИ
Раввины часто говорят, что антисемитизм - это зависть к тем, кто не был избран Богом, своего рода комплекс Каина.
Французский еврейский политический советник Жак Аттали предлагает более тонкий вариант: антисемитизм - это обида на тех, перед кем мы в долгу. Чем христиане обязаны евреям? Конечно же, Богу! Без евреев мы бы не знали Бога и обижаемся на них.
Я с этим не согласен. Если гои неблагодарны, то, возможно, потому, что в глубине души они знают, что их обманули. Они приняли от евреев ложного Бога, гротескную и злобную подделку. Хуже того, евреи уже давно убедили их отказаться от того, что они имели все это время.
Мы, христиане, подписали цивилизационный контракт, который в течение двух тысяч лет запрещал нам добираться до идеи Бога только разумом, как учили греки и римляне, и вместо этого требовал от нас принять "откровение" евреев о том, что Бог - это бог Израиля. Таким образом, евреи лишили нас самой необходимой свободы и добились от нас признания своего изначального метафизического превосходства, несравненной и неостановимой символической власти.
Цивилизация хитрости.
Нам следовало бы догадаться. Из еврейского писания совершенно ясно, что хитрость - это суть еврейства. Именно обманув своего отца, брата и дядю, Иаков стал одноименным основателем Израиля (Бытие 25-36). Джон Э. Андерсон попытался обосновать эту иудейскую "теологию обмана" в книге "Иаков и божественный трикстер" (2011). Как Бог может быть "соучастником обмана Иакова"? Андерсон отвечает, что Бог должен был существовать ради высшей цели - "увековечить родовое обещание". Но, конечно, сам вопрос глуп, если вы, подобно Андерсону, не стали жертвой фундаментального библейского обмана и не воспринимаете библейского Бога всерьез. Если Яхве - это просто "израильский Бог, притворяющийся Богом", то все вполне логично: один Бог, один народ, и наоборот.
Происхождение этого метафизического трюка, по-видимому, относится к пятому веку до н. э., в Вавилоне, находившемся под властью персов, когда Эзра опубликовал первую версию Танаха (позднее пересмотренную Хасмонеями). Как я показал в книге "От Яхве до Сиона", уловка почти прозрачна в книгах Эзры и Неемии, где божество, называемое в основном тексте "Яхве, Бог Израиля", именуется "Яхве, Бог небес" в подложных указах, приписываемых персидским царям и разрешающих восстановление Иерусалимского храма: подразумевается, что зороастрийских персов обманули, заставив поверить, что евреи поклоняются универсальному Богу.
Эзра жил во времена персидского царя Артаксеркса I, который отличался толерантной религиозной политикой. Интересно, что Геродот, живший в то же время, так писал о персах: "Они считают ложь самым постыдным делом из всех".
Доподлинно неизвестно, в какой степени персы действительно были обмануты евреями (тогда их называли иудеями). Но с того дня отношения Иудейского царства с Империей (и шире - с язычниками) строились на том же двойном языке: язычникам говорили, что Иерусалимский храм посвящен Великому Вселенскому Богу, но евреи знали, что это место обитания бога Израиля, куда допускаются только израильтяне. Этот двойной язык превращается в парадоксальный двойной смысл: Яхве - одновременно и вселенский Бог, и национальный Бог Израиля. И этот парадоксальный двойной смысл усваивается самими евреями, чье сознание из поколения в поколение извращается этой когнитивной бессмыслицей.
Еще одна грань этой стратагемы - двойной смысл еврейства, которое для евреев означает этническую обособленность, а для язычников представляется как вера в универсального Бога. Первый смысл - практический, второй - теоретический; практика - для евреев, теория - для язычников. Но двойной смысл усваивается, и евреи считают, что их объединяет и религия (иудаизм), и генетическая общность (еврейство).
Таким образом, Израиль - это цивилизация обмана, хитрости, двойной речи, лжи и любых других синонимов, которые вы можете придумать. Изначально хитрость была для евреев средством коллективного выживания во времена изгнания или рассеяния, но с течением веков она стала образом жизни и средством господства.
Римская цивилизация была основана на греческой культуре, в центре которой стояла мудрость, синоним истины. Хотя в Риме также была страсть к созданию империй, в ее основе лежала страсть к закону, который был практическим применением греческого разума. Именно это я объяснял в своей предыдущей статье ("Израиль против международного права"), где я сравнивал право Рима, основанное на человеческом разуме и универсализме, с правом Израиля, основанным на божественном откровении и этническом шовинизме.
Здесь я кратко напомню три основных эпизода смертельной борьбы между римской и еврейской цивилизациями, начиная с эллинистического периода и заканчивая обращением Рима в христианство. Но сначала давайте разберемся с вопросом о Боге: верили ли римляне в Бога? Иными словами, нужно ли было, чтобы евреи познакомили нас с Богом?
Бог римлян.
Обычно мы думаем о конфликте между Римом и Иерусалимом как о конфликте между политеизмом и монотеизмом. Это неверно. Ни один народ не был более политеистичным, чем римляне. Они были настолько гостеприимны к богам, что даже принимали богов побежденных. Митра - хороший пример.
Самые образованные римляне были эклектичны в своих философских взглядах, но самой влиятельной школой был стоицизм. Ему отдавали предпочтение Цицерон в конце Республики и Марк Аврелий в период расцвета Империи. То, что стоики исповедовали одну из форм монотеизма, неоспоримо. В знаменитом гимне Зевсу стоический философ Клеант (III век до н. э.) назвал Бога "великим правителем природы, управляющим всем по закону", к которому люди должны обращаться, чтобы жить "благородной жизнью, единственным истинным богатством". Клеант молился о просвещении людей, творящих зло по невежеству: "Рассеивай, о Отец, тьму их душ".
Считается, что стоики путали Бога с космосом или природой, поэтому в наше время их называют "пантеистами". Но мы должны быть осторожны с греческими словами и их переводами: Kosmos означает "порядок", подразумевая "разумный замысел", а Nature (Phusis ) имеет динамическое значение: это принцип, который оживляет природу.
Но если Бог непознаваем, то законы, по которым Он управляет Космосом, частично доступны человеческой науке. Эти законы представляют собой некий промежуточный принцип, творческую мысль или мудрость Бога, называемую в платонической традиции Логосом, иногда отождествляемую с женской Софией, Премудростью Божьей. По словам Цицерона (О природе богов II.12.34), тот факт, что Вселенная управляется естественными законами, является доказательством существования Бога:
Ибо когда мы смотрим на небеса и созерцаем небесные тела, что может быть более очевидным и более явным, чем существование силы, обладающей трансцендентным разумом, с помощью которого эти вещи управляются?
Бог евреев.
В отличие от римлян, которые считали, что Бог напрямую непознаваем, евреи считали, что они и только они знают Бога лично. Только они знали истинное имя Бога, которое он открыл Моисею в личной беседе. Они даже знают адрес Бога: он живет в Иерусалиме и нигде больше (они принесли его туда с Синая в ковчеге). Только евреи знают Бога достаточно хорошо, чтобы понимать, что Ему нравится и что не нравится (например, Ему нравится "сладкий запах" всесожжений, Бытие 8:21), или чего Он хочет в каждый конкретный момент, в зависимости от Его настроения. Еврейский Бог - это индивидуальный и говорящий Бог.
Самое главное, конечно, евреи знают, что Бог избрал их править миром. Бог сказал им во Второзаконии 32:8-9, что, создав все народы, он передал каждому народу по маленькому "сыну Божьему" (ангелу?), но Израиль оставил для себя. А остальные народы должны служить Израилю или погибнуть: "Цари будут кланяться тебе лицом до земли и лизать пыль у ног твоих", а "Я заставлю угнетателей твоих есть плоть свою" (Исаия 49:23). 26). Так говорит Яхве!
Согласно греко - римлянам, Бог общается с человечеством посредством разума. Разум - источник знания, а знание - источник добродетели, то есть жизни в гармонии с космосом (и с собственной природой или судьбой), и источник истинного счастья. Таков стоицизм в двух словах.
В отличие от греко-римского Бога, еврейский Бог общается со своим народом не через разум, а через закон. "Познание добра и зла", вся суть греческой философии, - это запретный плод из Бытия 3, история, которая является очевидной полемической атакой на эллинизм (что доказывает позднее происхождение этой истории). Римский язычник Цельс (ок. 178 г. н. э.) отмечал, что еврейский Бог - враг рода человеческого, "поскольку он проклял змея, от которого первые люди получили знание добра и зла". В еврейской традиции нет никаких моральных норм, кроме следования произвольным законам и заповедям Яхве (например, убить всех в определенном городе).
Для римлян, и в частности для стоиков, верховный Бог - это принцип единства, а значит, и гармонии между людьми. Еврейский Бог, напротив, несет разделение: его Закон (Тора) направлен прежде всего на то, чтобы отделить избранный им народ от остального человечества. Еще до рождения Авраама еврейский Бог ненавидел, когда люди собирались вместе для достижения великих целей, как великий город с "башней, вершина которой достигает небес". Он сказал себе: "Итак, сойдем и смутим язык их, чтобы один не понимал, что говорит другой" (Бытие 11:6-7). Поскольку эллинистическая цивилизация была основана на всеобщем использовании греческого языка, история Вавилонской башни, как и история Эдемского сада, является объявлением войны эллинизму.
Прежде чем выступить против Рима, Иерусалим выступил против эллинистической цивилизации, которая охватывала царства Селевкидов и Лагидов (или Птолемеев). И, как мы сейчас увидим, в этом столкновении цивилизаций было несомненное религиозное измерение, поскольку еврейский сепаратизм был напрямую спровоцирован непонятным утверждением евреев, что их этнический бог - это универсальный Бог, другими словами, что универсальный Бог любит только евреев и хочет, чтобы ему поклонялись только евреи, в Иерусалиме.
Рим против Иерусалима: столкновение цивилизаций.
В 167 году до н. э. царь Антиох IV Эпифан, поверив на слово утверждению иудеев, что Яхве - верховный Бог, то есть Зевс, захотел посвятить свой храм последнему. Большинство иудеев (тогда не было отдельных слов "еврей" и "иудей") не возражали. Но, как это всегда бывает в истории Израиля, фанатичная элита развязала гражданскую войну и взяла судьбу Израиля в свои руки. Этот эпизод интересен тем, что доказывает обманчивую природу еврейского монотеизма. Еврейская элита не только презирала богов других народов, разрушая их святилища везде, где только могла, но и отказывала язычникам в праве участвовать в поклонении своему национальному богу, утверждая при этом, что он является верховным Богом всего человечества. Это было невыносимо для греков. В этот период появились первые письменные проявления иудеофобии, включая несколько версий истории о том, что евреи не бежали из Египта, как они утверждали, а были изгнаны, как прокаженные.
Эта история встречается, например, у Диодора Сикула, который также рассказывает, что когда царь Антиох VII Эвргет осадил Иерусалим в 134 году до н. э., его друзья "убеждали его полностью уничтожить еврейский народ или, по крайней мере, разрушить его институты и заставить его изменить свой образ жизни. Но царь, полный великодушия и снисходительности, довольствовался тем, что взял заложников и оправдал евреев по предъявленным им обвинениям, после чего потребовал причитающуюся ему дань и разрушил стены Иерусалима ". Так Хасмонейское царство выжило, пока, воспользовавшись гражданской войной, вызванной династическим соперничеством, римский полководец Помпей не захватил его и не положил конец еврейской независимости (63 год до н. э.).
Парадоксально, но в этот период также наблюдалась интенсивная апологетическая и даже прозелитическая деятельность евреев. Никто не воплощает ее в большей степени, чем Филон Александрийский (умер около 45 года н. э.), который пытался доказать, что все греческие философы были вдохновлены Моисеем, что было способом завоевать Рим изнутри. "Это была попытка принести пользу иудаизму, чего христианство достигнет четырьмя столетиями позже", - объясняет кардинал Жан Даниелу, который также указывает, что Фило был связан своим братом с "великим международным еврейским банком", кредитором императорской семьи.
В Израиле, однако, развивался мессианский антиримский национализм, контекст которого можно увидеть в Евангелиях. В 66 году нашей эры император Нерон послал генерала Веспасиана и его сына Тита покорить мятежный Иерусалим. Война длилась четыре года и закончилась разграблением и разрушением храма. Как уже говорилось выше, у римлян было принято приветствовать богов побежденных народов церемонией evocatio. Но иудейский бог Яхве считался неассимилируемым, даже злым. Поэтому к его священным предметам относились как к обычным военным трофеям. Более того, поскольку евреи во всем мире были обязаны платить две драхмы в год за свой храм, Веспасиан обязал их платить этот налог храму Юпитера в Капитолии. Послание не могло быть более ясным.
При следующей династии (Антонинах) императору Траяну пришлось подавлять еврейские восстания по всей диаспоре, особенно в Северной Африке (115-117 гг.). Его наследник Адриан столкнулся с серьезным мессианским восстанием в Иерусалиме, возглавляемым самопровозглашенным мессией Шимоном Бар-Кохбой, которому удалось на несколько лет создать независимое государство (132-135). В результате римской военной кампании погибло 580 000 человек, согласно Диону Кассию, который добавляет: "В Иерусалиме Адриан основал город на месте разрушенного, назвав его Aelia Capitolina, а на месте храма бога воздвиг новый храм Юпитеру". Евреи были изгнаны из города, а обрезание было запрещено на всей территории империи. Название Израиль было стерто, а новая провинция была переименована в Сирию Палестину (в честь филистимлян греческого происхождения). Адриан считал, что покончил с Израилем раз и навсегда.
Борьба между Римом и Иерусалимом была центральной динамикой в истории Римской империи. Этот факт в значительной степени недооценивается в западной историографии, наследнице христианской цивилизации, призванием которой было примирение Рима и Иерусалима.
Рим завоевал Иерусалим.
Израиль пережил попытку римлян искоренить его благодаря талмудической культуре диаспоры. Израиль выжил благодаря своей ненависти к Риму, а возможно, и благодаря ей. Эта ненависть, несомненно, тлела в общине из 97 000 еврейских пленников, привезенных в Рим Веспасианом (согласно Флавию Иосифу), многие из которых были освобождены, а некоторые даже, как сам Иосиф, приняты в императорскую семью, то есть облагодетельствованы. В первые два века нашей эры мстительная ненависть к Риму нашла свое криптическое выражение в еврейской апокалиптической литературе, воспринявшей символические коды Книги Даниила: Рим уподоблялся четвертому зверю из видения Даниила с десятью рогами, который "пожрет всю землю, и будет топтать ее ногами, и сокрушит ее" (7:23).
Апокалипсис Иоанна, завершающий христианский канон, как правило, относится к этой литературе. Рим назван "Вавилоном Великим, матерью блудниц и мерзостей земных". Она "восседает на звере, окрашенном в багряницу, покрытом богохульными титлами и имеющем семь голов и десять рогов". Семь голов представляют собой семь холмов Рима. "И эта женщина есть Великий город, владычествующий над царями земными". Ангел провозглашает: "Вавилон Великий пал, пал; он сделался жилищем демонов"; "в один день падут на нее язвы: мор, скорбь и голод; она будет истреблена огнем". "Аллилуйя! Да, дым ее будет подниматься во веки веков" (17,5-19,3). Затем следует видение "святого города, Иерусалима, сходящего от Бога с неба" (21:10).
Как мы можем объяснить эту демонизацию Рима в религии, которая станет религией Рима в четвертом веке? Мы должны перевернуть вопрос с ног на голову: как мы можем объяснить обращение Рима в религию, программным пророчеством которой является падение Рима и возрождение Иерусалима?
Обращение Рима в христианство - одна из величайших загадок истории, которую до сих пор не разгадал ни один историк. Известно лишь, что христианство впервые пришло в Рим снизу. Согласно языческому автору Цельсу, писавшему при Марке Аврелии (161-180 гг. н. э.), христианские проповедники, которые в то время все еще были преимущественно евреями, обращались к невежественным и легковерным людям, в частности к рабам и женщинам.
Обратив необразованные массы в христианство, ускорили ли они падение Рима? Великие умы считали именно так. Процитируем Эрнеста Ренана:
"В течение третьего века христианство присосалось к античному обществу, как вампир, высасывая все его силы и вызывая те всеобщие волнения, с которыми тщетно боролись патриотические императоры. [...] В третьем веке церковь, монополизировав жизнь, истощила гражданское общество, обескровив его и оставив пустым. Малые общества уничтожили большие. Античная жизнь, жизнь внешняя и мужественная, жизнь славы, героизма и гражданственности, жизнь форума, театра и гимназии, была побеждена еврейской жизнью, жизнью антивоенной, другом тени, жизнью бледных, замкнутых людей".
Это обвинение исходило не из антиклерикального мышления Ренана. Римская сенаторская аристократия, большинство представителей которой оставались язычниками вплоть до V века, считала точно так же. Действительно, кажется, что благосклонность, проявленная к христианству императорами после Константина, была одним из аспектов борьбы за власть между императором и сенатом. На это указывает решение императора убрать алтарь Победы со статуей крылатой богини, держащей пальмовую ветвь, из Дома сената. В 384 году сенатор Симмах написал императору Валентиниану II письмо, в котором умолял его восстановить алтарь, а вместе с ним и "исконные церемонии", которые приносили Риму благословение богов: "Кто настолько дружен с варварами, чтобы не желать алтаря Победы?" - спрашивал он.
Очевидно, что здесь происходило нечто большее, чем простая борьба за власть между христианскими императорами и языческими сенаторами. Убрать богиню Победы из римского сената! Может ли быть более зловещий символический жест?
Мы знаем, что в начале V века последние язычники возлагали на христиан ответственность за разграбление Рима Аларихом (410 г.), и именно в ответ на это великий святой Августин написал "Город Божий". Он не отрицал, что христианам неинтересен их земной город, их волнует только небесный. Но он хотел уверить римлян, что, лишив их земных владений, вестготы действовали ради спасения их душ и приблизили их к Богу. Что касается их изнасилованных дочерей, то им не было причинено никакого вреда, поскольку их души не были загрязнены - если, конечно, они не испытали удовольствия (I, 10).
Когда Рим возродился, он стал колонией Иерусалима, а папа восседал в императорском дворце Латерана. Иерусалим стал для потомков римлян Святым городом. Восемнадцать веков спустя после того, как Рим попытался стереть Израиль с лица земли, Запад, воспитанный на идеализации того самого древнего Израиля, воссоздал его.
И что же стало с этим еврейским Богом, которого мы приняли? Он умер. Мы отвергли его как инородное тело: лучше жить без Бога, чем с этой гротескной пародией на божественность! Такова историческая логика атеизма, как хорошо выразился Томас Джефферсон: "Христианские секты придали атеизму большую силу благодаря догме, что без Откровения не будет достаточного доказательства существования Бога".
Не пора ли осудить нарушение доверия, жертвами которого стали наши предки, и возобновить договор, связавший нас с греко-римским разумом?
Конечно, мы оставим Иисуса, чья возвышенная история учит нас всему, что нужно знать об иерусалимской элите и ее способе распинать своих врагов под властью римской империи.
Л. Гиено
По материалам зарубежной прессы
Спасибо что дочитали статью, ставьте лайки и комментируйте! Подписывайтесь.
🔥🔥🔥🔥