Боги Древнего Египта. Взаимосвязь между творцом мирозданья — Птахом и верховным богом солнца — Ра
Вера - подкрепление души
Мифология Древнего Египта является одной из самых ярких и самобытных среди всех мифологических систем Древнего мира. Её влияние на развитие культуры и искусства распространялось через моря и корабли, достигая новых стан и покоряя их. Одним из центральных образов древнеегипетской религии является бог солнца Ра, который считается верховным божеством и создателем мира людей. Однако, помимо Ра, в египетской мифологии есть и другие значимые боги, например, Птах — творец мира и покровитель ремесленников и творцов.
Птах — творец мироздания или творец искусств и ремёсел
Думаю, прежде чем полноценно раскрывать эту тему, нужно упомянуть о том, что Птах несмотря на то, что являлся, по представлению египтян, творцом всего мироздания, повелителем богов, создателем света и царств, от номов и городов. Находился вне мира, который создал, фактически став его тенью.
Наверно, именно поэтому Птах, как некое самое сильное существо, существующее вне собственного творения, а лишь наблюдая за его развитием со стороны, является одной из самых интересных фигур в древнеегипетской мифологии. Некогда Птах по некоторым упоминаниям создал храмы и учредил жертвоприношения, так же поместил богов в святилища. Однако после объединения Верхнего и Нижнего Египта, на пирамидах в ритуальных тестах его имя практически не упоминается и все молитвы и пожелания о лучшей загробной жизни посвящались верховному богу Ра. Исходя из этого дальнейшее повествование о Птахе, будет вестись только как о покровителе искусств и ремёсел.
Птах — покровитель искусств и ремёсел
Как уже говорилось ранее Птаха, считали по большей части покровителем ремесленников и творцов. Верховный жрец Птаха носил титул «великий управляющий ремесленниками», что подчёркивало важность бога в повседневной жизни людей. Птах считался покровителем ремесленников, потому что олицетворял способность мастера представить готовый продукт и придать форму сырью для его создания. Также этот бог служил метафорой подземного огня, который поднимает землю. Птах снискал особое уважение и почитание у слесарей и кузнецов, но египтяне боялись его, поскольку по мифам именно он вызывал в гневе землетрясения и извержения вулканов.
Помимо этого Птах ассоциировался с тайными силами земли, в частности её сдобностью циклически обновляться, что позволяло Осирису (богу возрождения) раз за разом одерживать победу над смертью. Приблизительно с VIII века до н. э. в египетском погребальном ритуале появляются фигуры синкретического божества Птаха-Сокара-Осириса, который объединил в себе все черты этих божеств, связанные с преодолением смерти. Такие фигуры, обычно массивные, а иногда и полые, стали обязательной составляющей богатого погребения. Они сопровождали и защищали умерших в их путешествии на тот свет. Так возникла связь Птаха с погребальными ритуалами, он был автором важного погребального ритуала «отверзания уст и очей», «оживляющего» мумию или статую покойного. Это было нужно для того чтобы душа человека могла выжить в загробном мире, для этого она нуждалась не только в еде и воде, а так же в некой силе подкрепляющей её, которую она получала благодаря этому ритуалу.
Заключение
По прошествии лет культ Птаха, как отдельно бога постепенно угасал будучи самостоятельной единицей. Поэтому его культ сначала слился с культом мемфисского бога мёртвых Сокара, а потом и с культом второго бога возрождения Осириса. По причине их похожих способностей, проявившихся в загробном мире. Но самое интересное слияние произошло с культом Татенена — мемфисского божества земли. В этом случае, уже из-за связи Птаха с землёй и её плодородием.
Интересная публикация, спасибо
Интересно ✊