Шедевр инженерного искусства.
165 лет назад был торжественно открыт в Петербурге памятник, недавно почившему Николаю Павловичу. Так, 7 июля 1859 года на одной из красивейших площадей мира, по воле французского архитектора Огюста Монферрана появились третья доминанта - конная статуя императора, дополнявшая храм преподобного Исаакия Далматского (собор, являвшийся до весны 1917 года собственностью царствующего Дома) и Мариинский дворец (до того же срока, бывший родовым гнездом герцогов Лейхтенбергских - ближайших родственников властителей России).
Памятник самодержцу оказался и уникальным, и сложным сооружением, одновременно. Уникальность состоит в том, что статуя поставлена на две точки опоры (задние ноги коня). Таковых в мире, лишь 7 изваяний. Это фонтан в австрийском Инсбруке, посвященный деяниям Леопольда Тирольского, конная статуя "Видение Константина" у собора Святого Петра в Риме, памятник Гарибальди в итальянском городе Специя, Александру Македонскому на набережной в Салониках, монумент Хосе де Сан-Мартину в Буэнос-Айресе и президенту Джексону в сквере Лафайет недалеко от Белого дома. А сложность в том, что монумент представляет собой сборную конструкцию из различных материалов: пьедестал работы Монферрана эллиптической формы изготовлен из малинового карельского кварцита, что крайне сложен для обработки и минимальная ошибка приведет к потере, в него встроен белый итальянский мрамор, также отличающийся капризностью; цоколь из ладожского серого гранита. На пьедестале находятся четыре аллегорические женские фигуры работы Роберта Залемана, головы которых являются портретными изображениями вдовы царя Александры Федоровны и дочерей Александры, Марии и Ольги. Они олицетворяют Веру, Мудрость, Правосудие и Силу, а между ними посвящение Николаю Первому на бронзе с позолоченным гербом. 4 барельефа изображают главные вехи царствования: подавление восстаний декабристов, поляков в 1831 и усмирение холерного бунта того же года, введение нового свода законов и строительство железной дороги. Саму статую выполнил, любимый скульптор Николая, Петр Клодт, чьи усмирители коней украшают Аничков мост, а его многочисленные скакуны, в изображении которых достиг совершенства, монарх раздаривал по всему миру.
В советское время, начиная с 1918 по 1951 годы в Петрограде-Ленинграде собирались несколько инициативных групп, призывавших уничтожить изваяние тирана. Но из Москвы неизменно отвечали, что монумент представляет шедевр мирового уровня. Единственное, что удалось добиться "воинствующим", снесение ограды с фонарями в 30-х годах. Спустя полвека ее восстановят.