🚗 Принято новое решение по утилизационному сбору для автомобилей. Что изменится?
Министерство промышленности и торговли разработало новую систему ежегодного повышения сбора за утилизацию автомобилей–пошаговую систему индексации. Это решение вызвало много вопросов и обсуждений среди автовладельцев, поскольку изменения в тарифах на утилизацию легковых и грузовых автомобилей могут серьезно сказаться на их бюджете. Давайте рассмотрим, что же такое пошаговая индексация утильсбора и как она может повлиять на обычных водителей.

Что такое утилизационный сбор на автомобили
Утилизационный сбор — это платеж за экологичную утилизацию автомобиля после окончания его эксплуатации, который оплачивается только один раз за каждый автомобиль. Он должен быть оплачен при растаможке, и до этого момента машину нельзя поставить на учет и использовать. Налог на добавленную стоимость (НДС) к этому взносу не применяется. После уплаты утилизационного сбора в электронном документе о транспортном средстве (ЭПТС) делается соответствующая запись.
Утилизационный сбор зависит от типа автомобиля, его возраста, мощности двигателя, класса токсичности выхлопов и других параметров. Обычно чем старше и менее экологически безопасен автомобиль, тем выше уровень утилизационного сбора. Эти меры призваны стимулировать автовладельцев к замене устаревших машин на более экологичные и безопасные модели.
Суть новой системы утилизационного сбора на автомобили
В РФ планируется внедрить пошаговую ежегодную индексацию утилизационного сбора на период до 2030 года. Суть этой меры заключается в том, что размер сбора будет повышаться в соответствии с уровнем инфляции.

Первое увеличение утилизационного сбора запланировано на 2024 год, однако конкретные даты пока не определены. Базовая ставка для легковых автомобилей составляет 20 тысяч рублей и умножается на коэффициент, зависящий от типа машины и объема двигателя.
Особое внимание следует уделить утилизационному сбору для автомобилей с объемом двигателя от 1 до 2 литров, поскольку они занимают основную долю на автомобильном рынке России.
Цель утилизационного сбора заключается в поощрении развития автомобильного производства в России. Изначально его уплачивали только импортеры, однако требования ВТО привели к тому, что его начали взимать также с местных производителей. Отечественные заводы получают субсидии для оплаты утилизационного сбора с целью сохранения конкурентоспособности.
Почему власти решают ввести пошаговую индексацию утильсбора
В последнее время проблема утилизации старых автомобилей стала особенно актуальной.
Факторы ввода утильсбора:
🔻Экологические аспекты. Старые транспортные средства, особенно те, которые не соответствуют современным стандартам экологии, могут наносить ущерб окружающей среде. Введение сбора за утилизацию автомобилей направлено на поощрение замены устаревших и экологически вредных транспортных средств на более современные и экологически чистые модели — это поможет уменьшить выбросы вредных веществ.
🔻Стимулирование авторынка. Сбор за утилизацию создан для стимулирования развития рынка новых автомобилей, так как владельцам старых машин становится более выгодно обновить свой автопарк, чем платить за утилизацию старых машин. Это может способствовать развитию автомобильной промышленности и увеличению ее конкурентоспособности.
🔻Повышение безопасности на дорогах. Старые автомобили могут быть менее безопасными из-за устаревших систем, технических характеристик, возрастной коррозии металла и других факторов. Поддержка обновления автопарка способствует повышению уровня безопасности на дорогах.
🔻Экономия энергии. Новые автомобили обычно более энергоэффективны и соответствуют более строгим экологическим стандартам. Замена старых транспортных средств на более современные может привести к сокращению общего уровня энергопотребления.
Как изменялся порядок взимания утилизационного сбора на автомобили в России
Изначально уплачивать утилизационный сбор должны были только те, кто импортировал легковые и грузовые автомобили, произведенные за границей — как юридические, так и физические лица.
Производители из России и стран Таможенного союза (Казахстана и Белоруссии) были освобождены от обязанности уплачивать сбор, если они брали на себя ответственность за безопасную утилизацию своих старых автомобилей. Однако с 2014 года эти льготы были отменены.
С 2012 года ставки утилизационного сбора неоднократно увеличивались, условия менялись, включая расширение сферы применения сбора на прицепы и спецтехнику.
За прицепы к легковым автомобилям утильсбор платить не нужно.
Кто уплачивает утильсбор в 2024 году
▪️Производитель автомобиля, сделанного в России.
▪️Импортер за транспортное средство, которое он ввозит в Россию.
▪️Покупатель, если ранее за данный автомобиль утилизационный сбор не был уплачен.
Когда не нужно платить утильсбор
➖Если он уже был уплачен ранее, например, предыдущим владельцем автомобиля.
➖Если автомобилю более 30 лет.
➖Если транспортное средство принадлежит беженцам, участникам программы добровольного переселения или вынужденным переселенцам.
➖Если автомобиль временно ввезен в Россию.
➖Если машина принадлежит дипломатическим представительствам или международным организациям с привилегиями и иммунитетом, а также их сотрудникам.
➖Если автомобиль был выпущен менее трех лет назад и находится под таможенной процедурой в Особой экономической зоне в Калининградской области.
Как рассчитывают утилизационный сбор
Для определения величины утилизационного сбора используется специальная формула.
Базовая ставка * коэффициент = сумма утилизационного сбора
Размер базовой ставки и коэффициент расчета утилизационного сбора устанавливаются правительством.
Базовая ставка утильсбора в 2024 году:
▪️для легковых автомобилей — 20 000 рублей;
▪️для грузовиков и других категорий транспортных средств — 150 000 рублей;
▪️для спецтехники — 172 500 рублей.
Коэффициент изменяется в зависимости от категории транспортного средства, объема двигателя, возраста автомобиля (до трех лет или старше трех лет) и технически допустимой массы.
Что изменится в 2024 году

Последний раз тариф на утилизацию для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей и автобусов был пересмотрен 1 августа 2023 года. Тогда уровни тарифов для физических и юридических лиц были сравнены.
Следующее изменение тарифов планируется на 1 октября 2024 года. По планам правительства, тариф для легковых автомобилей увеличится сначала на 70-85 %, а затем будет увеличиваться ежегодно на 10-20 % до 2030 года. Согласно этому плану, тариф для легковых автомобилей с двигателями объемом 1-2 литра составит около 556 тысяч рублей к концу 2024 года (в настоящее время 300 600 рублей) и около 667 тысяч рублей в 2025 году.
Эти изменения не затронут физических лиц, которые ввозят в Россию автомобили с объемом двигателя до 3 литров для личного пользования и выплачивают все таможенные пошлины и налоги.
Как пояснили в Минпромторге, тарифы планируется увеличивать только для техники, которая производится серийно в России и Белоруссии. Сюда входят, например, автомобили и электромобили, прицепы и полуприцепы, бульдозеры, самосвалы, гусеничные тракторы, погрузчики.
Какие могут быть последствия для автовладельцев при введение пошаговой индексации утильсбора
Для автовладельцев введение пошаговой индексации утильсбора может повлечь за собой дополнительные расходы. Постепенное увеличение размера утилизационного сбора с годами эксплуатации автомобиля может стать серьезной нагрузкой на бюджет. Однако, следует понимать, что замена старого автомобиля на новый может принести и ряд выгод: уменьшение расходов на ремонт, экономия топлива, повышение безопасности и комфорта.
В целом, введение пошаговой индексации утильсбора на автомобили — это шаг в сторону повышения экологических стандартов, безопасности дорожного движения и развития автомобильной индустрии. Для автовладельцев это может означать некоторые дополнительные затраты, однако в долгосрочной перспективе это может принести пользу как им самим, так и окружающей среде.
Будущее рынка автомобилей после введения утилизационного сбора
С внедрением утилизационного сбора рынок автомобилей сталкивается с новыми вызовами и возможностями. Эта мера введена с целью снижения влияния автомобильного транспорта на окружающую среду и стимулирования производства экологически чистых автомобилей. Что же ожидает автомобильную индустрию в будущем после введения утилизационного сбора?
Повышение спроса на электромобили и гибридные автомобили
С одной стороны, утилизационный сбор может стать дополнительной стимулирующей мерой для покупки электромобилей и гибридов. Поскольку при утилизации штрафа за выбросы в атмосферу при использовании таких автомобилей нет, их покупка становится более привлекательной для потенциальных покупателей. Это может способствовать росту спроса на экологически чистые автомобили и ускорить развитие соответствующих технологий.
По данным аналитиков, увеличение продаж электромобилей и гибридов может привести к снижению выбросов CO2 в атмосферу и улучшению качества воздуха в крупных городах. Кроме того, производство электромобилей и комплектующих для них способствует развитию экологически чистой индустрии и созданию новых рабочих мест.
Уменьшение рынка б/у автомобилей и повышение стоимости новых
В то же время, введение утилизационного сбора может привести к снижению спроса на б/у автомобили, так как их утилизация станет более затратной для владельцев. Это может сказаться на цене вторичного рынка и привести к увеличению стоимости новых автомобилей. Потребители, ранее ориентировавшиеся на покупку подержанных машин, могут пересмотреть свой выбор в пользу новых моделей, что повлияет на динамику продаж в отрасли.
Внедрение инноваций и развитие новых технологий
Одним из ключевых результатов введения утилизационного сбора является стимулирование автопроизводителей к разработке новых экологически чистых технологий и инноваций. Для соблюдения норм по выбросам и уровням загрязнения, компании будут вынуждены внедрять новые технологии, улучшать эффективность двигателей, работать над снижением веса автомобилей и развивать альтернативные источники энергии.
Однако, это также может привести к увеличению стоимости производства автомобилей, что, в свою очередь, может отразиться на конечной цене для покупателей. Рынок автомобилей будет переживать период адаптации к новым требованиям и стандартам, что потребует значительных инвестиций со стороны производителей.
Возможное увеличение цен на иномарки
Повышение утилизационного сбора повлечет за собой рост стоимости иномарок в России. Дилеры будут вынуждены перекладывать дополнительные затраты на покупателей, что приведет к увеличению конечной цены автомобилей. При этом, ситуация на вторичном рынке также может измениться — цены на подержанные иномарки, вероятно, также подскочат.
Вывод
Введение утилизационного сбора оказывает серьезное воздействие на рынок автомобилей, стимулируя развитие экологически чистых технологий и их производство, увеличивая спрос на электромобили и гибриды, а также изменяя динамику ценообразования на автомобильных рынках. При этом ключевым будет поиск баланса между экологической ответственностью и доступностью автотранспорта для потребителей. Это даст толчок к инновациям, но также потребует адаптации всех участников рынка к новым условиям.
Повлияет ли повышение утилизационного сбора на стоимость автомобилей?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Вывод прост, цены на авто повысятся снова. Традиция, однако.