Виктор Александрович Никамин
Виктор А.Н. Подписчиков: 471
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 399.4к

Микрофонные технологии для систем пространственного звучания

1 дочитывание
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,18 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Технологии высококачественной записи звука и в особенности запись музыкальных программ– это большое искусство, в полной мере владеют которым очень немногие. Кроме обширного набора технических средств, здесь требуется еще и тонкое понимание музыки специалистом-звукорежиссером. Без хорошего художественного вкуса и всесторонней музыкальной эрудиции в звукорежиссуре делать нечего. Правильно передать нюансы звучания того или иного музыкального произведения в идеале может только человек, который сам является музыкантом, причем незаурядным. В то же время такой человек должен хорошо разбираться в технике и владеть аппаратными средствами, обеспечивающими процесс записи. Творческая и техническая составляющие его эрудиции должны присутствовать в нем в равной мере. А это бывает редко. Поэтому по-настоящему хороших звукорежиссеров в мире не так уж и много.

Что касается художественного вкуса звукорежиссера, то рассуждать об этом бессмысленно – это категория субъективна и зависит только от личности человека. А вот с технической частью разобраться вполне возможно – характеристики аппаратуры объективны и надо только знать, как ими воспользоваться, чтобы получить результат наилучший из возможного.

Звукозаписью человечество занимается довольно давно – многие десятилетия. Поэтому к сегодняшнему дню уже накопился определенный опыт использования технических средств для записи звуковых программ. Основным средством в звукозаписи является, как известно, микрофон. Микрофоны бывают очень разные – отличаются по принципу действия, по конструкции, по чувствительности, уровню шумов, полосе рабочих частот, неравномерности частотной характеристики и имеют разные диаграммы направленности. Правильный выбор микрофона для записи того или иного источника звука (музыкального инструмента или голоса вокалиста) в некоторых, заранее заданных условиях, уже требует определенной квалификации звукорежиссера.

Задача усложняется, если требуется записать звучание оркестра, да еще и с участием вокалистов. Здесь требуется не только подобрать наиболее походящие микрофоны для записи разных инструментов и голосов, но и правильно расположить их относительно источников звука так, чтобы звучание каждого из них передавалось в нужной пропорции по отношению к другим, и чтобы не исказить их тембры.

Задача становится еще более сложной, когда производится запись программы, предназначенной для воспроизведения в многоканальном формате, где необходимо передать не только звучание инструментов и голосов, но и компоненты процесса реверберации в первичном помещении, а также обеспечить правильную локализацию источников звука в пространстве. Особенно если это пространство трехмерное.

Разработкой микрофонных систем, массивов и технологий записи специалисты всерьез занялись еще в то время, когда каналов записи стало больше одного, т.е. с момента появления двухканального стерео. Встал вопрос – как лучше передать звуковую панораму оркестра и обеспечить при этом натуральность тембров звучания инструментов. Одним микрофоном здесь уже было не обойтись. Нужно, по крайней мере, два, а еще лучше, чтобы их было побольше. С появлением многоканальных систем пространственного звучания такая задача стала еще более актуальной, а с появлением систем с вертикальными каналами – превратилась в целую науку.

За годы кропотливого труда различных специалистов по звукозаписи были найдено и отработано достаточно много схем расположения микрофонов определенных типов с теперь уже известными свойствами, которые в некотором смысле можно уже считать стандартными. Эти микрофонные системы можно условно разделить на несколько групп:

– раздельные стереосистемы (АВ, DIN stereo ,NOS stereo, ORTF stereo, Baffled stereo);

– совмещенные стереосистемы (XY stereo, MS-stereo, Blumlein stereo);

– «верхние» стереосистемы (Overhead microphones);

– системы для записи surround-программ;

В отдельные группы можно выделить также микрофонные сис-темы типа «искусственная голова» (Headrelatedstereo, Spherestereo, Stereo 180) и уже рассмотренные ранее бинауральные стереосистемы.

(Глава 9 книги В.А. Никамин "Многоканальные звуковые системы" СПб, 2017.- 184 с.

Микрофонные технологии для систем пространственного звучания

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽