Потёмкин Игорь Алексеевич
Потёмкин И. А. Подписчиков: 40
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1271

Актуальные проблемы правового регулирования отношений по использованию товарных знаков

3 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,23 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В настоящее время значение товарных знаков только возросло. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации последние 5 лет наблюдается устойчивый рост числа заявок, поданных в Роспатент на регистрацию товарных знаков: в 2018 году было подано 76 062 заявки, в 2019 году – 87 509 заявок, в 2020 году – 93 026, в 2021 – 100 054, а в 2022 году – 107 919 [6].

Большая конкуренция производителей, повышение ответственности за их хозяйственную деятельность, потребность покупателей в тех или иных товарах приводит к необходимости правового регулирования сферы данных правоотношений, которая гарантировала бы надлежащую индивидуализацию выпускаемых товаров.

В связи с этим назрела большая необходимость проанализировать действующее законодательство в данной сфере на наличие в нем пробелов и при обнаружении таковых – предложить соответствующие изменения для их устранения.

Прежде всего, проанализируем понятие товарного знака. Ему посвящена ст. 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) [4]. Исходя из данной статьи, на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Относительно данного определения понятия Э.П. Гаврилов придерживается мнения, что термины «товарный знак» и «обозначение», которые приведены в вышеуказанной статье, имеют совершенно разные значения, так как товарный знак можно будет считать таковым только после того, как конкретное обозначение будет обеспечено правовой охраной в порядке, установленном законом [3].

А Д.Л. Цыбакова и И.А. Лисенкова, наоборот, придерживаются позиции, что определение товарного знака, которое дано законодателем в ст. 1477 ГК РФ, является достаточно четким и кратким [9].

Выделим из определения законодателя признаки товарного знака:

1. Присутствие правообладателя, с внесением изменений в статью 1477 Гражданского кодекса, расширен круг правообладателей товарного знака;

2. Факт исключительного права на товарный знак – юридическая возможность, которая позволяет правообладателю беспрепятственно использовать средство индивидуализации;

3. Необходимая регистрация товарного знака [2].

С экономической точки зрения товарный знак можно рассматривать как своего рода средство достижения большей прибыли для бизнеса.

Товарные знаки могут быть различных видов: словестные, графические, комбинированные, звуковые, тактильные, объемные, цифровые. Независимо от своей формы и виды они все подлежат правовой охране после их регистрации.

Проблемы в сфере использования и защиты товарных знаков с каждым годом увеличиваются, поскольку мировая обстановка кардинально меняется, что приводит к возникновению новых споров по поводу использования исключительного права. Как следует из Картотеки арбитражных дел, по данным на 18 сентября, Calvin Klein Trademark Trust с октября 2022-го подал 68 заявлений против российских предпринимателей и компаний, которые нарушили права на товарные знаки известной фирмы. В большинстве случаев иностранцы просят взыскать компенсацию в размере 50 000 руб. Такая же ситуация сложилась с американской компанией Levi Strauss and Co., которая за последние полгода подала более 20 исков к отечественным предпринимателям. Практика по таким спорам даже с одним и тем же истцом различается. Например, в деле № А66-3902/2023 суд решил привлечь ИП к ответственности, а в деле № А17-9564/2022 — суд утвердил мировое соглашение. Стоит отметить, что резкая активность иностранных компаний, ушедших с Российского рынка, в первую очередь обусловлена тем, что они могут просчитывать вероятность возвращения на российский рынок и варианты реструктуризировать владение интеллектуальными активами. Иностранные правообладатели пытаются прощупать ядро, почву — продолжает ли защищаться их интеллектуальная собственность в нашей стране. Они не хотят, чтобы потребители ассоциировали их товары с подделками. Если на российском рынке станет много некачественных реплик, то покупатели потеряют доверие к бренду [5].

Сложным вопросом в сфере правового регулирования товарных знаков остается их регистрация. Размер государственной пошлины за регистрацию товарного знака в трех классах международной классификации товаров и услуг составляет 40 000 рублей. При процедуре регистрации товарного знака производится проверка на наличие сходных или аналогичных товарных знаков. При сравнении зарегистрированных обозначений учитываются заявленные и зарегистрированные товарные знаки, относящиеся к однородной продукции. Нежелание субъектов предпринимательской деятельности тратить время и ресурсы на создание оригинальных товарных знаков в дальнейшем приводит к конфликтам и существенным потерям. Например, в Санкт-Петербурге правообладатель потребовал компенсацию в размере 2 500 000 рублей за использование сходного с ним до степени смешения обозначения, также незаконного использования фирменного стиля товаров истца (упаковка, графическое изображение) (Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.05.2022 года по делу № А56-86028/2021). В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2022 г. N 193-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» с 29 июня 2023 г. расширяется круг правообладателей товарных знаков [8]. Данный нормативный акт подготовлен в целях закрепления возможности регистрации товарных знаков на имя граждан, в том числе самозанятых, а также распоряжения правами на них.

В наследовании исключительного права на товарный знак прослеживаются актуальные пробелы в законодательстве. Актуальным и спорным является вопрос о сроке, в течение которого наследнику необходимо совершить действия по регистрации права на товарный знак на свое имя. Причиной неоднозначного подхода в доктрине является законодательный пробел. Дело в том, что в ст. 1232 ГК РФ, посвященной государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, не указан срок для подачи заявления о государственной регистрации перехода права в порядке наследования. В литературе предлагается восполнить пробел применением правил ст. 238, 1180 ГК РФ или исходить из трехгодичного срока, предусмотренного на случай прекращения исключительного права в связи с неиспользованием товарного знака [7]. В отношении возможности принятия права на товарный знак несколькими лицами стоит отметить, что Пленум Верховного суда РФ выделяет в пункте 87, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, перешедшее к нескольким наследникам, принадлежит им совместно. Этот вывод следует из содержания п. 2 ст. 1229 ГК РФ. Однако данная норма является общей. В специальных правилах о товарных знаках отмечается, что товарные знаки предназначены для индивидуализации товаров одного лица (индивидуальные товарные знаки). Регистрация товарного знака на двух и более лиц не допускается. Аналогичный вывод встречается в судебной практике. Исключение составляют коллективные товарные знаки, обозначающие товары, производимые или реализуемые объединением лиц и обладающие едиными характеристиками качества или иными общими характеристиками. Исходя из этого созревает вопрос, так как неясна судьба товарного знака при наличии нескольких наследников, либо когда наследников на товарный знак вообще может не оказаться. Товарный знак нельзя считать результатом интеллектуальной деятельности, он является исключительно средством индивидуализации [1].

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Потёмкин Игорь Алексеевич

Депутаты государственной думы решили бороться с "англицизмами"! Внесен законопроект об ограничение публичного использования иностранных слов в РФ!!

Важным шагом на пути к сохранению языкового наследия стало внесение в Государственную Думу России законопроекта, направленного на регулирование и ограничение публичного использования иностранных слов.
10:00
Поделитесь этим видео

Когда название бренда в ссылке не нарушение?

Можно ли использовать товарные знаки в ссылках страниц? – Ответ на этот вопрос вы найдете в разборе судебной практики ниже. ИП на время передал ООО право пользоваться товарным знаком (названием бренда).

Купила в «Пятерочке» хлеб, через три дня он стал зелёным. Хлеб из пекарни против магазинного. Есть разница!

Оказывается, от технологии производства зависит срок годности. Хлеб из магазина живёт всего три дня, так указано на упаковке от производителя. А вот хлеб из пекарни может хранится целый месяц.

Зачем регистрировать товарный знак?

Регистрация товарного знака защищает ваши права на брендВ современном мире, где конкуренция за внимание потребителя становится все более ожесточенной, сильный