Цветовая гармония
Раздел 3.14 книги В.А. Никамин "Зрительно-слуховое восприятие аудиовизуальных программ. СПб, 2015. 328 с.
Когда говорят о цветовой гармонии, то имеют в виду впечатление от взаимодействия двух или более цветов.
Для большинства людей цветовые сочетания, которые принято называть гармоничными, состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цветов, имеющих одинаковую светлоту. Как правило,такие сочетания не обладают высокой контрастностью.
Оценка гармонии или дисгармонии определяется субъективными ощущениями и не носит объективного характера.Гармония в общем случае- это равновесие, симметрия восприятия чего-либо. В рассматриваемом случае – сочетания цветов. Однако с давних времен разными исследователями делались попытки перенести понятие цветовой гармонии из об¬ласти субъективных ощущений в область объективных закономерностей.
Основные закономерности цветовой гармонии
Даже самый предварительный анализ показал, что ощущение равновесия и цветовой гармонии возникает при наблюдении дополнительных цветов (см. раздел 3.9.1). Более того, глаз сам способен «подсказать», какой цвет будет гармонировать с наблюдаемым. Если некоторое время смотреть на зелёный квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. И наоборот, наблюдая некоторое время красный квадрат, при закрытых глазах мы полу¬чим зелёный. Эти опыты можно производить со всеми цветами, и они подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к цвету реально наблюдаемому. Глаз требует или порождает комплементарные цвета, что можно рассматривать как естественную физиологическую потребность зрения достичь состояния равновесия. Такое явление известно как последовательный контраст (см. раздел 3.9.6). Опыты с отрицательной индукцией, когда серое пятно на ярком цветном фоне окрашивается в дополнительный цвет, подтверждают эту закономерность[43].
Впоследствии представления о гармонии цветов были несколько расширены. Английский физик Бенджамин Томпсон (впоследствии граф Румфорд) в 1797 году высказал гипотезу о том, что цвета являются гармоничными в том случае, если их смесь даёт белый цвет. Известно, что если из полного спектра белого света изъять какой-либо спектральный цвет, предположим, красный, а излучение оставшихся спектральных составляющих- жёлтого, оранжевого, фиолетового, синего и зелёного цветов собрать вместе с помощью линзы, то цвет этого суммарного излучения будет зелёным. Получится цвет дополнительный к изъятому. Известно также, что смесь излучений двух дополнительных цветов образует белый свет. Если же смешать краски двух дополнительных цветов, то в этом случае получится один из оттенков серого, т.е. ахроматический цвет. Немецкий физиолог Эвальд Геринг отметил по этому поводу следующее: «Среднему или нейтральному серому цвету соответствует то состояние оптической субстанции, в котором диссимиляция - расход сил, затраченных на вос¬приятие цвета, и ассимиляция - их восстановление - уравновешены. Это значит, что средний серый цвет создаёт в глазах состояние равновесия».
Если мы рассматриваем белый квадрат на чёрном фоне, а затем посмотрим в другую сторону, то в виде остаточного изображения увидим чёрный квадрат. Если мы будем смотреть на чёрный квадрат на белом фоне, то остаточным изображением окажется белый. Это указывает на стремление психики к восстановлению состояния равновесия.
Однако если рассматривать серый квадрат на примерно таком же сером фоне, хотя и другого оттенка, то в глазах не появится никакого остаточного изображения, отличающегося от средне-серого цвета. Это можно понимать так, что именно нейтральный серый цвет в наибольшей степени и соответствует тому состоянию равновесия, к которому стремится наше зрительное восприятие.
