Динамика зрения
В предыдущем разделе уже отмечалось, что когда человек рас-сматривает, не поворачивая головы, неподвижные предметы или изображения, расположенные в одной фронтальной плоскости, то взгляд его чаще всего не остается неподвижным, а перемещается по поверхности изображения, быстро меняя точки фиксации.
Многочисленные исследования показывают, что кажущаяся простота и непосредственность зрительного восприятия реального предмета или его изображения чаще всего является мнимой – конечное узнавание предметов, и особенно изображений, является результатом сложной прецепторной деятельности, которая начинается с выделения того или иного признака объекта в качестве наиболее существенного, т.е. создания определенной «прецепторной гипотезы», а затем следует поиск других признаков, в результате которого из ряда альтернатив выбирается наиболее подходящее значение образа. При этом существенные признаки выступают на первый план и объединяются, а побочные, несущественные признаки отбрасываются (рис. 3.27).
Один из виднейших специалистов в мире по психофизике зрения - советский ученый Альфред Лукьянович Ярбус в середине прошлого века разработал точную методику определения последовательных перемещений глаза при рассматривании различных предметов. В результате опытов установлено, что 97% времени глаза остаются неподвижными, но когда они начинают «ощупывать» объект, то перемещаются очень быстро

Когда человек плавно обводит взглядом какую-нибудь непод-вижную фигуру (например, круг), ему кажется, что глаза движутся непрерывно. В действительности же и в этом случае движение глаз скачкообразно, причем величина скачков очень мала.
Скачкообразным движением глаз можно объяснить иллюзию присутствия движения на некоторых неподвижных картинках (рис. 3.28 и 3.29- надо увеличить эти картинки). Но если сосредоточиться и остановить взгляд на какой-то точке такой картинки, то движение прекращается.

При наблюдении движущегося объекта процесс фиксации происходит при скачкообразном перемещении взгляда с той же результирующей угловой скоростью, с которой движется и объект наблюдения. При этом изображение объекта на сетчатке остается относительно неподвижным.
Исследования А.Л. Ярбуса позволили установить некоторые закономерности в обследовании глазом объекта наблюдения. Первая из этих закономерностей состоит в том, что максимумы внимания приходятся на «смысловые центры» в изображении. В частности, таким центром всегда будет человек или животное, даже если картина изображает природу или технику, а человек или животное присутствуют там просто в качестве сопутствующего, не основного элемента.
Узнав об этом факте, создатели рекламных объявлений в своих творениях сразу же стали к месту и не к месту вставлять на первый план красивых девушек. Хотя зрители при контрольных опросах очень много и подробно рассказывали о девушках, но не могли вспомнить ни предмета рекламы, ни названия фирмы, выпустившей этот предмет.
Также было установлено, что лица людей значат для зрителя больше, чем фигуры, а фигуры - больше, чем детали обстановки. Разглядывая портрет, мы обращаем внимание, прежде всего, на глаза («зеркало души»), губы, нос. Эти же элементы - глаза, нос, пасть - наиболее интересны, и когда мы смотрим на животное. А.Л. Ярбус объяснял это тем, что «глаза и губы человека - наиболее подвижные и выразительные элементы лица».
Опыты английских психологов показали, что притягивают наш взгляд и любые два кружка, поставленные горизонтально рядом, особенно если в них выделены внутри еще другие, меньшие кружки («зрачки»). Можно предположить, что эта автоматическая реакция внимания на глаза унаследована нами от животных предков. У многих живот¬ных прямой, направленный взгляд служит сигналом угрозы. Недаром некоторые бабочки выработали в процессе эволюции концентрические круги на крыльях. Птица воспринимает эти круги как глаза готовящегося напасть на нее хищника и не решается трогать такую бабочку.
При чтении глаз читающего останавливается не на каждой букве, а только на одной из четырех-шести, но, несмотря на это мы понимаем смысл прочитанного. Более того, последние исследования показали, что не имеет даже значения, в каком порядке расположены буквы внутри слова – главное, чтобы первая и последняя были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке и все равно текст будет читаться без затруднений. Это доказывает, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а воспринимаем все слово целиком. Очевидно, при этом используется предыдущий опыт чтения написанных слов, образы которых хранятся в памяти. Именно поэтому дети, едва научившиеся читать, читают очень медленно – в их памяти еще не накопилось достаточное количество образов различных слов.
