ФАС хочет запретить ретейлу взимать плату с поставщиков куриных яиц

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России планирует расширить перечень социально значимых продуктов, за приобретение которых торговым компаниям запрещено взимать вознаграждение с поставщиков. В этот список, в частности, предлагается включить столовые куриные яйца первой и второй категорий по специальному ГОСТу.
Согласно проекту постановления Правительства РФ, в перечень социально значимых продовольственных товаров предлагается дополнительно включить "Яйцо куриное столовое первой и второй категорий по ГОСТ 31654-2012".
Данная мера направлена на стабилизацию цен на яйца и увеличение их предложения на российском рынке. В настоящее время публичное обсуждение проекта постановления завершается 13 августа.
Напомним, что за нарушение запрета на взимание вознаграждения с поставщиков социально значимых товаров должностным лицам грозит штраф от 20 до 40 тыс. рублей, а юридическим лицам - от 1 до 5 млн рублей.
Включение куриных яиц в перечень социально значимых товаров
Включение куриных яиц в перечень социально значимых товаров позволит защитить поставщиков от дополнительной финансовой нагрузки, которую ретейлеры нередко пытаются на них переложить. Это, в свою очередь, должно способствовать сдерживанию роста цен на яйца для конечных потребителей.

В последние месяцы в России отмечается существенный рост цен на куриные яйца. Эта ситуация вызывает обеспокоенность у населения, а также привлекает внимание государственных регулирующих органов. Рассмотрим основные причины подорожания яиц и возможные меры по стабилизации ценовой ситуации.
Основные факторы роста цен на яйца
1. Удорожание кормов для птицы. Значительную долю в себестоимости производства яиц занимают корма, цены на которые в 2022 году значительно выросли из-за нарушения логистических цепочек и ограничений на импорт. Это напрямую отразилось на стоимости яиц.
2. Рост энергетических затрат. Подорожание электроэнергии, газа и топлива для птицефабрик привело к увеличению издержек производителей.
3. Сокращение поголовья кур-несушек. Ряд птицефабрик в России были вынуждены сократить поголовье птицы из-за экономической нецелесообразности содержания. Это снизило объемы производства яиц.
4. Сезонный фактор. Традиционно во второй половине года спрос на яйца возрастает, что также провоцирует рост цен.
В результате действия этих факторов розничные цены на куриные яйца в России с начала 2022 года выросли более чем на 30%. Это серьезно ударило по покупательной способности населения, особенно социально незащищенных слоев.

Для стабилизации ситуации Правительство РФ рассматривает ряд мер:
- Включение куриных яиц в перечень социально значимых товаров, за приобретение которых ретейлерам запрещено взимать вознаграждение с поставщиков. Это должно сдержать рост розничных цен.
- Возможное субсидирование производителей яиц для компенсации роста их издержек.
- Усиление мониторинга и контроля за ценами на яйца на всех этапах продовольственной цепочки.
Региональные различия цен на куриные яйца в России
Цены на куриные яйца значительно различаются в разных регионах Российской Федерации. Эти различия обусловлены как объективными экономическими факторами, так и особенностями региональных рынков.

Самые низкие цены на яйца традиционно наблюдаются в регионах-лидерах по их производству.
Самые низкие цены на яйца традиционно наблюдаются в регионах-лидерах по их производству. Например, в Белгородской области, занимающей первое место в стране по объемам производства яиц, средняя потребительская цена в июле 2022 года составила 58,9 рублей за десяток. Схожая ситуация складывается в Ростовской, Воронежской и Курской областях.
С другой стороны, наиболее высокие цены фиксируются в отдаленных регионах Дальнего Востока и Крайнего Севера, где издержки на логистику и энергоресурсы значительно выше. Так, в Чукотском автономном округе средняя цена на яйца в июле достигла 125,4 рублей за десяток, в Магаданской области – 114,6 рублей.
Значительная разница в ценах наблюдается также между городами-миллионниками и небольшими населенными пунктами. Например, в Москве средняя стоимость десятка яиц в июле составила 87,9 рублей, тогда как в Московской области – 72,9 рублей.

Подобные региональные диспропорции обусловлены не только логистическими издержками, но и особенностями конкурентной среды на локальных рынках. В крупных городах-миллионниках, как правило, выше концентрация торговых сетей, что способствует более жесткой ценовой конкуренции.
Для выравнивания ценовой ситуации на рынке яиц Правительство РФ применяет меры по поддержке производителей, а также рассматривает возможность их включения в перечень социально значимых товаров. Это должно помочь сдержать рост цен, особенно в отдаленных и менее обеспеченных регионах страны.
Полезная инициатива?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
да! Спасибо Александр за информацию.
Да если честно все равно.
Здравствуйте, Александр Александрович! Помню, как они резко подорожали. Мы все о них писали публикации. Благодарю Вас. Ставлю лайк, пишу комм и ухожу!
Полезная инициатива?
Посмотрим как будет на практике, но любое понижение цены за товар - это плюсом копеечка в карман потребителя!
Не очень, ибо где-то убудет, значит, где-то прибудет. Торговцы обязательно повысят цены на чё -нить другое, в чем придется себе отказать.
Хотя, конечно, яйца - главный продукт.
Но что заметила , таки снизилось качество товара: яйца С1 и С2 вообще в ячейках, обернутых пленкой без всяких указаний на дату и производителя, по принципу -"бери, что дают ".
Яйца категории С0 по-прежнему в коробочках по 10 шт, даты только "свежак", но по факту в размере пересортица- мелковатые встречаются, и свежесть не вчерашняя явно - желток растекается, в упаковке пара-тройка таких встречаются. Стоят у нас С0 150р., остальные гораздо дешевле и упаковки есть по 30шт , которые "бери, что дают".
В настоящее время более 60 % куриных яиц реализуется производителями по прямым договорам через торговые сети. Наиболее востребованными являются яйца первой и второй категорий.
Закон о торговле допускает включение в цену договора вознаграждения, которое поставщик выплачивает торговой сети за приобретение определенного количества продовольственного товара.
Размер вознаграждения не может превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров.