"Generation П": советская ментальность и русская идея. Продолжение

Скриншот кадра из фильма "Generation П" (2011)
Как и заявлено в заголовке, данная публикация — продолжение статьи "Generation П": советская ментальность и русская идея. Начало". А всё вместе — продолжение разговора о замечательном произведении российской литературы постмодерна, начало которого здесь: "Generation П": конспирология от Виктора Пелевина" и "На что же всё это опирается: ответ от "Generation П".
Советская ментальность ("сакраментальный совок") и русская идея оказались тесно связаны между собой, но совсем не так, как грезится апологетам "золотого века" СССР. Эта взаимосвязь очень хорошо иллюстрируется странноватой фразой:
Антирусский заговор, безусловно, существует — проблема только в том, что в нем участвует все взрослое население России,
помещённой в пролог. Можно сказать, что это и есть первое обращение в романе Виктора Пелевина к понятию "русской идеи". Сюжет романа "Generation П" разворачивается даже не на фоне, а внутри геополитической драмы.
СССР, который начали обновлять и улучшать примерно тогда же, когда Татарский решил сменить профессию, улучшился настолько, что перестал существовать (если государство способно попасть в нирвану, это был как раз такой случай).
(Для тех, кто не в курсе: Татарский — главный герой романа "Generation П" — прим. автора статьи)
Главная геополитическая драма не только и не столько в распаде Советского Союза: как распался, так мог и восстановиться на базе СНГ. Драма в том, что на достояние большинства россиян — советскую ментальность, русская идея ложится плохо. Отсюда и приведённый парадокс об участии всего взрослого населения России в антирусском заговоре.

Картинка из фильма близка к описанию в книге, хотя и не во всех деталях совпадает. Скриншот кадра из фильма "Generation П" (2011)
Отголоски русской идеи в развитии сюжета у главного героя книги Вавилена Татарского будут робко прорезываться несколько раз. Например, при составлении рекламной кампании для напитка Sprite как некоего тестового задания своего нового работодателя Дмитрия Пугина, он всю концепцию построил на ожиданиях сильной национальной диктатуры и эстетике, почему-то названным ложнославянским, стиле. На внешних проявлениях "русской идеи", как она виделась и видится в клише советской ментальности. Зато когда более серьёзный работодатель Владимир Ханин выступит посредником в передаче заказа на вполне конкретную разработку концепции "русской идеи" от представителя бандитской "крыши" Вовчика Малого, Татарский со своим набором стереотипов окажется беспомощен. Сама же формулировка заказа на краткое изложение "русской идеи" от Вовчика Малого построена на идее противостояния. Ниже несколько цитат заказчика на протяжении одного диалога.
— Я тебе точно говорю — они нас там за людей не считают, как будто мы все г@вно и звери.

Вовчик Малой. Скриншот кадра из фильма "Generation П" (2011)
— Все потому, что мы у них на пансионе. Их фильмы смотрим, на
их тачках ездим и даже хавку ихнюю едим. А сами производим, если задуматься, только бабки…Которые тоже по всем понятиям ихние доллары, так что даже неясно, как это мы их производить ухитряемся. Хотя, с другой стороны, производим же — на халяву-то никто не дал бы…

Вовчик Малой. Скриншот кадра из фильма "Generation П" (2011)
— Просто потеряли на время корни из-за всей этой байды. Сам знаешь, какая жизнь, — п€рнуть некогда. Но это ж не значит, что мы забыли, откуда мы родом, как негры эти козлиные…
И, наконец, постановка задачи:
— Короче, я тебе сейчас ситуацию просто объясню, на пальцах, — сказал Вовчик. — Наш национальный бизнес выходит на международную арену. А там крутятся всякие бабки — чеченские, американские, колумбийские, ну ты понял. И если на них смотреть просто как на бабки, то они все одинаковые. Но за каждыми бабками на самом деле стоит какая-то национальная идея. У нас раньше было православие, самодержавие и народность. Потом был этот коммунизм. А теперь, когда он кончился, никакой такой идеи нет вообще, кроме бабок. Но ведь не могут за бабками стоять просто бабки, верно? Потому что тогда чисто непонятно — почему одни впереди, а другие сзади?
— Во как, — сказал Ханин. — Учись, Ваван.
— И когда наши русские доллары крутятся где-нибудь в Карибском бассейне, — продолжал Вовчик, — даже на самом деле не въедешь, почему это именно русские доллары. Нам не хватает национальной и-ден-тич-ности…
Последнее слово Вовчик выговорил по складам.
— Понял? У чеченов она есть, а у нас нет. Поэтому на нас как на говно и смотрят. А надо, чтобы была четкая и простая русская идея, чтобы можно было любой с#ке из любого Гарварда просто объяснить: тыр-пыр-восемь-дыр, и нефига так глядеть. Да и сами мы знать должны, откуда родом.

Чеченец Гусейн из "кавказского землячества". Скриншот кадра из фильма "Generation П" (2011)
Но не получилось у Татарского сделать ни полную версию на 5 страниц, ни краткая на страницу. Да оно и не понадобилось. Погиб Вовчик Малой в борьбе с первой "крышей" Вавилена Татарского чеченцем Гусейном, любителем опиатов и суфийской музыки. Интересно, что параллельно над формулированием "русской идеи" по заказу Владимира Ханина и Вовчика Малого работал некий Саша Бло (Эдуард Диберсян), копирайтер и журналист, писавший обо всём подряд ради заработка.

Очень "великорусский шовинист" Малюта. Скриншот кадра из фильма "Generation П" (2011)
Хотя, логичнее, на первый взгляд, было бы за этим занятием увидеть другого коллегу Татарского рекламному агентству "Тайный советчик" с чудным именем Малюта. Но, видимо, даже для их общего руководителя Ханина его старательная работа над национал-патриотическим имиджем была чересчур.
Малюта был вообще человек пугающий. Он был пламенным антисемитом, но не потому, что у него были какие-то причины не любить евреев, а потому, что он изо всех сил старался поддерживать имидж патриота, логично полагая, что другого пути у человека с именем Малюта нет. А все аналитические таблоиды, в которых Малюта встречал описание мира, соглашались, что антисемитизм — непременная черта патриотического имиджа. Поэтому, в результате долгих усилий по формированию своего образа, Малюта стал больше всего напоминать злодея из ливанской мафии в тупом малобюджетном боевике, что заставило Татарского всерьез задуматься — так ли уж тупы эти малобюджетные боевики, если они ухитряются трансформировать реальность в свое подобие.
Вполне закономерно, что с другим персонажем из рекламного агентства "Тайный советчик" по имени Сергей, старательно копирующим никогда не встречавшихся ему западных копирайтеров, у Малюты, несмотря на все внешние различия, гораздо больше общего. Оба эти носителя остаточной советской ментальности (в чём они вряд ли признались бы), ориентировались на одни и те же идеалы и ценности, соответственно и создавали схожий рекламный продукт. С Малютой судьба Татарского сведёт ещё в один коллектив — в Институт пчеловодства (Межбанковский комитет). И там этот субъект остался верен себе, однако и там его обошли с заданием на создание контента по "русской идее".

Саша Бло (Эдуард Диберсян) в разные периоды своей карьеры и знакомства с Вавиленом Татарским. Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Generation П"
На этом направлении опять оказался медиа-субъект, известный всем под псевдонимом Саша Бло. Их первая встреча на новом поприще в Институте пчеловодства:
— Я? Я завотделом русской идеи. Это во флигеле. Идеи будут — заходи.
— От меня толку мало, — ответил Татарский. — Я пробовал думать — не выходит. Ты бы поездил по окраинам, поспрашивал у мужиков.
Саша Бло недовольно наморщился.
— Да я пробовал вначале, — сказал он. — Стакан нальешь, в глаза заглянешь, а тебе в ответ:
«Да раз... сь ты на х@#, Мерседес козлиный». Они круче «мерседеса» ничего представить не могут… И все так деструктивно…
Всё-таки, одна из заглавных мыслей книги "Generation П", что русскую идею нельзя вот так взять и искусственно сгенерировать почти на пустом месте как тот же либерализм или вполне коррелирующий с ним коммунизм.
P. S. Вместо эпилога цитата из работы "О русской идее" русского философа Ивана Александровича Ильина, ненависть к которому коммунисты лелеют уже больше 100 лет. Итак, о том, что такое русская идея.
Эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других народов. И в то же время эта идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духовный путь; это то, что мы должны беречь и растить в себе, воспитывать в наших детях и в грядущих поколениях и довести до настоящей чистоты и полноты бытия—во всем, в нашей культуре и в нашем быту, в наших душах и в нашей вере, в наших учреждениях и законах. Русская идея есть нечто живое, простое и творческое. Россия жила ею во все свои вдохновенные часы, во все свои благие дни, во всех своих великих людях.
(Ильин И. А.)
Статья опубликована на моём канале "Мир глазами историка" на площадке Дзен под заголовком "Generation П": советская ментальность и русская идея. Продолжение".
🤣 «Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
Всё-таки не все умные люди из нынешних считают менталитет, как нечто данное раз и навсегда, хотя есть какие-то общие черты одного народа, отличающего его от других.
Но ведь бывают и у целых наций, культурных и передовых, какие-то "задвиги", типа у немцев времён третьего рейха.
Да и И. Павлов в 1918 в своей лекции "Об уме и о русском уме в частности" оч.критиковал тогдашний интеллигентский ум правителей новой России (ум безграмотного народа не принимал во внимание) и верил, что недостатки можно устранить, коли работать над собой.
Но нет, все те же самые отрицательные характеристики ума остались.
Россияне были вполне изменчивы с перестройкой, уж точно не были равнодушны к жизни и активничали.
Сейчас в чем-то другие, в соотаетствии с сегодняшней повесткой, но изменится она, сменится власть и люди подстроятся, уже другие качества могут быть востребованы, значит, могут и проявиться ...
Да, Вы правы, все социальные процессы надо рассматривать в исторической динамике.
Посмотрите на Америку и весь прогнивший Запад,у них происходит деградация людей,у которых падает мораль института семьи и культура
Да, по сути это и есть расчеловечевание.
Причины, почему атеизм сворачивает даже самые светлые головы.
«Из-за деревьев не видно леса» - народная пословица
Иллюзии, проблемы, узкие места люди формируют в результате нарушения законов познания, которые организует любой национальный язык во взаимосвязи основных частей речи существительного, прилагательного и глагола, которое, которое конкретизируют через их подобия: знак-значение – смысл (Сократ), тезис- антитезис – синтез (Гегель), путь – истина и жизнь (Иисус Христос) и так далее в Таблице № 1.Этим законам познания мы подчиняемся бессознательно, так как они существуют в нашей долговременной исторической памяти, которая на 99,9% формируется бессознательно через наличие обратных связей, формируя историю взросления даже в сохранении памяти мышц.
Например, попадание ложкой в рот обеспечивается более миллиарда микродвижений рук, рта и головы, которые не зафиксировать в опыте, а семейные отношения любви и заботы друг о друге не перечеркнуть несколькими фактами их отсутствия. Таковы причины и длящегося счастья при наличии ребёнка и устойчивой радости жизни в больших семьях
Законы познания формируемые опытом создают иллюзии кривозеркалья, так как в исполнении любого длящегося действия можно выбрать любой факт в качестве главного. Поэтому технологии плюрализма и меняющейся толерантности самые древние, как основы криминальных способов познания создающего зависимости. Технология примитивная, называется факт и перечисляются его признаки, как важные и необходимые, называется слово и перечисляются его значения. Так создаётся криминальная зависимость, любой национализм, фашизм, виды фанатизма, а рекламными кампаниями зависимости от товаров, лекарств, способов похудения и пр.
Такая концепция образования и управления стала официальной благодаря Болонскому соглашению почти во всех странах мира. Теперь человека, страну считают горшком, в который можно складывать всё важное и необходимое. Дж. Сорос, черные маклеры, политтехнологи и рекламщики человека считают овцой, из которых можно формировать необходимое стадо.
У воинственного атеиста Ленина во всех произведениях тоже обнаружил эти технологии – берёт любое значение факта у своих оппонентов и жёстко критикует их. В его книге «Материализм и эмпериокритизм» на каждой странице насчитывал до 50-и ругательств то есть технология «Из-за деревьев не видеть леса»
Большое спасибо за интересный комментарий.